Рефераты. Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы p> Еще одна программа телеканала «Дон-ТР» построена по уже давно используемой и популярной модели «кулинарных программ». Таких программ достаточно много на центральных телеканалах: «Кулинарный поединок» (НТВ),
«Властелин вкуса» (ОРТ), «Вкусные истории» (НТВ). Но ростовская «Донская кухня» построена по образцу программы «Смак» на телеканале ОРТ, в которой ведущий приглашает известных людей – политиков, актеров, музыкантов – в студию, где они готовят разные блюда. Съемочной площадкой служит кухня в квартире ведущего; в процессе программы он рекламирует товары, которые используются во время приготовления блюд – газовую плиту, посуду, бытовую технику, продукты питания, и т.п. То, что действие происходит не в телестудии, а на реальной кухне, придает программе некий шарм, домашняя обстановка создает впечатление уюта, и все эти факторы отличают «Смак» от других аналогичных программ центральных телеканалов.

В программе «Донская кухня» ведущий использует собственную кухню, он также постоянно рекламирует продукцию местных производителей.
Единственное отличие этого проекта от программы «Смак» в том, что на
«Донскую кухню» не приглашаются гости – ведущий готовит сам. Не только жанр, тема, декорации, но и образ ведущего повторяется: ведущий «Смака» – популярный музыкант, а ведущий «Донской кухни» – также достаточно известный в Ростовской области артист, бывший участник народного казачьего хора.

Программа «Синемания» (РТР) посвящена кино и построена по следующему принципу: анонс репертуара кинотеатров Москвы, обзор новых фильмов, новости кинобизнеса, телевикторина для зрителей. В программе «Пойдем в кино!» («Дон-ТР»), которая является аналогом «Синемании», рассказывается о киноновинках, выходящих на экраны города Ростова-на-Дону, о новых фильмах, которые снимают известные режиссеры, об известных актерах и т. д. В каждой программе проводится викторина, победитель которой получает в качестве приза билеты на киносеанс или видеокассеты с записями фильмов.

На центральных телеканалах популярны программы о здоровье. Первая из них – «Здоровье» – появилась на советском телевидении в 70-х годах и продолжает регулярно выходить на телеканале ОРТ. Кроме того, аналогичные программы выходят на телевизионных каналах РТР («Здоровье»), НТВ («Без рецепта»), ТВС («Здоровый интерес»). Все они построены по следующей модели: ведущий – человек с медицинским образованием – рассказывает о новых лекарственных препаратах, медицинских технологиях, дает советы телезрителям о том, например, как в зимнее время уберечься от простуды, какие профилактические меры следует предпринимать во избежание того или иного заболевания, и пр. Выходящая на региональном канале «Дон-ТР» программа «Теледоктор» и проекты центральных телеканалов по медицине похожи, как две капли воды, по тематике, структуре, имиджу ведущих и т.д. Различие состоит лишь в том, что ведущий «Теледоктора» еще и рекламирует лекарственные препараты и аптеки, в которых их можно купить.
Как и в аналогичных программах центрального телевидения, ведущий отвечает на вопросы телезрителей, присланные в адрес редакции, или просит прокомментировать их специалиста в той или иной области медицины.

Программа «Слово пастыря» (ОРТ) – единственная на центральном телевидении религиозная программа. Ведущий – служитель культа – рассказывает приверженцам православной веры о традициях, обрядах, праздниках православия, об истории религии, читает главы из религиозной литературы. На телеканале «Дон-ТР» с недавнего времени стала выходить программа «Жизнь в слове», построенная по этому образцу. Ее ведущий – священник Ростовской епархии, который отвечает на вопросы прихожан в эфире. Интерьер, декорации, тематика, замысел, цель и задачи обеих программ полностью идентичны.

Аналитическая программа «Завтрак с Соловьевым» выходит в утренние часы на телеканале ТВС, чем, собственно, и обусловлено ее название.
Ведущий В. Соловьев приглашает в студию гостя – известного политика, бизнесмена, актера, журналиста – и обсуждает с ним одну из тем дня как бы
«за завтраком». Ведущий и его гости анализируют события, явления, актуальные и важные для общества; делают выводы и дают прогнозы их развития. Эта модель утренней аналитической программы выбрана довольно удачно, так как позволяет телезрителю, во-первых, получить компетентный комментарий того или иного события дня, а во-вторых, в такой программе за счет атмосферы завтрака достигается эффект присутствия, сопричастности. А на ростовском телеэкране уже завоевывает популярность программа «Деловой завтрак» (35-й канал «Теле-Х»), отличие которой от программы телеканала
ТВС состоит в том, что в ней обсуждаются вопросы, актуальные для региона, области, города. Гости этой программы – политики, депутаты Городской
Думы, работники аппаратов губернатора и мэра, бизнесмены и т. д. Подобно
«Завтраку с Соловьевым», она уже заняла прочное место в программной политике местных телеканалов. Программа «Камертон» («Дон-ТР») похожа на авторскую программу С. Белзы (ОРТ), посвященную классической музыке.

В своем большинстве телепрограммы регионального телевидения, имеющие аналоги на федеральных каналах, не могут составить им конкуренцию и, к сожалению, не обладают большой популярностью у зрителя в силу ряда причин, среди которых недостаточный профессионализм авторов и ведущих, недостаточная техническая оснащенность телеканалов.

