Рефераты. Госжурнал

Обслуживание государственного долга и бюджетное кредитование

Т. А. Авдеева, начальник отдела

департамента финансов администрации Тюменской области

Отдел обслуживания государственного долга и бюджетного кредитования основан

в 1996 году как отдел государственного кредита и бюджетных ссуд под

руководством Людмилы Георгиевны Логиновой. Целью создания было упорядочение

выделения средств из областного бюджета, привлечения заемных средств,

систематизации долговых обязательств и ранее выданных кредитов. Изначально

отдел занимался долговыми обязательствами и бюджетными кредитами,

выраженными в национальной валюте Российской Федерации, в дальнейшем, когда

присоединился сектор валютных операций, функции отдела значительно

расширились. В данный момент основными задачами отдела являются

привлечение, выделение кредитов и предоставление гарантий в соответствии с

действующим законодательством Российской Федерации и Тюменской области, а

также контроль за эффективным и целевым использованием средств,

своевременность и полнота исполнения обязательств по возврату бюджетных

средств.

В настоящее время в составе отдела два сектора: валютных операций

(заведующая – Носенко Ирина Леонидовна) и обслуживания государственного

долга (заведующая – Алексейцева Юлия Геннадьевна).

Специалисты отдела (Корчагина Любовь Алексеевна, Трофименко Галина

Степановна, Шестакова Елена Владимировна, Колесова Светлана Николаевна)

принимают участие

- в разработке долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования

экономики Тюменской области, программы государственных внутренних

заимствований;

- определяют потребность в финансовых ресурсах для выделения бюджетных

кредитов, привлечения кредитных ресурсов, обслуживания долга;

- в работе по составлению проекта областного бюджета, прогноза

консолидированного бюджета области по вопросам выделения бюджетных кредитов

и предоставления гарантий юридическим лицам, привлечения кредитных

ресурсов, обслуживания государственного долга;

- в анализе отчетных данных по исполнению доходной и расходной части, по

выделению бюджетных средств на возвратной основе, в том числе из

регионального фонда госфинподдержки досрочного завоза продукции (товаров) в

районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными

сроками завоза грузов;

- в регистрации долговых обязательств в долговой книге Тюменской области;

- в ведении реестра выданных бюджетных кредитов.

За время существования отдела в целях снижения социальной напряженности в

регионе привлекались кредитные ресурсы коммерческих банков для выплаты

заработной платы работникам бюджетной сферы, для развития и поддержки

предпринимательства Тюменской области - кредитные ресурсы бюджетов других

уровней, регулярно оказывается финансовая поддержка путем предоставления

бюджетных кредитов промышленным и сельскохозяйственным предприятиям.

Работники отдела участвовали в формировании правового поля в области, в

частности, в разработке и экспертизе Законов Тюменской области «О порядке

предоставления и использования кредитов за счет средств областного

бюджета», «О целевом бюджетном фонде государственной финансовой поддержки

досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и

приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов».

Благодаря тесному сотрудничеству с Минфином России и неоднократным

обращениям в Правительство РФ, Вагайский и Тобольский районы Тюменской

области, равно как и Уватский район, включены в перечень районов Крайнего

Севера и приравненным к ним отдаленным местностям с ограниченными сроками

завоза грузов. Это способствовало улучшению жизнеобеспечения населения и

учреждений бюджетной, социальной и жилищно-коммунальных сфер отдаленных

труднодоступных районов юга области.

Свою деятельность отдел осуществляет в тесном взаимодействии со

структурными подразделениями администрации области, Территориальным органом

Федеральной службы РФ по финансовому оздоровлению и банкротству в Тюменской

области, кредитными учреждениями области. Совместно с федеральными органами

государственной власти, структурными подразделениями администрации области

и департамента финансов работники отдела осуществляют проверки финансово-

хозяйственной деятельности юридических лиц и целевого использования

бюджетных средств.

Стратегия развития регионального рынка ценных бумаг

Н. Б. Болдырева, к.э.н., доцент

Т. Г. Усанова, ст. преподаватель,

Тюменский государственный университет

Прежде чем коротко охарактеризовать ситуацию на региональном фондовом

рынке, перечислим основные субъекты, заинтересованные в его развитии.

