Рефераты. Госжурнал

признания амортизации. В результате предприятие получает в конкретных

числовых значениях информацию о том, какую сумму опосредованно вкладывает в

него государство. Расчет прост – положительная разница сумм амортизации,

исчисленных по нормам Постановления №1 [1] и Постановления №1072 [2] за

интересующий период, умножается на действующую ставку налога на прибыль.

Во-вторых, сами нормы (шкала норм) содержат некоторую преемственность, или

проще говоря, при детальном подходе нормы амортизации отдельных объектов

практически можно не изменять в новых условиях для целей налогообложения.

При этом ставка налога на прибыль сегодня существенно меньше,

следовательно, предприятие все равно в выигрыше.

В-третьих, Федеральным законом РФ от 24.07.2002г. №110-ФЗ достаточно

справедливо установлен принцип учета добровольных переоценок основных

средств, проведенных по состоянию на 01.01.2002г. и на 01.01.2001г.:

исключены возможные спекуляции понятием рыночной стоимости таких объектов с

целью снижения базы по налогу на прибыль, но поддержана позиция

предприятий, отражающих на своем балансе реальную стоимость активов.

В-четвертых, что касается собственно инвестиционной привлекательности: вряд

ли грамотные инвесторы руководствуются только показателями баланса в части

нераспределенной прибыли, изучая доходность предприятия для целей

потенциальных инвестиций. Сумма пассивного дохода (накопленной в отчетном

периоде амортизации) теоретически (при идеальных условиях расчетов с

покупателями) представляет собой дополнительный денежный остаток, свободный

от притязаний третьих лиц, в том числе и государства. И вот здесь возникает

вопрос к менеджменту предприятия: насколько эффективно распорядились

накопленным фондом амортизации в предыдущие год – настолько высоко и

оценивается уровень управления. Поскольку традиционно предприятия ссылались

на трудности с обеспеченностью оборотными средствами, накопленный

амортизационный фонд распылялся на смягчение инфляционной влияющей,

покрытие объективных убытков (стоимость привлеченных денежных средств) и

прочие, в общем необходимые траты. Другое дело, что контроль за движением

этого источника несколько затруднен ввиду особенностей его учета, но это

уже внутрифирменная проблема.

Отметим, что для отдельных хозяйствующих субъектов, использующих в прежние

годы принцип двойного льготирования капитальных вложений (путем признания

амортизации в так называемой налоговой себестоимости и сниженной на 50%

ставки налога на прибыль), новые правила означают рост налоговой нагрузки,

но не более чем на 6,5%. От привилегий отказаться трудно – это понятно. Тем

не менее представляется, что одинаковые правила для всех предприятий

наиболее полно отвечают принципу справедливости условий хозяйствования,

закрепленному сегодня в налоговых правоотношениях.

Что касается нюансов переходного периода, то ст.10 Федерального закона №110-

ФЗ действительно поставила предприятия, и до того платившие налоги

независимо от факта оплаты выручки (а по сути – добровольно кредитовавшие

бюджет своими налогами), в несколько худшее положение: амортизация,

признаваемая для целей налога на прибыль Постановлением №552 в течение 12 и

немногим более месяцев, теперь раздроблена для признания в базе по налогу

на срок в течение 60 месяцев. Не улучшает положение и норма статьи 322,

аналогично оттягивающая на срок до 7 лет признание для налога на прибыль

амортизации основных средств, эксплуатируемых более нового срока

амортизации, установленного для аналогичных объектов. Здесь хотелось бы

обратить внимание на следующее. Исследуя в совокупности п.8 ст.265, ст.323,

п.3 ст.268 25 главы, а так же толкование понятия «реализация», данное ст.39

НК РФ, автор приходит к следующему. Согласно буквальному прочтению текста

статей следует, что при реализации подобных изношенных (и морально

устаревших, что и обусловило, по мнению автора, разницу в сроках

эксплуатации) объектов признание расхода для налогообложения затрудняется

длительным периодом налогового учета; при ликвидации же подобных объектов

вступает норма пп.8 п.1 ст.265, признающая в составе внереализационных

расходов «расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств,

включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком

полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов

незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен

(расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр

и другие аналогичные работы... ». Скорее всего, налицо техническая

неточность в тексте закона, но хотелось бы надеяться, что законодатель

вкладывал именно такой смысл в данную норму: целесообразнее ликвидировать

старые объекты, а не запускать их в хозяйственный оборот посредством

продажи.

