Рефераты. Денежные системы и их развитие в процессе формирования электронной финансовой системы РК

Глава 1. Состояние, проблемы и перспективы развития финансово-денежной системы РК

1.1. Состояние финансово-денежной системы РК

За годы независимости в Республике Казахстан в сфере экономики осуществлены ради-кальные трансформационные преобразования. В 2002 году США и Европейский Союз при-своили Казахстану статус страны с рыночной эко-номикой.

Как формирующийся и развиваю-щийся процесс, денежно-фи-нансовая система имеет высо-кие темпы эволюции. По дина-мизму структуры, параметров роста, темпам экономических реформ Казахстан опережает другие страны СНГ, постепенно сокращает стартовые отстава-ния от давно устоявшихся фи-нансовых систем в Европе, Аме-рике и Юго-Восточной Азии.

В настоящее время форми-руется казахстанская модель денежно-финансовой систе-мы. Основные ее особенности заключаются в следующих по-ложениях:

1. Складывающаяся мо-дель денежно-финансовой си-стемы в РК основывается на адаптации мирового опыта к специфике страны. Очевидно, принимаются во внимание раз-работки и предложения отече-ственных ученых и специалис-тов.

Модель финансового сек-тора в РК имеет, по крайней мере, общие черты с германс-кой и норвежской моделями. В то же время, конечно, она отра-жает экономические, соци-альные, этнокультурные и гео-политические особенности страны. С германской моделью Республику Казахстан сближа-ет преобладающее значение корпоративных инвесторов, ве-дущая роль банковского секто-ра среди прочих финансовых институтов. Это обстоятель-ство в нашей стране стало об-щепризнанным, Государствен-ная денежно-кредитная и фи-нансовая политика во многом ориентирована на использова-нии западноевропейского опы-та, прежде всего, германского. Однако, на наш взгляд недоста-точно придается значение бо-лее полному использованию норвежской практики построе-ния финансовых отношений. Между тем, национальные эко-номики РК и Норвегии имеют ряд схожих моментов принци-пиального плана. Здесь имеют-ся в виду высокий уровень развития нефтяной промышленно-сти в обеих странах, занимаю-щей ведущее место в структу-ре экономики и формировании государственных бюджетов, создание национальных нефтя-ных фондов. В системах нало-гообложения и там и здесь су-ществуют рентные налоги на добычу нефти, в бюджетной сфере имеются значительные социальные гарантии госу-дарств населению, бюджеты имеют большую социальную направленность. При наличии ряда существенных совпадаю-щих моментов денежно-финан-совые системы РК и Норвегии в значительной мере являются аналогами, в перспективе их определенная схожесть, по-ви-димому, будет сохранять свое значение.

Однако полной аналогии не существует и в принципе не может существовать. Посколь-ку рассматриваемая система у нас еще находится в стадии развития, она еще в полной мере не соответствует ни одной из известных моделей. От анг-ло-американской модели она отличается относительной не-развитостью фондового рынка, а от немецко-японской - недо-статочным уровнем развития банковской системы (по евро-пейским меркам и стандар-там). Казахстанская модель занимает промежуточное поло-жение и характеризуется определенной незавершенностью формирования системы и от-ставанием от развитых стран, усилением роли государства в регулировании денежно-фи-нансовых отношений. Респуб-лика Казахстан обладает свои-ми качественными особеннос-тями. В их числе такие факто-ры, как незавершенность де-нежно-финансовой системы, отставание страны по уровню экономического развития от западных государств, различия в материальном благосостоя-нии граждан, в показателях че-ловеческого развития, состоя-нии экологии и охраны окружа-ющей среды и др. Вследствие всего этого степень участия го-сударства, его финансовых ин-ститутов в функционировании и развитии денежно-финансо-вой системы в РК гораздо выше должна быть, чем в Нор-вегии, Германии и других раз-витых странах. Иначе говоря, различны уровни либерализа-ции финансовых отношений, управляемости и регулируемо-сти систем. В западных моде-лях более реализованы прин-ципы нелинейной экономики, чем в нашей стране. При этом нельзя не отметить, что в Ка-захстане быстро сокращается отставание в сфере реформи-рования финансовых отноше-ний. Следует подчеркнуть: при наличии как общего, так и осо-бенного в экономиках РК и лю-бой другой страны адекватные исходные состояния в последу-ющем неизбежно изменятся по разным траекториям, которые, словно веер, будут расходить-ся из одной точки в разные сто-роны.