Начнем с местных хозяйствующих субъектов, масштабы деятельности которых,

как правило, не выходят за рамки территории, где они расположены и в

пределах которого известны. Однако по мере развития бизнеса и получения

региональной или национальной известности их ценные бумаги могут

перемещаться на национальный фондовый рынок. Что касается региональных

органов власти – государственных и местного самоуправления, то они

прибегают к займам, в том числе посредством ценных бумаг разной срочности,

для покрытия дефицита бюджета и финансирования отдельных региональных

социально-экономических программ. К третьей группе можно отнести население

региона, заинтересованное инвестировать свои сбережения. К четвертой –

профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Первые региональные займы в России зарегистрированы в 1992 году, их объем

тогда составлял 5,6 млрд. рублей по номинальной стоимости. В дальнейшем

происходил рост как количества, так и объема зарегистрированных выпусков. В

результате объем выпусков российских ценных бумаг органов исполнительной

власти субъектов федерации и органов местного самоуправления вырос более

чем в 300 раз и составил более 20 трл. руб. на конец 1997 года. Мощность

рынка региональных и муниципальных ценных бумаг до экономического кризиса

августа 1998 г. была приблизительно в 30 раз меньше мощности рынка

федеральных займов, приближаясь к внебиржевому рынку корпоративных ценных

бумаг.

Вслед за ухудшением конъюнктуры рынка федеральных обязательств ситуация на

рынке региональных и муниципальных облигаций также претерпела значительное

ухудшение. Резкий рост доходности на этом рынке сделал практически

невозможным дальнейшее использование регионами внутреннего долгового рынка

в качестве источника относительно дешевых кредитных ресурсов.

В настоящее время рынок региональных и муниципальных облигаций

восстановился и функционирует. Эмитентами ценных бумаг являются более 60%

субъектов РФ, однако более половины объема рынка занимают облигации

Московского и Санкт-Петербургского займов. Крупными эмитентами являются

также Татарстан, Свердловская область, Оренбург, Новосибирск, Республика

Коми. Важно отметить, что очередные эмиссии многих органов местной власти

сделаны повторно, это касается Республики Татарстан, администраций

Волгограда и Иркутска. Ханты-Мансийский автономный округ в середине 2002

года выпустил заем на уровне 2 млрд. рублей.

На юге Тюменской области органы государственной власти и местного

самоуправления в настоящее время не ведут активную политику на фондовом

рынке. Основной финансовый инструмент, доступный населению Тюменской

области, представлен исключительно депозитами Сберегательного банка и

иностранной валютой. Эти направления инвестирования капитала не отличаются

высокой доходностью, но характеризуются доступностью, надежностью и

ликвидностью вложений. Ценные бумаги органов государственной власти

феерального уровня потеряли свою привлекательность по причине низкой

доходности (14%-16 % годовых) и недоступности для мелких частных инвесторов

(коммерческие банки-дилеры рынка ГКО-ОФЗ устанавливают ограничения на

размер первоначального капитала). Формы же коллективного инвестирования не

получили у нас в области достаточного распространения. Ситуация осложняется

тем, что частные инвесторы потеряли доверие к ценным бумагам как

инструменту вложения денежных средств из-за большого количества случаев,

связанных с махинациями и мошенничеством в этом сегменте финансового рынка

(по данным ФКЦБ на начало 1997 года в целом по стране было зарегистрировано

5 млн. пострадавших инвесторов, а сумма ущерба составила более 50 трл.

руб.).

В отношении корпоративных ценных бумаг, присутствующих на региональном

рынке, можно сказать следующее. Акции предприятий топливно-энергетического

комплекса давно стали предметом интереса со стороны крупных финансово-

промышленных групп, и операции с ними проводятся далеко за пределами

Тюменской области. Акции предприятий других отраслей – не “голубые фишки”

являются высоко рискованными, слабо ликвидными по причине неразвитости, а

зачастую, отсутствия в регионе вторичного фондового рынка, закрытости

информации о финансовом состоянии данных предприятий.

Таким образом, низкая инвестиционная привлекательность региональных

компаний ограничивает развитие этих предприятий. Получается замкнутый круг:

предприятие не может развиваться из-за отсутствия финансирования в

необходимом объеме, у инвесторов ценные бумаги данных предприятий не

вызывают интереса из-за их низкой инвестиционной привлекательности.

Население Тюменской области, не имея возможности для инвестирования

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.