кредиторов, собственников и других участников процесса о банкротстве. А это
- одно из условий инвестиционной привлекательности российской экономики.
Современное положение налоговой составляющей экономического роста
И. И. Огородникова, к.с.н., Тюменский государственный университет
В обществе рыночных отношений экономика, идеология, культура, другие
социальные сферы пронизаны стремлением развития и совершенства. В
экономически развитом обществе возможен высокий уровень трудовой активности
людей. Развитие и изменение форм государственного устройства обязательно
сопровождается преобразованием налоговой системы.
В свою очередь налоговый механизм используется для экономического
воздействия государства на динамику и структуру общественного производства,
развитие научно-технического прогресса, на социальное обустройство
общества. Основными объектами государственного регулирования экономики
посредством налогообложения являются производственно-хозяйственный процесс,
отраслевая и региональная структура хозяйства, инвестиции и
капиталовложения, ценовая позиция, научно-исследовательская работа,
внешнеэкономические связи, экология.
Налогообложение как экономический регулятор рыночного хозяйства во многом
предопределяет социально-экономическое развитие общества. Стратегия полной
экономической свободы, ориентации на социальное рыночное хозяйство,
расширения спектра товаропроизводителей, повышения конкурентоспособности
непосредственно связана с социально-экономическими аспектами налоговой
политики. При этом социальное рыночное хозяйство выражается в осуществлении
равенства шансов, гарантирования собственности для обеспечения
экономического роста и социального прогресса. Снижение налогового бремени
несомненно должно было повлечь легализацию получаемых доходов и уплату
налоговых платежей в полном объёме своевременно и в срок. Однако
нахлынувшие изменения налоговой системы не оправдали надежд отечественного
производителя, потребителя и законодателя. Увеличения налоговых поступлений
в казну государства и рывка экономического роста не последовало.
Статистические показатели развития России в сентябре 2002 года
свидетельствуют о продолжающемся замедлении темпов экономического роста. По
данным Госкомстата РФ, объём производства промышленной продукции в сентябре
по отношению к августу 2002 года снизился на 1,8 %. При этом замедление
промышленного роста затронуло практически все основные отрасли,
ориентированные на внутренний спрос. По оценкам Госкомстата, валовая
прибыль в экономике за июль снизилась с 12,3 % до 7,1 % ВВП. Как позитивный
отмечают только тот факт, что валовые убытки приблизились к нулю. Таким
образом, сальдированный финансовый результат по организациям оказался
равным 7,7 % ВВП, что несколько выше июньского (5,3 %), но этот уровень
ниже соответствующего среднего значения в 2001 году (12,9 %). Рост
потребительских цен за январь-сентябрь 2002 года составил 10,3 %, рост цен
производителей – 12,4%. Налоговые поступления в доходной части
консолидированного бюджета за январь-август составили 1062,5 млрд. рублей
при объёме валового внутреннего продукта 6 816.9 млрд. рублей.
Аналитические исследования показывают, что в сентябре этого года
организации постепенно начали инвестировать средства, высвобожденные в
результате снижения налоговых ставок налога на прибыль с начала января 2002
года. Тем не менее существует ряд причин, которые косвенно влияют на
экономический рост посредством определения налоговой составляющей в цене
товара, услуги.
Повышение тарифов естественных монополий, происшедшее летом, существенно
отражается на цене товаров. Одновременно увеличились ставки акциза на
бензиновые продукты. По данным Госкомстата, в третьем квартале 2002 года
прирост цен производителей промышленной продукции составил 5,5 %, что на
0,8 % больше за соответствующий период 2001 года.
Значительная часть налогов включается в себестоимость товара и тем самым
увеличивает его цену продажи, уменьшает прибыль фирмы, одновременно снижает
возможность реализации продукции в условиях конкурентности. Поэтому в
начале октября произошёл резкий скачок инфляции, за январь-сентябрь цены
выросли на 10,3 %. Правительственный прогноз инфляции на 2002 год
составляет 14 %.
Принципиально новый подход в порядке определения амортизационных отчислений
по созданию укрупнённых амортизационных групп не в полной мере позволяет
создать стабильный источник обновления производства. Ускоренная амортизация
полностью включается в затраты.
