Рефераты. Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы p> С появлением крупных источников рекламных средств сеть утвердилась в общенациональном масштабе. В 1996–1997 годах НВС нашла партнера в лице
Рен-TВ.

Очень крупная сеть в настоящее время – это НТВ, сумевшее организовать эффективную географическую экспансию. Сегодня оно вещает более чем на 350 российских городов и охватывает порядка 86 млн населения. Это третий национальный телевизионный канал после ОРТ, РТР.
«2х2», «Петербург – 5-й канал», «Санкт-Петербург – 6-й канал» также обзавелись региональными партнерами. Быстро возникли и утвердились другие сети. Были и такие проекты, которым не удалось реализоваться.

В принципе, существует минимум три правила, без выполнения которых невозможна организация региональных сетей:
4. важнейшая задача – поиск максимального числа партнеров в возможно большем числе городов;
5. отбор самых сильных партнеров среди тех, которые работают в данной местности;
6. обеспечение устойчивой ретрансляции своих передач в каждом городе.

Московские телекомпании реализовывали эту общую стратегию различными способами, опираясь, прежде всего, на стремление региональных телестанций к сотрудничеству со столичными партнерами. Основа такого стремления – возможность совместно решать важнейшие проблемы, стоящие перед провинциальными телевещателями: извлечение рекламных денег и наполнение сеток программ. Центральные телестанции нацелены на расширение географического ареала своего воздействия для увеличения доходов от рекламы. Местные станции получают при этом наполнение своих сеток вещания и финансовые средства для обеспечения дальнейшего существования.

Можно выделить 3 модели географического сотрудничества, которые используются сегодня:
7. прямая ретрансляция (ОРТ, НТВ), когда сигнал передается в конкретный город и местный партнер его ретранслирует на свою аудиторию в полном или почти полном объеме;
8. передача из столицы в регионы телевизионных блоков с обязательством местного партнера ретранслировать их в «прайм-тайм» (до 25 января 2002 года – ТВ-6, СТС). В этом случае московский партнер не занимает все телевизионное пространство, а сама его политика выглядит более гибкой, нежели в первом случае;
9. трансляция из Москвы пакета телевизионных программ с обязательством местного партнера ретранслировать его в удобное для себя время (Рен-ТВ,
АСТ). Этот путь самый гибкий.

Поскольку в битву за региональную аудиторию вступили несколько московских телекомпаний, перед ними встала проблема выбора партнеров, поскольку, чем сильнее последний, тем больше отдача.

Тот, кто был первым, мог выбирать партнера посильнее. Следующий – неизбежно оказывался ограниченным в выборе. Отсюда очередная проблема – усиление своего партнера. В связи с этим многие московские телекомпании начинают поставлять в регионы оборудование, что дает возможность предъявлять местным телестанциям куда более жесткие требования, чем прежде. И более жестко контролировать их деятельность.

Параллельно с выбором москвичами региональных партнеров местные телестанции также занимаются отбором своих столичных визави. В течение года регионалы приезжают в Москву и сравнивают достоинства и недостатки телекомпаний, в частности, качество программ, рекламные возможности, финансовые условия. Сделав выбор, они перезаключают договоры на следующий год. Чем слабее регионалы, тем более жесткие условия сотрудничества с москвичами они принимают.

Следующий этап после расширения географии вещания и подбора как можно более сильного регионального партнера – это качественное наполнение телевизионных сеток. В этот период на первое место выходит телевизионное программирование: кто, какие телесериалы, фильмы и ток-шоу показывает, насколько они соответствуют вкусам зрителей. При этом резко обостряется соперничество среди телевещателей, в первую очередь, в крупнейших городах
России.

Российский рынок устроен так, что 90% телевизионных рекламных денег идет в национальные компании и только 10% передается региональным станциям. Поэтому возможность получать рекламные деньги у местных телестанций ограничена. А это означает, что им гораздо легче получить эти деньги через своего московского партнера. Возникновение новых независимых сильных сетей становится в достаточной мере проблематичным. Надо либо покупать новые приемники, либо преобразовывать полностью своего слабого партнера. Правда, остается еще один способ – «перекупать» региональные станции, которые уже входят в существующие сейчас сети. Именно по этому пути пошла сеть ТНТ, в конце прошлого года захватившая значительную часть лидеров в регионах. Ее руководители основательно подготовились к экспансии, предложив региональным лидерам лучшие программы, лучшее оборудование, лучшие финансовые условия. В результате был нанесен сильный удар по двум сетям сразу: Ren-TV и СТС.

Тот, кто сэкономил в прошлом на своем региональном партнере, рискует его потерять. Тем не менее повторение успеха ТНТ весьма проблематично.

Следует также отметить, что в последние годы в России появились десятки областных и городских телеканалов, которые создают на местном уровне довольно серьезную конкуренцию московскому вещанию. Большинство этих каналов до сих пор не имеют собственных диапазонов и потому вынуждены использовать эфирное время центрального телевидения, перекрывая тем самым вещание из Москвы.

Что касается областных теле- и радиостудий, то они в СССР традиционно представляли собой не более чем региональные подразделения
Гостелерадио. Вещая обычно один-два часа в сутки, они практически не обладали культурно-информационным потенциалом, позволяющим составить конкуренцию центральному телевидению.

