должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются
законом, однако конкретно в соответствующих актах это не оговорено.
Наконец, законы о проведении в обязательном порядке ряда очевидных видов
страхования в течение долгого времени не принимаются. Достаточно напомнить
о судьбе закона об автогражданской ответственности.
Правительство отклонило законопроект «О порядке осуществления обязательного
страхования на территории РФ» и поручило Минфину доработать его. Против
принятия этого закона высказалась администрация Президента России. Из ее
заключения следовало, что в законопроекте отсутствует предмет
регулирования, а сам документ является излишне общим. По мнению
администрации Президента, вместо принятия отдельного законопроекта об
обязательном страховании можно включить соответствующую главу в Закон «Об
организации страхового дела в РФ».
Страховое законодательство является фундаментом для строительства
страхового рынка в стране. Оно должно определять общие принципы организации
страховой деятельности, порядок осуществления страховых операций,
требования к субъектам страховой деятельности, формы организации
государственного регулирования в страховании и т. п. Вот почему необходимо
разработать целостную систему обязательного страхования; осуществить меры
по развитию законодательства о налогах и сборах; об основах деятельности
обществ взаимного страхования.
В Концепции нашли отражение вопросы налогового регулирования страховых
операций. В перспективе планируется включить в перечень социальных
налоговых вычетов затраты граждан при страховании ими наиболее жизненно
важных имущественных интересов (связанных с жизнью и здоровьем, владением,
пользованием, распоряжением жилыми помещениями и домашним имуществом).
Целесообразно расширить перечень расходов организаций по различным видам
страхования ответственности, включаемых в затраты, принимаемые к вычету при
исчислении налога на прибыль организаций. Режим налогообложения операций по
долгосрочному страхованию должен являться стимулом для формирования
физическими и юридическими лицами эффективной защиты от наиболее значимых
рисков.
Страхование жизни является важной сферой страхового дела, традиционным и
постоянным источником значительных инвестиционных ресурсов, способствующих
успешному росту экономики. Особо следует выделить планы Правительства по
стимулированию перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с
использованием механизмов долгосрочного страхования жизни и поэтапную
интеграцию национальной системы страхования с международным страховым
рынком.
Демографическая ситуация, характеризующаяся увеличением доли населения
старших возрастных групп, и переход на накопительную систему в пенсионном
страховании, включающую самостоятельное формирование гражданами своего
пенсионного фонда, предполагают расширение участия страховых компаний в
осуществлении пенсионного страхования. Стимулом для развития долгосрочного
страхования жизни должно стать создание системы гарантий страхователям и
застрахованным гражданам в получении накопленных сумм по договорам
страхования. Страхование будет играть существенную роль в пенсионный
реформе. В перспективе предстоит сформировать законодательную основу
деятельности страховых организаций, являющихся элементом системы
обязательного пенсионного страхования. Участие страховщиков наряду с
негосударственными пенсионными фондами в обязательном пенсионном
страховании с учетом специфики правового регулирования страхования
предполагает соблюдение установленных законодательством единых принципов
деятельности субъектов данной системы.
Важным направлением в расширении страховой защиты призвана стать система
обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации. В
осуществлении данного вида страхования и иных видов страхования, имеющих
социальную направленность и дополняющих системы обязательного социального
страхования и социального обеспечения, предстоит перейти к страховому
принципу.
Помимо ужесточения нормативных требований к финансовой устойчивости
страховщиков намечается ввести специализацию страховых организаций. Это
исключит осуществление одним страховщиком личного страхования (страхования
жизни и пенсий) и имущественного. В этих целях должна быть разработана
классификация видов страховой деятельности и определены особенности
организации и осуществления страхования жизни и пенсий.
