Рефераты. Банковская система

сглаженности механизма привлечения, отбора, обслуживания массового клиента,

от взаимодействия с властными структурами, с предпринимательскими и

финансовыми кругами в России и за рубежом,

международными экономическими организациями, от технической оснащенности

самого банка;

г) как следствие резкого удорожания капитального строительства даже

крупные банки если и смогут самостоятельно финансировать строительство

объектов, то только небольших и местного значения. Финансирование более

значительных инвестиционных программ скорее всего будет осуществляться

финансово-промышленными группами, которые объединят под одной крышей

кредитно-финансовые, производственные и торгово-коммерческие структуры;

д) реальное участие коммерческих банков в инвестиционных программах

может происходить и через рынок ценных бумаг (банки выступают посредниками

между владельцами денежных средств и инвесторами).

е) реальное содействие инвестициям в производство банки оказывают и

через развивающееся проектное финансирование (управление проектами).

Кредитный институт самостоятельно или совместно с предприятием выбирает

проект для прямого инвестирования, оценивает его обоснованность,

эффективность с учетом различного рода рисков, разрабатывает общую

концепцию» технико-экономическое обоснование, бизнес-план. Для расширения

участия банков в инвестиционных проектах должна быть также законодательно

определена программа стимулирования инвестиций в российскую экономику.

2.2. Условия восстановления банковской системы в условиях переходной

экономики[10]

Банковская система России после кризиса 1998 г. находится в состоянии

поиска путей выживания и адаптации к новым условиям.

На первый план вышли проблемы урегулирования отношений с иностранными и

отечественными кредиторами, восстановления доверия населения,

реструктуризации и рекапитализации банковской системы. Полноценное ее

функционирование сдерживается из-за сохранения значительного числа

неплатежеспособных банков с отрицательным капиталом, крайне медленного

отзыва лицензий у банков-банкротов, которые множат потери общества.

Политика, предусматривающая преодоление последствий банковского

кризиса, обычно включает следующие направления:

- принятие антикризисных мер, главными задачами которых являются

поддержание ликвидности банковской системы, восстановление ее роли в

осуществлении расчетов, разрешение возникающих проблем с клиентами,

прекращение "набега" вкладчиков на банки;

- реструктуризацию и санацию банковской системы с целью ликвидации

нежизнеспособных банков путем банкротства, стимулирование слияний и

поглощений банков;

- рекапитализацию, преследующую цель восстановления главной функции

банковской системы - финансового посредника, для чего государство

предпринимает усилия по наращиванию капитала банков и повышению его

качества.

В течение 1999 г. выявилось определенное противоречие между

необходимостью восстановления капитала, связанного с увеличением объема

"работающих" активов (кредиты, вложения в ценные бумаги), и требованиями к

повышению надежности банков и снижению рисков, что должно вести к

увеличению объема ликвидных, но одновременно неработающих или низкодоходных

активов. В результате в 1999 г. произошли существенные изменения в

структуре совокупных банковских активов. Доля ликвидных активов (касса,

средства на корреспондентском счете в ЦБ РФ и средства на корреспондентских

счетах у нерезидентов) возросла с 10% на начало 1999 г. до 13,7% к декабрю

1999 г., тогда как доля "работающих" активов снизилась к декабрю 1999 г. до

60% по сравнению с 68-70% в докризисный период. Скорее всего, банки не

стремятся повышать свою доходность и предпочитают минимизировать риски,

хотя рост ликвидных активов может быть связан и с образованием "денежного

навеса".

Из-за неуверенности в устойчивости рубля и значительной непогашенной

задолженности перед нерезидентами банковская система наращивает валютную

ликвидность. К декабрю 1999 г. величина остатков на счетах в банках-

нерезидентах достигла 4,6 млрд. долл. по сравнению с 2 млрд. долл. на

начало года. За этот период 30 крупнейших банков сократили объем

задолженности перед нерезидентами с 3,3 млрд. до 2,1 млрд. долл., а

величина остатков на счетах в банках нерезидентах почти вдвое превысила

чистую задолженность перед нерезидентами по межбанковским кредитам.

Международная инвестиционная позиция банковской системы за три квартала

1999 г. возросла с -0,17 млрд. до 4,1 млрд. долл.

Повышение ликвидности является естественной реакцией банков на кризис

платежеспособности и высокие системные риски кредитования экономики. В то

же время в среднесрочном плане ориентация банков на повышение ликвидности

(особенно валютной, которая может рассматриваться как мягкая форма оттока

капитала) вступает в противоречие с потребностями восстановления капитала:

чем выше ликвидность активов, тем меньше их доходность.