Кроме того существует еще право предприятия использовать пониженные нормы

амортизации (п.11 ст.259 НК), что, по сути, может означать увеличение срока

эксплуатации против установленного Постановлением №1. Однако для разработки

таких управленческих решений предполагается грамотное юридическое

сопровождение. В целом же разовые потери в налогообложении переходного

периода для большинства предприятий больше кажущиеся, нежели реальные.

Наконец, продвинутые или восприимчивые к инновациям финансовые службы в

2001 году максимально использовали возможности тогдашнего финансового

законодательства, в частности, отдельные нестыковки бухгалтерских и

налоговых нормативных актов, чтобы подойти к переходному периоду и

вступлению 25 главы с минимально возможными потерями. Очевидно, что

позитивная тенденция к осознанному участию в происходящих в стране

экономических реформах набирает силу. Отсюда вряд ли возможны демарши

налоговиков, призывающих обеспечить собираемость налога на прибыль жесткой

регламентацией расходов и увеличением налоговой нагрузки. Хозяйствующим

субъектам предстоит-таки осознать прогрессивность нововведений, детально

проанализировав реальное положение дел. И это, по мнению автора, более

разумный подход к проблемам налогового законотворчества в России.

Исходя из вышеизложенного, автор никак не может согласиться с утверждением,

что новый порядок амортизации имущества мог негативно повлиять на

инвестиционную привлекательность предприятия. Свобода в смысле широкой

вариантности выбора, представленная 25 главой НК РФ для управленческих

решений, вполне адекватна принципу свободы предпринимательства в России. И

то, что отдельные предприятия оказались не вполне готовыми к таким новациям

с точки зрения профессионального потенциала своих менеджеров, не означает

негативность новой нормы. По мнению автора, это должно лишь повлечь

вложения либо в свои трудовые ресурсы, либо укрепить и расширить рынок

профессиональных консалтинговых услуг, или то и другое одновременно.

Напомним, что стабильность условий хозяйствования (начала которой заложены

в Конституции нашей страны) [3], вызывающая известный интерес потенциальных

иностранных инвесторов, подразумевает в том числе и некую стабильность

фискальной нагрузки. Поэтому автор не поддерживает инициативы отдельных

групп, лоббирующих сиюминутные интересы той или иной стороны налоговых

правоотношений. Инвестиционная привлекательность предприятий представляет

собой совокупность влияния слишком многих и слишком качественно разных

факторов, и налоговое бремя выступает лишь одним из них. Учитывая интерес к

данной проблеме широкого круга хозяйствующих субъектов, автор предполагает

вернуться к ней в отдельной публикации.

Время – важнейший фактор справедливой оценки текущих событий. Но уже сейчас

можно утверждать, что заложенные в 25 главе НК РФ нормы принесут свои

плоды, в том числе и в виде долгожданных инвестиций.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002г. №1 «О классификации

основных средств, включаемых в амортизационные группы».

2. Постановление Совмина СССР от 22.10.1990г. №1072 «Единые нормы

амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов

народного хозяйства СССР».

3. Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 №37-0.

Государственная поддержка развития малого предпринимательства в Тюменской

области

П. П. Митрофанов, первый заместитель

губернатора Тюменской области

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в

администрации Тюменской области через координационный совет, в который

наряду с представителями исполнительной власти и местного самоуправления

входят предприниматели. Поскольку главной целью является поддержка

предпринимательства, большое внимание уделяется разработке предложений,

направленных на устранение правовых, административных, экономических и

организационных мер, препятствующих его развитию, в частности, направлены

предложения о внесении изменений в действующее законодательство, а именно:

- в Федеральный закон от 08.08.2001 года № 134-ФЗ «О защите прав

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении

государственного контроля (надзора)» с целью исключить проведение

несанкционированных проверок предпринимателей, обеспечить полную

информированность предпринимателей о нормах и требованиях, предъявляемых к

их деятельности, исключить дублирование функций контролирующих органов при

осуществлении контроля, определить исчерпывающий перечень органов власти и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.