Рефераты. Административный процесс

Постановление о наложении административного наказания выносится в случае, если материалами дела доказана виновность лица в совершении административного правонарушения, если нет обстоятельств, исключающих административную ответственность, и отсутствуют основания для освобождения лица от администра-тивной ответственности. Определение меры наказания осуществ-ляется в рамках, установленных нормативным актом, предусмат-ривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с законодательством об административных правонарушениях и с учетом принципа индивидуализации.

Структура постановления состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Во вводной части должны быть указаны: номер постановле-ния, дата его вынесения, наименование населенного пункта, на территории которого находится орган; наименование органа, рас-сматривающего дело об административном правонарушении, должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшего поста-новление; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело (фамилия, имя, отчество), полное наименование юридиче-ского лица. При этом могут быть указаны иные сведения, напри-мер, идентификационный номер налогоплательщика, в отноше-нии которого вынесено постановление за нарушение в области налогообложения; данные об инвалидности лица, наличии у него государственных наград, почетных, воинских и других званий Чечина Н.А. Рассмотрение судами дел, возникающих из административно-правовых отношений (К проекту ГПК РФ) // Правоведение. 1994. № 5. С. 117..

Описательная часть постановления представляет собой обос-нованное решение, которое судья, должностное лицо, коллеги-альный орган принимает по рассматриваемому делу об админи-стративном правонарушении. В постановлении излагаются об-стоятельства, установленные при рассмотрении дела. Важней-шим компонентом описательной части является анализ и оценка доказательств, исследованных при рассмотрении дела. В поста-новлении должны получить оценку все доказательства. Судья, должностное лицо должны указать, какие из доказательств явля-ются достоверными, а какие недостоверными, привести убедительные аргументы в подтверждение своих выводов.

Резолютивная часть постановления представляет собой логи-ческий и юридический вывод из описательной части, в котором четко формулируется решение по рассматриваемому делу об ад-министративном правонарушении: фамилия, имя, отчество физи-ческого лица, наименование организации; решение о признании лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, виновным; соответствующая статья КоАП, по которой данное лицо признано виновным; вид и размер админи-стративного наказания (основного и дополнительного); оконча-тельная мера административного наказания.

Постановление о прекращении производства по делу выносит-ся в случаях, если имеется хотя бы одно из обстоятельств, исклю-чающих производство по делу; совершенное правонарушение характеризуется малозначительностью и коллегиальный орган (должностное лицо) принял решение ограничиться объявлением устного замечания, а также если установлено, что в правонаруше-нии содержатся признаки преступления и материалы дела переданы прокурору, органу предварительного следствия или дознания Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник для вузов. - М., 2004.

С. 345..

Постановление по делу об административном правонаруше-нии объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. При этом копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указан-ного постановления.

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на восстановление нарушенных прав и охраняемых интересов граждан. Постановление по делу об адми-нистративном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представи-телем юридического лица, защитником и представителем.

Объектом обжалования являются не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонару-шениях. По таким делам установлена подведомственность в за-висимости от характера административного правонарушения и места его совершения, а также субъекта административного пра-вонарушения.

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях является заключительной стадией производст-ва по делу об административном правонарушении. Задачами ис-полнительного производства являются обеспечение исполнения вынесенного постановления и защита законных прав и интересов физических и юридических лиц. Исполнение постановлений оп-ределяется Разделом V КоАП «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях» Старилов Ю.Н. Административная юстиция. - М., 2001. С. 45..

Исполнение постановления начинается после вступления его в законную силу. КоАП устанавливаются следующие временные периоды вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении:

после истечения срока, установленного для его обжалова-ния, если указанное постановление не было обжаловано или оп-ротестовано. Согласно КоАП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в те-чение десяти суток со дня вручения или получения копии поста-новления. Таким образом, если в этот срок жалоба не была пода-на, а протест прокурора не принесен, то постановление вступает в законную силу;

после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если ре-шением отменяется вынесенное постановление. Срок обжалования решения по жалобе или принесения протеста равен десяти дням, а для жалоб на постановление об административном аресте - од-ним суткам со дня ее поступления. Следовательно, если решение по жалобе не обжаловалось, то постановление по делу об админи-стративном правонарушении вступает в законную силу через де-сять дней после вынесения решения по первичной жалобе;

после вынесения не подлежащего обжалованию решения по
жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отме-няется вынесенное постановление Демин А.А. Административный процесс в развивающихся странах. Учебное пособие. - М., 1987. С. 5 - 14..