В результате обесценения государственных облигаций и переоценки

валютных активов банковская система внешне стала более активным кредитором

реального сектора. Объем кредитов экономике возрос с 9,4% ВВП в начале 1998

г. до 11% ВВП к началу 1999 г. к стабилизировался на этом уровне[11].

Однако доля кредитов экономике в структуре банковских активов в течение

1999 г. снизилась с 37,5 до 33,3%. Наращивая валютную ликвидность, банки

сокращают валютные кредиты экономике, что вызвано как снижением объемов

импорта (импортеры предъявляли значительный спрос на кредиты), так и

высокими рисками кредитования и повышенным уровнем просроченной

задолженности по валютным кредитам предприятиям. Хотя банковский кризис

1998 г. можно рассматривать в основном как кризис пассивов, в определенной

мере его породили и "плохие" долги предприятий, которые обусловили низкую

ликвидность валютных активов банков.

Переориентация банков с кредитования государства на кредитование

реального сектора выразилась в устойчивом росте объема рублевых кредитов

экономике - в течение 1999 г. он возрос почти на 30% в реальном выражении.

Доля рублевых кредитов в общем объеме выданных банками кредитов к концу

года превысила 50% (на начало года - около 30%). При этом качество

кредитного портфеля, оцениваемое долей просроченной задолженности в общем

объеме выданных кредитов, заметно повысилось, хотя и остается ниже

докризисного уровня (около 8% по сравнению с 5-5,5%). Учитывая, что доля

просроченных кредитов, выданных в иностранной валюте, почти не уменьшилась,

а сроки кредитования в валюте заметно удлинились, можно предположить, что

существенная часть валютных кредитов, являющихся по сути безнадежными, не

отражается банками как просроченные, а пролонгируется в надежде на

улучшение ситуации в будущем.

Финансовые рынки в России до сих пор не восстановились.

Доля межбанковских кредитов не превышает 3% суммы чистых активов банковской

системы, вложения в государственные ценные бумаги сократились с 19 до 14%,

вложения в иные ценные бумаги в течение прошлого года оставались на уровне

7-7,5% чистых активов.

Основным источником привлеченных средств для российских банков вновь

стали, как и в 1992-1993 гг., текущие счета и срочные депозиты предприятий.

Это неудивительно, поскольку в целом денежные активы реального сектора

экономики[12] увеличились до 3% ВВП к концу 1999 г. по сравнению с 1,5% на

начало 1998 г., а доля депозитов предприятий в пассивах банковской системы

поднялась до 30% (20% в июле-августе 1998 г.).

Снижение уровня реальных доходов населения в 1998-1999 гг. почти на

30% и кризис доверия к коммерческим банкам резко сузили возможности

наращивания банковских пассивов путем привлечения средств населения.

Частные депозиты населения в рублях возросли за год на 10%, но практически

исключительно благодаря вложениям в Сбербанке, который увеличил рублевые

депозиты населения на 25% по сравнению с серединой 1998 г. Валютные же

вклады населения не превышают 50% докризисного уровня. Можно полагать, что

процесс возрождения доверия населения к банковской системе и восстановления

организованных сбережений до докризисного уровня потребует как минимум 3-4

года.

В результате кризиса доверия зарубежных инвесторов к российскому рынку

государственного долга и российским банкам объемы привлеченных средств

нерезидентов постепенно сокращаются (за 1999 г. - на 1/3 в валютном

эквиваленте). Старые кредиты погашаются, новые, если и предоставляются, то

на короткие сроки и в меньших масштабах. Одним из серьезных последствий

кризиса государственного долга и кризиса валютной задолженности в ближайшие

несколько лет окажется ограничение возможностей доступа российских банков

на мировые рынки капитала.

2.3. Российская банковская система: краткосрочный прогноз

Критерием успешности возрождения банковского сектора может служить

восстановление отношения банковского капитала к ВВП, которое в докризисный

период составляло примерно 5,5-6%. Учитывая оценки потерь российской

банковской системы в период кризиса, для достижения докризисных параметров

необходимо реальное удвоение существующего капитала российских банков[13].

Один из возможных сценариев восстановления и развития российской

банковской системы исходит из предположения, что этот процесс будет

протекать достаточно быстро в силу следующих предпосылок:

- в 2000 г. сохранится тенденция к оживлению промышленного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.