Рефераты. Современное состояние и развитие ипотечного кредитования в Республике Казахстан

экономическим и социальным положением в стране. [24, c. 13]

В целях стимулирования жилищного строительства и облегчения условий

получения ссуд под недвижимость данные кредиты могут быть застрахованы в

ФЖА, уполномоченной страховать ипотеки под жилые дома.

В обеспечении стабильности жилищного ипотечного рынка участвует также

Джинни Мэй, которая предоставляет гарантии по ценным бумагам, обеспеченным

пулом закладных. Джинни Мэй выполняет роль "проводника". Другими словами,

Джинни Мэй не скупает, не продает и не выпускает ипотечные ценные бумаги, а

также не покупает ипотеки у первичных заимодателей. Джинни Мэй выступает

гарантом ипотечных ценных бумаг, выпущенных частными компаниями,

отвечающими кредитным требованиям и застрахованными ФЖА, Департаментом по

делам ветеранов или Агентством Сельского Жилья. Гарантии Джинни Мэй

полностью подкреплены правительством США. Это обстоятельство делает

облигации, гарантированные Джинни Мэй, высоконадежными

инвестиционными инструментами, что позволяет успешно привлекать средства на

строительство жилья в сельской местности и бедных городских районах.

Вторичный рынок ипотек существует в США благодаря многим ключевым

механизмам: проверка кредитоспособности, защита и страхование собственности

на жилье, рыночное и открытое определение цен на недвижимость, стабильная

правовая база.

Хотя ипотечные ценные бумаги и обладают высокой степенью ликвидности, они

не влекут за собой большого риска, следовательно, не приносят высоких

процентных ставок. Это привлекает к ним, в основном, институциональных

инвесторов, стремящихся диверсифицировать и обезопасить свои крупные

портфели инвестиций. Наиболее важно учесть, что вторичный рынок ипотек

призван привнести ликвидность и эффективность в уже существующий рынок

ипотек и кредитов и не может рассматриваться в отрыве от этого контекста.

Положительными сторонами американской модели ипотечного кредитования

является высокое развитие первичного и вторичного рынков ипотечного

кредитования за счет функционирования специализированных организаций по

ипотечному кредитованию, которые, в целом, формируют систему ипотечного

кредитования.

2.2. Малайзийская модель.

Вместе с тем, наряду со странами Европы и США, в настоящее время достаточно

развита система ипотечного кредитования населения в азиатском регионе, в

частности в Малайзии.

Система ипотечного кредитования Малайзии получила свое развитие путем

создания Национальной ипотечной корпорации "Кагамас" (далее - корпорация),

в состав которой вошли Банк Малайзии (20%), финансовые компании (19,5%),

коммерческие банки (60,5%). Уставный капитал корпорации, в настоящее время,

составляет около 40 млн. долларов США. Основной ролью данной корпорации

является обеспечение ликвидности, низкой стоимости строительства,

долгосрочного характера ипотечных кредитов, выбора финансирования для

покупателей жилья. [24, c. 13]

Процесс ипотечного кредитования в Малайзии делится на два этапа: процесс

строительства жилого дома и процесс полного завершения строительства дома.

Для строительства жилого дома застройщику предоставляется кредит на срок 2-

3 года, при этом, застройщик официально извещает население о намерении

строить жилой дом. В процессе строительства осуществляется предварительная

продажа незавершенного жилого дома и окончательное финансирование

покупателей дома. После завершения строительства осуществляется

секьюритизация ипотечных кредитов. Основными условиями кредитования

являются маржа финансирования от 70% до 80%, средняя окупаемость кредита

между 20 и 25 лет, сумма основного долга погашается ежемесячно в размере

1/3 от дохода заемщика, предоставление контракта о страховании недвижимости

обязательно, максимальная ставка вознаграждения (интереса) составляет 9%.

Процесс секьюритизации начинается с выдачи кредитором ипотечных кредитов

заемщикам, которые в последующем продаются корпорации. Корпорация, в свою

очередь для покрытия своих расходов от покупки ипотечных кредитов и

увеличения капитала выпускает долговые ценные бумаги, которые затем продает

инвесторам.