Приведение постановления по делу об административном правонарушении в исполнение представляет собой организацион-ные действия для реализации предписаний, содержащихся в постановлении, уполномоченными на то органами и должностными лицами. В случае вынесения нескольких постановлений о назна-чении административного наказания в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно.

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ

Вопрос о принятии такого акта, как Админист-ративно-процессуальный кодекс, ставился учены-ми-процессуалистами и учеными-административис-тами давно. При этом точки зрения о месте и содер-жании норм, регламентирующих судопроизводство по административным делам, весьма неоднозначно представлены в юридической науке.

Так, Г.Л. Осокина еще в 1990 г. предлагала «по мере становления административно-процессуаль-ной отрасли советского права исключить из ГПК РСФСР гл. 22,23,24,24-1,25, поместив их в адми-нистративно-процессуальные кодексы союзных республик». Необходимость особой процессу-альной формы проверки законности администра-тивных актов в области гражданских, семейных, жилищных, земельных и других правоотношений отмечали Д.М. Чечот Чечот Д.М. Неисковые производства. М., 1973. С. 10-12., Б.Н. Юрков Юрков Б.Н. Проблемы судебного контроля и надзора в советском государственном управлении. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. доктора юрид. наук. Харьков, 1988. С. 16-17., И.М. Зай-цев Зайцев И.М. Административные иски // Российская юсти-ция. 1996. № 4. С. 23-25.. Проблемам сущности административных споров и формы их разрешения значительное вни-мание уделено учеными-административистами.

Представители науки административного права главным образом заняты разработкой таких адми-нистративно-процессуальных норм, которые упо-рядочили бы эффективность разрешения споров в сфере управленческих отношений. Этим вопросам посвящены многочисленные труды В.Д. Сороки-на, Н.Г. Салищевой, Е.В. Додина и др.

Некоторые ученые-административисты дают широкое понятие административного процесса и предлагают в связи с этим соответствующую мо-дель Административно-процессуального кодек-са, предназначенную и для упорядочения органи-зационно-исполнительной деятельности, и для разрешения споров в сфере управления между гражданами и органами власти. Предлагается в этих же кодексах предусмотреть разрешение спо-ров как в порядке подчиненности, так и судебны-ми органами (суды общей юрисдикции, админист-ративные суды. Ю.А. Тихомиров с последова-тельной настойчивостью предлагает поэтапное формирование современной административной юстиции, не допуская излишней поспешности в такой важной сфере, как создание администра-тивных судов, которые и будут осуществлять су-дебную власть посредством административного судопроизводства. Он считает необходимым разработать Федеральный закон «Об админист-ративной юстиции Российской Федерации» и подготовить Основы и Кодекс административ-ного судопроизводства Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 790.. Н.Г. Салищева и Н.Ю. Хаманева считают, что нужен единый нор-мативный акт, и на его создание следует обратить внимание ученых-административистов Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере испол-нительной власти. М., 1997. С. 231.. Пра-вильнее, видимо, говорить в данном случае о сов-местном сотрудничестве с учеными-процессуали-стами, тем более что в заключение авторы (уже неоднократно) ставят вопрос о подготовке адми-нистративных судов, о подготовке и принятии Кодекса РФ об административном судопроизводстве Салищева Н.Г. Гражданин и административная юрис-дикция в СССР. М., 1970. С. 11-12.. Имеются и другие суждения о месте адми-нистративного судопроизводства в судебной сис-теме Российской Федерации. Так, В.А. Туманов полагает, что административное судопроизводст-во должно развиваться не путем создания само-стоятельной судебной системы административ-ных судов, а «путем создания в областных, крае-вых, верховных судах республик, в Верховном Суде Российской Федерации специализирован-ных административных палат». Предметное обсуждение проблемы админист-ративного судопроизводства в сегодняшней пра-вовой реальности напрямую связано с реализаци-ей идеи создания административных судов в Рос-сийской Федерации. Председатель Верховного Суда РФ, доктор юрид. наук. В.М. Лебедев изло-жил Президенту РФ В.В. Путину концепцию со-здания административных судов в системе судов общей юрисдикции. С одобрения В.В. Путина Верховный Суд РФ внес в Государственную Думу на правах законодательной инициативы проект Федерального конституционного закона «О Фе-деральных административных судах в Российской Федерации». По мнению В.М. Лебедева, эти суды «должны рассматривать жалобы граждан на дея-тельность должностных лиц, органов управления и местного самоуправления, а также дела, связан-ные с обжалованием в суде нормативных актов и с нарушением избирательных прав граждан».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.