Рефераты. Банковская система и регулирование рынка

политику. В большинстве стран такие законы приняты сравнительно давно

(США - 1913 г., Японии - 1942 г., Великобритании - 1946 г., Финляндии

- 1925 г. и т.д.), что отражает стабильность функций ЦБ.

Банковский закон чаще всего дает определение банковскому

учреждению, устанавливает порядок создания и закрытия банков, защиту

клиентов и т.д. Такой закон носит в основном общий характер, а денежно-

кредитная политика основывается, как правило, на законе о ЦБ или каком-

либо специальном законе.

В конечном итоге вся деятельность ЦБ, система контроля за

денежной эмиссией, инструментарий денежно-кредитной политики,

банковское регулирование и законодательство предназначены для создания

нормальных условий для функционирования экономики через нейтрализацию

дестабилизирующих тенденций, различного рода злоупотреблений.

Значительная часть деятельности государства в данной области имеет

технический характер, не зависящий от типа экономики. Вместе с тем

денежно-кредитное регулирование объективно направлено на

максимализацию эффективности рынка в интересах отдельных экономических

агентов и всего государства. Опыт развитых капиталистических

государств в условиях перестройки российской финансово-кредитной

системы и всего народного хозяйства имеет огромное значение.

3.2 Коммерческие банки: сущность и функции

Коммерческие банки - основное звено двухуровневой банковской

системы.

Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится

целый ряд институтов с различной структурой и разным отношением

собственности. Главным их отличием от центральных банков является

отсутствие права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков

различаются два типа - универсальные и специализированные банки.

Универсальный банк осуществляет все или почти все виды

банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и

долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами, прием вкладов всех

видов, оказание всевозможных услуг и т.п.

Специализированный банк, напротив, специализируется на одном или

немногих видах банковской деятельности. В отдельных странах банковское

законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять

широкий круг операций. Тем не менее прибыли банков от отдельных

специальных операций могут быть настолько велики, что деятельность в

других сферах становится необязательной. К специализированным банкам

относятся: инвестиционные банки, ипотечные банки, сберегательные

банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки,

внутрипроизводственные банки.

Преобладание одного типа банков в кредитной системе той или иной

страны следует понимать как тенденцию. В отдельных странах, где

господствуют универсальные банки, существуют многочисленные

специальные банки. И наоборот, в странах с доминированием специальных

банков особенно в последние годы все больше проявляется тенденция к

универсализации. Это происходит как в результате либерализации

банковского законодательства в отдельных странах, так и в результате

обхода банками существующих законов. Примером может служить практика

создания самостоятельных специальных банков, которые практически

принадлежат крупным банкам и расширяют диапазон банковских операций

последних. К странам, где преобладает принцип специализации банков,

относятся Великобритания, Франция, США, Италия. Принцип

универсализации доминирует в Швейцарии, ФРГ, Австрии. Однако во многих

капиталистических странах отражаемые статистикой различия между

универсальными и специализированными банками становятся все более

расплывчатыми и спорными, так как даже в тех странах, где согласно

статистике господствуют специализированные банки, фактически многие из

них уже превратились в универсальные. В любых преградах, выставляемых

государственными властями на пути универсализации, находятся лазейки.

В США - это банковские холдинги. Аналогичные примеры существуют и в

других странах.

Основными функциями коммерческих банков являются:[xv]

1) привлечение временно свободных денежных средств;

2) предоставление ссуд;

3) осуществление денежных расчетов и платежей в хозяйстве; 4)

выпуск кредитных средств обращения;

5) консультирование и предоставление экономической и финансовой

информации;

Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в

том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает

прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов

осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к

заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в

лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и

возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства

формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В

результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в

хозяйстве. Значение посреднической функции коммерческих банков для

успешного развития и функционирования рыночной экономики состоит в

том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и

неопределенности в экономической системе.

Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на

кредитные ресурсы, не только мобилизируют имеющиеся в хозяйстве

сбережения, но и формируют достаточно эффективные стимулы к накоплению

средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств

формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков.

Во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки

занимают ведущее место в платежном механизме экономики.

При оценке экономической роли коммерческих банков следует иметь

в виду, что: кредитные операции способствуют увеличению объема и

бесперебойности производства и реализации продукции потребителям;

расчетные операции опосредуют осуществление процессов оплаты продукции

потребителями, а также взаимного контроля участников расчетных

операций; операции с ценными бумагами увеличивают приток средств для

развития производственной и торговой деятельности; кассовые операции и

их регулирование позволяют улучшать снабжение оборота наличными

деньгами.

3.3 Пример регулирования рынка

государственной

банковской системой

То, как на практике может осуществляться деятельность

центральных управленческих органов рыночной экономики - министерства

финансов и государственной банковской системы - можно рассмотреть на

следующем примере: воздействие государства на объемы производства и

прибыли автомобилестроительных компаний.

Итак, мы рассмотрим действия:

а) центрального банка (ЦБ);

б) министерства финансов (МФ);

в) владельцев и управляющих частными коммерческими банками (КБ);

г) владельцев и управляющих автостроительными фирмами -

автопромышленников (АП).

В производстве автомобилей в стране N сложилось положение, когда

возможные объемы производства приведут к значительному избытку данной

продукции ( влияние мирового рынка, экспорт и импорт не учитываются ).

В этих условиях государство принимает меры по "охлаждению" бума.

Определив годовые потребности в автомобилях, государство через МФ

путем увеличения налогов на прибыль АП снижает частные

капиталовложения в данную отрасль. Однако налоги нельзя повышать

безмерно, их предельная величина берется на уровне 50% прибыли. Но

это, по расчетам МФ, оказывается недостаточным для дестимулирования

инвестиций. Поэтому в дополнение к налоговым применяются кредитные

методы воздействия. ЦБ выпускает облигации, чтобы изъять избыточные

кредитные ресурсы у коммерческих банков. Наряду с этим ЦБ повышает

учетную ставку процента за кредиты, предоставляемые частным банкам. В

свою очередь, КБ вынуждены поднять уровень процента за кредиты для АП.

Автопромышленники, планировавшие взять в КБ значительную сумму

кредита, после повышения процентной ставки ограничивают свои займы в

банках. Все предпринятые меры снижают возможности капиталовложений АП

в такой степени, какая необходима, по расчетам государственных

органов, для недопущения перепроизводства и балансирования спроса и

предложения на автомобильном рынке.

4. Банковская система России на современном

этапе развития

4.1 Банки - стимулятор рыночных отношений в России

В настоящее время в России сформирована двухуровневая банковская

система: 1 уровень - Центральный банк России, 2 уровень - коммерческие

банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие

отдельные банковские операции.

В последние годы российская банковская система претерпела

серьезные изменения. На 1 мая 1995 года зарегистрировано 2559 банков и

5680 их филиалов.[xvi] В интересах концентрации банковского капитала

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.