2. В результате проведен-ных реформ и начинающегося перехода к международным стандартам, в частности, Евро-пейского Союза, финансовый сектор в своем развитии опе-режает нефинансовый сектор экономики, на макроэкономи-ческом уровне финансовые ус-луги растут быстрее внутренне-го валового продукта страны. Эти тенденции являются весь-ма примечательными.

В настоящее время ДФС РК находится на новом этапе своего роста. За последние 4 года ее опережающее развитие привело к тому, что доля финан-совых институтов в ВВП вырос-ла почти в 3 раза - с 1,7% ВВП в 1998г. до 4,9% ВВП на конец 2002г. ДФС РК становится не только системой, обслуживаю-щей финансовые потоки в на-циональной экономике, эта си-стема способна активно уча-ствовать в межстрановом дви-жении капитала как путем вы-хода на зарубежные (прежде всего, соседних государств) рынки, так и путем привлечения иностранных инвестиций. Роль финансового сектора значи-тельно меняется, он становит-ся серьезным фактором роста ВВП. Традиционные представ-ления об обслуживании им по-требностей реального сектора экономики стали ограниченными, неполными. В современных условиях, когда происходят противоречивые процессы сли-яния финансового и производ-ственного капитала в одних случаях, отделения их друг от друга в других случаях, финан-совый сектор выполняет также возрастающую роль самостоя-тельного фактора экономичес-кого роста. Финансовый сектор наряду с посреднической дея-тельностью выполняет свою инвестиционную функцию с собственным капиталом. Со-временные финансовые инсти-туты выступают и как посред-ники, и как инвесторы. Эти яв-ления нельзя рассматривать в негативном свете, как некие отклонения от старых «канон», а следует признать как законо-мерность, как веление време-ни.

Таблица 1 Динамика финансовых услуг и ВВП в РК

Годы

Стоимость финансовых услуг, млрд.тг.

ВВП, млрд.тг.

Удельный вес финансовых услуг, ВВП%

1990

497,0

47871

1,04

1991

2342

85863

2,73

1992

66028

1217689

5,42

1993

1,8

29,4

6,12

1994

3,6

423,5

0,85

1995

12,6

1014

1,24

1996

15,4

1416

1,09

1997

18,1

1672

1,08

1998

29,8

1733

1,72

1999

54,6

2017

2,71

2000

80,7

2600

3,10

2001

111,5

3251

3,43

Источники: Финансы РК., Статистический ежегодник 1990-2001 г.г. Данные 1990-1992 г.г., в млн. руб.

Известно, что успешное развитие одной отрасли пози-тивно отражается на других от-раслях, тем более рост финан-сового сектора, эффективное функционирование которого является существенным факто-ром эффективного функционирования всех без исключения отраслей экономики. Развитая ДФС позволяет повысить рен-табельность предприятий. На-пример, что особенно актуаль-но в настоящее время для Ка-захстана, расширение вексель-ного обращения способно со-кратить дебиторскую задол-женность, составляющую до-вольно немалые суммы оборот-ных средств предприятий, по-вышает рентабельность нацио-нальных производителей. Кро-ме того, продвинутый финан-совый сектор - это большое ко-личество высококвалифициро-ванных работников, получаю-щих относительно высокие до-ходы. Это влечет за собой рост совокупного спроса на товары (например, жилье и др.) и услу-ги (например, образование, спорт, отдыхи др.), получение мультипликативного эффекта во всей экономике, а значит, стимулирует экономический рост.

Опережающий рост фи-нансового сектора создает мультипликативный эффект в экономике по следующим ли-ниям:

· возрастание финансо-вых ресурсов и, как следствие, снижение их стоимости, в ре-зультате чего открывается для реального сектора доступ к де-шевым деньгам, к инвестици-ям, в конечном счете, ускоряет-ся экономический рост;

· снижение трансакционных издержек;

· расширение спектра пре-доставляемых финансовых ус-луг и использование современ-ных информационных техноло-гий способствуют ускорению производственных процессов в реальном секторе;

· рост профессионального уровня менеджеров в финансо-вом секторе, что закономерно в условиях жесткой конкуренции и высокой оплаты их труда, можно сказать, «по цепочке» вызывает повышение качества кадров в реальном секторе че-рез предъявление высоких тре-бований к инвестиционным проектам, бизнес-планам, а также к самому инвестору, вы-полнение требований обеспе-чивает получение кредитных ресурсов, а игнорирование их, очевидно, закрывает путь к ин-вестициям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.