Введение единой налоговой ставки на доходы с физических лиц предполагало
легализацию доходов населения, но для организаций налоговая нагрузка
увеличилась. При увеличении суммы выплаты вознаграждения за труд фонд
оплаты труда в количественном измерении становится больше. Налоговая база
при исчислении единого социального налога организации составляет минимум
35,6 %. Данная сумма налога относится на себестоимость продукции, также как
и оплата труда, что так же влечёт за собой удорожание продукции, работ,
услуг. Применение регрессивной шкалы единого социального налога сопряжено с
рядом условий, которые для организации иногда становятся невыполнимыми. По
совокупности, т. е. при выплате реальной оплаты труда сотрудникам даже с
учётом применения организацией регрессивной шкалы единого социального
налога, налоговое бремя не снижается, а наоборот, повышается.
Менталитет российского предпринимателя и гражданина во многом
предопределяется проводимой государством социально-экономической политикой.
Налоговый пресс зачастую оказывается стимулом к преступной деятельности,
различного рода криминальным действиям. Общее снижение уровня жизни
населения, обострение материальных и социальных проблем в российском
обществе сопровождается тенденцией увеличения удельного веса людей,
противостоящих политике, проводимой государством. Перечисляя определённую
часть заработанных средств как добросовестные налогоплательщики в бюджет
страны, рассчитывая на государственную поддержку, организации не в
состоянии формировать фонды социального и экономического развития.
Происходит скрытое и явное уклонение от уплаты налогов, функционирование
серой экономики.
Что касается позиции предпринимателей, то ее можно охарактеризовать как
принятие или непринятие изменений в налоговой системе, отсюда позитивное
или негативное отношение к этим изменениям в активной или пассивной форме.
Данные обследования деловой активности, проводимого Центром экономической
конъюнктуры, говорят об ухудшении прогнозов организаций относительно
выпуска основного вида продукции в ближайшие два-три месяца. Рост выпуска
предсказывают 34 % опрошенных руководителей в сентябре, 35% – в августе,
падение ожидают 14 % в сентябре, 12 % – в августе. Также увеличилась по
сравнению с августом доля руководителей, ожидающих уменьшение спроса на
свою продукцию с 9 % до 11 %.
Вполне очевидно, что происходит влияние экономического поведения на
социально-экономические результаты общества. Интересы предпринимателей
обуславливают такое поведение, которое на сегодня противоречит общественным
интересам, что, в свою очередь, проявляется в отсутствии экономического
роста в стране, несмотря на значительное снижение налогового бремени.
Трансформация системы налогообложения с учётом современных условий
хозяйствования и стереотипов затрагивает все аспекты жизнедеятельности.
Проведение эффективной стратегии налоговой политики означает использование
структурных компонентов, способствующих процессам преобразования общества и
влияния на ход социально-экономического развития. Все члены общества должны
быть собственниками той части общественного достояния, которая способствует
их реальному вкладу в развитие общественного производства при обеспечении
малоимущим уровня потребления и жизни, которые гарантируют возможность
социального развития и естественное долголетие.
Амортизация основных средств: реалии 2002 года
Н. П. Елютина, директор по аудиту ООО «АЛиСАН»
С вступлением в действие 25 главы Налогового Кодекса РФ существенно
изменился объем производственных расходов предприятия, исключенный из
налогообложения налогом на прибыль. Предметом настоящей статьи автор избрал
одну из важнейших составляющих этого объема – амортизацию имущества.
Указанный элемент чрезвычайно интересен тем, что представляет собой
достаточно пассивный способ накопления капитала. Возможно, именно это
свойство амортизации побуждало в прошлом государственные органы к его
достаточно жесткой регламентации. Поэтому новации 25 главы НК РФ в части
формирования этого элемента трудно переоценить: хозяйствующий субъект
получил возможность самостоятельно определять сроки эксплуатации
амортизируемого имущества, и мнение субъекта априори признается налоговым
правом.
На протяжении последнего года, с момента опубликования 25 главы, в кругах
специалистов не умолкают споры по поводу того, будет ли новая амортизация
улучшать инвестиционную привлекательность российских предприятий. Не
вдаваясь в статистику динамики инвестиций (хотя столь короткий период
действия новой нормы объективно не может быть признан показательным),
хотелось бы заострить внимание на следующем.
Во-первых, осведомленность предприятий о нововведениях должна была
спровоцировать финансовых менеджеров на подробные аналитические процедуры с
расчетом максимально возможного экономического эффекта от новых условий
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10