На наш взгляд, отсутствие со стороны государства должного надзора привело к
тому, что Всероссийский союз страховщиков готовится стать саморегулируемой
организацией. Безусловно, это высокий статус, который даст огромные права и
полномочия. Соглашение, которое подписано совсем недавно, в значительной
степени приближает это событие. Имеется в виду прежде всего совместная и
согласованная деятельность Министерства финансов РФ и ВСС по разработке
страхового законодательства, совместные программы подготовки и
переподготовки руководящих кадров страховых компаний, скоординированные
действия по совершенствованию процесса лицензирования, сбора и анализа
статистической отчетности. Кстати, в Тюменской области Координационный
совет по страхованию, созданный при администрации, давно взял на себя
функцию развития регионального рынка, создания цивилизованной страховой
инфраструктуры. Аналогично в масштабе страны Комитет ВСС по региональной
политике по сути дела заменил государственный орган страхового надзора,
осуществляя координацию региональных объединений страховщиков,
взаимодействуя с федеральными и региональными обществами в деле освоения
региональных рынков, проведения экспертного анализа нормативно-правовых
актов по страхованию, изданных региональными и местными органами власти,
созданию в регионах банков данных о недобросовестных клиентах. Принято
решение о подготовке перечня услуг, оказываемых ВСС страховым организациям-
членам ВСС. Огромное значение придается соглашению между ВСС и Минфином РФ
о сотрудничестве. Все это в конечном итоге должно значительно повысить
привлекательность ВСС для всех профессиональных участников рынка
страхования России.
Анализ Концепции в содержательном плане свидетельствует о системности,
однако нельзя не отметить декларативный характер. Если цели и направления в
документах подобного типа могут носить характер провозглашаемых, то
механизм реализации должен быть четким. Тогда это будет выполнимо, позволит
страховому бизнесу развиваться и занять должное место в экономике России.
Для успешной конкуренции с крупнейшими страховыми организациями
отечественным страховщикам необходимо наращивать финансовый потенциал,
размеры капитала и активов, чтобы повысить свою устойчивость. А это, в свою
очередь, возможно лишь при изменении отношения к страхованию в стране:
общество должно осознать важность задач, решаемых с помощью страхования,
необходимости обеспечивать себя полноценной страховой защитой. Решение этой
задачи связано с повышением уровня жизни населения и доходов юридических
лиц, с осознанием того, что в современном российском обществе «спасение
утопающих есть дело прежде всего самих утопающих», с наличием и неуклонной
реализацией соответствующей государственной политики в области страхования.
Природные катастрофы, террористические акты и последовавшая за ними широко
рекламируемая государственная поддержка пострадавших оказались «стимулом»
потребительских настроений и не способствовали созданию потребности в
классической страховой защите от стихийных бедствий: наводнений, селей,
ураганов; техногенных аварий; политических и экономических рисков.
Упущено главное – взаимоотношения страховщиков с потребителями страховых
услуг. Именно страховщики должны формировать страховую культуру в обществе,
государство же должно стать помощником, извлекая серьезную выгоду из их
инвестиционного потенциала.
О политике межбюджетного федерализма
С. В. Бужан, зам. директора департамента
финансов администрации Тюменской области
Проблема бюджетного федерализма относится к числу актуальных на протяжении
ряда лет. Однако если раньше межбюджетные отношения Центра с регионами
решались через методические рекомендации по расчету и распределению средств
фонда финансовой поддержки регионов и сводились в основном к расходным
полномочиям, то в настоящее время политика изменилась. Складывается
впечатление, что субъекты РФ, заставив-таки Центр хоть частично
рассчитаться по нефинансируемым федеральным мандатам или приостановить
действие тех, по которым рассчитаться нет возможности, одновременно
подтолкнули к тому, что сейчас Правительство в лице Министерства финансов
пытается решить свои проблемы путём ярко выраженной централизации доходов
на федеральном уровне. А с выходом в свет Программы развития бюджетного
федерализма в РФ на период до 2005 г., пропагандирующей децентрализацию
бюджетных ресурсов и повышение роли собственных доходов (последнее
обязательство, следует заметить, носит пока чисто декларативный характер),
отношения между Центром и регионами стали более обострёнными. Количество
местных налогов снижается, и соответственно необеспеченность местных
бюджетов собственной доходной базой возрастает.
Начиная с 2000 года субъекты Российской Федерации теряют значительные
объемы доходов своих бюджетов, во-первых, в связи с зачислением налога на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10