Тем не менее на региональном телевидении время от времени появляются очень удачные проекты, имеющие собственное лицо и популярные у телезрителя. Например, телекомпания «Южный регион» не производит такое количество программ, как государственная компания, но делает ставку на информационно-аналитические программы. Еженедельно на седьмом телеканале выходит информационно-аналитическая программа «Точка зрения». В ней дается независимый анализ важнейших политических и экономических событий в регионе. Передача выходит каждое воскресенье, тем самым как бы подводя итоги главным событиям недели и анализируя их. Она делается на достаточно высоком уровне, что свидетельствует о возросшем профессиональном мастерстве журналистов.

Направление программы «Точка зрения» было выбрано очень верно, так как на местном телевидении больше нет ни одной телепрограммы, рассказывающей о событиях недели, их развитии, дающих анализ этих событий и их прогноз. Для создания программ часто используется и прямой эфир.
Так, еженедельно выходит передача «Тема для разговора», которая существует в форме диалога с гостями в студии. При подготовке этой программы телеканал опирается на социологические исследования, медиа- исследования, мониторинги и прочее, что помогает создателям и ведущим программы как можно более полно информировать местного зрителя и обеспечить его информационные потребности. Телепрограмма «Ритм дороги» отражает специфику возникновения телекомпании. Она была создана на базе
Северо-Кавказской железной дороги и стала первой «собственной» программой
ТРК «Южный регион».

Популярностью у зрителей пользуется и передача «Музыкальная шкатулка», которая приносит телекомпании кроме зрительского внимания и стабильный доход (в ней за определенную плату передаются музыкальные поздравления с праздниками). Популярность этой программы обусловлена спецификой регионального телевидения, его близостью к местной аудитории.

Новостные же программы федеральных телеканалов не способны удовлетворить информационные потребности населения регионов. Основная тематика информационных выпусков в большинстве своем посвящена событиям, происходящим за рубежом и в столице. А местному зрителю часто интереснее узнать, например, о законопроектах, принятых Городской Думой, нежели о новом пленарном заседании депутатов в Государственной Думе в Москве, так как все, что происходит в регионе, области, городе, селе, напрямую касается местного зрителя. События, происходящие рядом, в непосредственной близости от потребителя информации, как правило, всегда более важны и интересны.

Формирование сетки вещания – очень важный процесс, от которого зависит величина телевизионной аудитории. Чтобы она была максимальной, программы должны занимать соответствующие места в вещательной сетке. Это могут быть собственные программы, т. е. те, которые создаются станцией за ее счет, и приобретенные программы. В каждом конкретном случае телекомпания должна решить, что эффективнее: произвести программу, способную дать высокий рейтинг, самому или купить ее у другого производителя. Большинство телекомпаний производят только новостные программы, отдельные из них пытаются производить тематические, аналитические, развлекательные, но при этом делают ставку на информационные программы. Сама жизнь доказала, что это – самый экономически эффективный путь для привлечения обширной аудитории, поскольку здесь «работает общая закономерность, а именно высокий интерес аудитории к местной событийной информации»[135]. Однако, если станция хочет поставить в программную сетку развлекательные программы, то экономически невыгодно, во всяком случае, для местной телестанции, производить их самостоятельно. Сегодня в регионах пока еще плохо развит рынок программ, отсутствуют программопроизводящие телестудии, поэтому телеканалы вынуждены покупать программы у московских и санкт- петербургских фирм. При этом необходимо знать, какая аудитория и в какое время доступна, какая группа зрителей наиболее привлекательна и как учитывать эти обстоятельства при составлении сетки вещания.

Информирование аудитории – специфическая функция регионального телевидения. Но это не означает, что единственная задача местных станций
– создание собственных информационных выпусков. Ведь если телекомпания и создает подобные программы, но неумело размещает их в сетке вещания, то они не принесут ей ни зрительского внимания, ни дополнительной прибыли.

Сегодня российский зритель имеет большой выбор различных телеканалов. Следовательно, местное телевидение должно найти свою нишу и извлекать максимальную выгоду из преимуществ, которыми оно располагает
(доверительный характер общения со зрителем, приближенность к местной аудитории и т.д.). Небольшие телестанции должны полностью использовать каждую возможность, которая позволит им отличаться от других телестудий.
«Местное вещание – это ткань, которая связывает и объединяет местные районы, на которые вещает телестанция, и здесь успех той или иной местной телекомпании зависит от того, в какой степени аудитория считает ее исключительно “своей”»[136].

Поэтому большая часть ресурсов местных телекомпаний должна быть направлена на организацию телевизионных программ и на вовлечение местного сообщества в деятельность регионального телевидения, чему способствует процесс программирования. Будь то программы новостей, спортивные программы, трансляции выступлений местных деятелей, короткие телезарисовки и коммерческие программы или все перечисленное вместе, самое главное – это связать телестанцию с интересами населения.
Установить прочную связь с аудиторией через ее вовлеченность в деятельность телекомпании – это самая главная задача, значение которой невозможно переоценить. Сегодня перед региональными телеканалами стоит цель найти на местном уровне новаторские, творческие и надежные пути достижения этого.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.