По-настоящему региональное телевидение начало формироваться только в начале 90-х годов, когда местные политические элиты почувствовали необходимость в собственном информационном пространстве, через которое они непосредственно могли бы влиять на общественное мнение, и оно постепенно перестало быть калькой центрального телевидения, обретая собственный взгляд и голос. Как считает А. Новиков, примерно с 1992 года, когда регионы вступили в пору шумных избирательных компаний, областные телеканалы стремительно овладевают электоральными функциями. «Во время парламентских выборов 1993-го провинциальное ТВ было уже достаточно коммерциализировано и начало активно участвовать в избирательной кампании»[86].

Журналистика, а радио и телевидение в особенности, несут в себе все болезни, которыми заражено наше общество и государство. Это не зеркало, а увеличительное стекло, через которое все наши общие беды можно увидеть крупным планом, изучить в деталях.

Н.Чеботарев, генеральный директор ГТРК «Дон-ТР», в интервью журналу
«Журналист» дал следующую оценку состояния региональных телекомпаний в постсоветский период: «За последние годы мы получили то, о чем прежде и мечтать не могли. Нет теперь обкомовских директив, есть экономическая свобода, право распоряжаться кадрами, строить программу вещания так, как мы считаем нужным. И подстраховка нашей независимости существует очень серьезная: финансирует нас Минфин из федерального бюджета напрямую, минуя местные органы. Но финансирование в последние месяцы начало давать серьезные сбои. Непродуманное, некомпетентное решение может поссорить региональное телерадиовещание с местными властями и со зрителями»[87].
Так, например, в 1993 году широко разрекламированный «Парламентский час» шел по центральному каналу именно в то время (с 17 до 20 часов), когда
«Дон-ТР» перекрывала эфир российского канала своими программами в соответствии с имеющейся лицензией. Тут же пошли звонки, делегации, областной Совет выступил с протестом. И зрители были недовольны, хотя большинство из них отдает предпочтение местным новостям и передачам о собственных проблемах.

Не все региональные каналы имеют лицензии. Существует ряд самодеятельных теле- и радиостудий, не утруждающих себя лицензированием.
Они вещают по любым каналам. Умельцы в каком-нибудь райцентре мастерят передатчик, ставят на крышу антенну и запросто перекрывают государственные каналы. Так что экспансия им не страшна. Зато на любом канале и в любое время может появиться все, что угодно, и пресечь это некому. Российское законодательство, к сожалению, еще настолько несовершенно, что это не единственное его упущение. В нем, например, нет ни одной строчки, регламентирующей и процессы экспансии на телевидении.
Региональные каналы транслируют и ретранслируют любые программы и в любое время, делая это лишь в соответствии с собственным желанием и сомнительными договорами на взаимовыгодных условиях с каналами- производителями.

Так, по мнению генерального директора ГТРК «Дон-ТР», «вакханалия в эфире свидетельствует о полном безвластии. Необходимо произвести коренные перемены в законодательном, финансовом и прочем обеспечении региональных телерадиокомпаний. Отсутствие таких перемен может привести к серьезным последствиям – вплоть до смены политического курса»[88].

Телевидение – вещь дорогая. В проекте бюджета на 1998 год правительством на нужды провинциальных работников эфира была заложена сумма в размере полутора триллионов рублей (по данным ежемесячного сборника «ТЭФИ-Обозрение», выпуск 2 (5), 1998 год). В то время этих средств было достаточно только для того, чтобы выплатить зарплату сотрудникам всех 93 государственных телерадиокомпаний, действующих в 89 регионах России.

Многие столичные специалисты по телевидению и радиовещанию считают, что некоторые программы регионального телевидения (в частности, новостные) даже выигрывают по сравнению с программами центральны.

«Новостные программы – визитная карточка любой телекомпании.
Известно, что выпуски новостей – самый дорогостоящий эфирный продукт.
Яркое подтверждение тому – ТВ-6, уже завоевав высокий зрительский рейтинг, долгое время не решалось вступить на стезю телеинформации.
Помнится, когда я сказал об этом создателю телекомпании Э. Сагалаеву, что, мол, любой уважающий себя канал должен иметь собственную новостную программу, “создатель” буквально взорвался: “Да ведь такая визитка за несколько месяцев сожрет все наши финансы! ” Разговор этот шел года три назад. Ныне ТВ-6 полностью вошло в состав наших информационных империй
– ОРТ, РТР и НТВ. Да и менее богатые – Рен-ТВ, ТВ-Центр и канал
«Культура» довольно быстро обзавелись «визитками». Сегодня решительно никто не сможет объять необъятное – огромнейший информационный поток в регионах, на местных телеканалах»[89].

Сегодня все же, несмотря на старания регионалов, в эфире господствует московский – крикливый и холодный – стиль, «а естественный, равновеликий простому человеку стиль провинциальный туда категорически не пускают. Речь именно о стиле, а не о конкретных программах. В конце концов, в регионах тоже немало передач, очевидно созданных по образу и подобию московских.. Да и в Москве, к счастью, остались профессионалы, интересующиеся характерами, судьбами, личностями, а не только шумными аномалиями»[90]. Но, как бы то ни было, региональное телевидение, по мнению многих исследователей, становится реальной силой и, возможно, в скором времени будет способно конкурировать с центральным в борьбе за зрителя, завоевывая значительные проценты рейтингов и, следовательно, существенные проценты бюджетов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.