Рефераты. Административный процесс

В соответствии с КоАП протокол об административном пра-вонарушении составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждают-ся прокурором, а также в рамках упрощенного производства, то есть когда административное наказание назначается без состав-ления протокола.

В протоколе об административном правонарушении указыва-ются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (постановление); сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об администра-тивном правонарушении; фамилии, адреса свидетелей и потер-певших, если они имеются; место, время совершения и событие административного правонарушения; статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, нормативный акт, предусмат-ривающий ответственность за данное правонарушение; объясне-ние физического лица или законного представителя юридическо-го лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Физическому лицу или законному представителю юридическо-го лица, в отношении которых возбуждено дело об администра-тивном правонарушении, должна быть предоставлена возмож-ность ознакомления с протоколом об административном право-нарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим данное правонарушение, а также свидетелями и потерпевшими, если таковые имеются. При этом подпись прото-кола лицом, привлекаемым к административной ответственности, является его правом, но не обязанностью, что вытекает из его правового статуса как лица, участвующего в производстве по де-лу об административном правонарушении. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию, а также изложить моти-вы своего отказа от его подписания. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем дела-ется запись об этом.

Протоколы об административных правонарушениях состав-ляются должностными лицами органов, уполномоченных рас-сматривать дела об административных правонарушениях, в пре-делах компетенции соответствующего органа Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 251..

Решение о возбуждении дела об административном правона-рушении и проведении административного расследования прини-мается должностным лицом, уполномоченным составлять прото-кол об административном правонарушении, немедленно после вы-явления факта совершения административного правонарушения. Это решение оформляется в виде определения, а прокурором - в виде постановления. В определении о возбуждении дела об ад-министративном правонарушении указываются дата и место со-ставления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об ад-министративном правонарушении, данные, указывающие на на-личие события административного правонарушения, статья Ко-АП либо закона субъекта Российской Федерации, предусматри-вающая административную ответственность за данное админист-ративное правонарушение.

В процессе административного расследования осуществляют-ся процессуальные действия, такие, как проведение экспертизы, истребование необходимых предметов и документов, производст-во ревизий, документальные проверки, инвентаризации и другие.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об админи-стративном правонарушении. В исключительных случаях указан-ный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вы-шестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником выше-стоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном право-нарушении. Протокол является процессуальным документом, за-вершающим административное расследование. В нем систематизируются доказательства, собранные по делу, формулируются выводы. В описательной части протокола излагается сущность дела: указываются место и время совершения административного правонарушения, его способы, мотивы, последствия и другие су-щественные обстоятельства; результаты проведенных процессу-альных действий; обстоятельства, смягчающие административ-ное наказание. Если по делу об административном правонаруше-нии проходят несколько лиц, то при изложении сущности дела указывается роль каждого из них. Сведения о лице, в отношении которого проводится административное расследование, должны быть достоверными.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административ-ном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном пра-вонарушении. Протокол (постановление прокурора) об админи-стративном правонарушении, совершение которого влечет адми-нистративный арест, передается на рассмотрение судье немед-ленно после его составления (вынесения) Уткин Д.В. Административное судопроизводство в системе правового  государства // Правовая наука и реформа юридического образования: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.Н. Старилова. - Воронеж, 2003. С. 328..

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости могут быть вынесены определения о назначении времени и места рассмотрения дела; о вызове необходимых для рассмотрения дела лиц, об истребова-нии необходимых дополнительных материалов по делу, о назна-чении экспертизы; об отложении рассмотрения дела; о возвраще-нии протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного со-ставления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, а также о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и дру-гие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица Панова И.В. Административно-юрисдикционный процесс. Саратов, 1998. С. 21..

При наличии обстоятельств, влекущих согласно КоАП пре-кращение дела, выносится постановление о прекращении произ-водства по делу об административном правонарушении.

КоАП устанавливаются следующие правила о месте рассмот-рения дела об административном правонарушении. Так, по об-щему правилу дело об административном правонарушении рас-сматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об админист-ративном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении, по которому бы-ло проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Дела об административных правонарушениях несовершенно-летних, а также об административных правонарушениях, преду-смотренных статьями 5.33 (невыполнение соглашения), 5.34 (увольнение работников в связи с коллективным трудовым спо-ром и объявлением забастовки), а также рядом других статей, предусмотренных КоАП, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об ад-министративном правонарушении.

Дело об административном правонарушении, влекущем лише-ние права управления транспортным средством, может быть рас-смотрено по месту учета транспортного средства.

КоАП определяются также и сроки рассмотрения дела об ад-министративном правонарушении. Так, по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается в пятна-дцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должно-стным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необ-ходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, долж-ностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

Дело об административном правонарушении, совершение ко-торого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Особую правовую нагрузку в рамках данной стадии несет рас-смотрение дела об административном правонарушении, по-скольку именно на этом этапе разрешается дело по существу. Рассмотрение дела по существу означает выяснение обстоя-тельств, с которыми связываются такие правовые последствия, как привлечение лица к административной ответственности и наложение административного взыскания. Выяснение обстоя-тельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, является обязанностью органа (должностного лица), рассматри-вающего дело об административном правонарушении.

При рассмотрении дела об административном правонаруше-нии оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юри-дического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. При рассмотрении дела коллегиальным органом, составляется протокол о рассмотрении дела об административ-ном правонарушении Тихомиров Ю.А. Административное судопроизводство в России: перспективы развития // Российская
юстиция. 1998. № 8. С. 37..

Результатом рассмотрения дела об административном право-нарушении является принятие постановления. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях выно-сятся следующие виды постановлений: а) о наложении админист-ративного наказания; б) о прекращении производства по делу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.