В сложившейся экономической ситуации, когда отсутствуют

высококапитализированные негосударственные организации, способные

осуществлять ипотечное кредитование в больших объемах и создание

государственных организаций, обеспечивающих механизм

рефинансирования, проблематично, наиболее приемлемой для Казахстана

является модель развития системы ипотечного кредитования Малайзии, путем

создания ипотечной компании в форме закрытого акционерного общества,

обеспечивающей развитие жилищного рынка, в которой банки смогут

рефинансироваться путем выпуска ипотечных облигаций, обеспеченных пулами

ипотек, не исключая, при этом, в последующем, возможность применения

европейской или американской моделей.

Глава 3. Современное состояние и развитие ипотечного кредитования в

Республике Казахстан.

3.1. Жилищная ситуация в Республике Казахстан до начала реализации системы

ипотечного жилищного кредитования.

Традиционная советская система жилищного финансирования соответствовала

проводимой жилищной политике в целом и заключалась в централизованном

распределении бюджетных ресурсов для строительства государственного жилья и

его бесплатном предоставлении гражданам, стоящим в очереди на улучшение

жилищных условий.

В Казахстане с самого начала экономических преобразований, несмотря на свою

важность, жилищная реформа проводилась очень медленными темпами.

Становление рыночных отношений в жилищной сфере Казахстана началось в

1991г. после принятия законов "О разгосударствлении и приватизации", "О

собственности". Позже были приняты законодательные акты о залоге,

инвестиционной деятельности, введен новый Гражданский кодекс, Указы

Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона, "Об ипотеке

недвижимого имущества" и "О государственной регистрации прав на недвижимое

имущество и сделок с ним", Закон Республики Казахстан "О жилищных

отношениях", разработаны положения о купонной приватизации и др. Таким

образом, была создана законодательная база для становления рыночных

отношений в жилищной сфере. [27, c. 3]

При этом, в условиях недостаточно высокого платежного спроса большей части

населения на вновь построенное жилье, а также отсутствия кредитов для

приобретения готового жилья, созданный в первые годы реформ рынок жилья

оказался не обеспечен необходимыми кредитно-финансовыми механизмами,

которые могли бы поддержать платежеспособный спрос населения на рынке

готового жилья.

В 1993 г. делается важный шаг в жилищной реформе. Указом Президента

Республики Казахстан N 1344 принимается "Государственная программа новой

жилищной политики и механизмы ее реализации". Она предусматривала ряд

важнейших стратегических шагов в сфере жилищной политики государства, такие

как: внесение необходимых изменений и дополнений в систему правовых норм,

имеющих отношение к жилищной сфере; реформирование системы финансирования

жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства; демонополизация;

разработка комплекса мер по снижению стоимости строительства жилья и

удешевления его для населения; создание системы льгот участникам процесса

жилищного строительства и эксплуатации с целью вовлечения в этот процесс

максимального количества граждан и юридических лиц; осуществление мер по

расширению арендного сектора в жилищной сфере; модернизация базы

стройиндустрии; разработка упрощенной процедуры выделения и регистрации

земельных участков для жилищного строительства; комплексное развитие в

районах жилой застройки социальной, инженерной и транспортной

инфраструктуры; создание эффективных организационных структур для

осуществления жилищной политики государства; развитие инфраструктуры рынка

жилья и недвижимости в целом. [24, c. 5]

Несмотря на то, что значительная часть провозглашенных в упомянутом указе

стратегических задач не была реализована, этот документ указывал на

важность жилищных проблем для государства и вхождение жилищной политики в

число приоритетных направлений деятельности государства. Это соображение

крайне важно для анализа реальных возможностей дальнейшего реформирования

жилищного сектора и системы его финансирования.

В течение нескольких лет объем вводимого жилья в республике составлял

примерно 0,5% от имеющегося жилищного фонда и равняется площади ветхих и

аварийных домостроений. При таких темпах обновления жилищного фонда

имеелась реальная угроза его безнадежного старения, и, если учесть, что

большая часть жилья находится в сейсмически опасных зонах, то последствия

такой политики в жилищном строительстве могли быть катастрофическими.

Спад инвестиционной активности в строительной отрасли болезненно отразился

на экономическом положении многих подрядных организаций. В результате

численность занятых в строительном секторе продолжает сокращаться.

Очевидно, что в такой ситуации многократно повысилась значимость

реального запуска новых механизмов привлечения внебюджетных средств

в строительный сектор, в том числе, за счет ипотечного жилищного

кредитования, поскольку оно действительно может помочь остановить распад

строительной отрасли, улучшить показатели занятости, решить целый ряд

проблем социального характера.

Уровни и структура спроса и предложения, а также ценообразование на жилую

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.