Рефераты. Контент-анализ вещания канала "Авторадио"

Следующее направление анализа - организация музыкального вещания. Мы подвергли оценке транслируемые в эфире музыкальные произведения по следующим направлениям: количество времени музыкального вещания, жанровое разнообразие или доминирующая жанровая направленность вещания, соотношение зарубежной и отечественной музыки в эфире, наличие квалифицированного анализа музыки. В структуре музыкального вещания просматриваются и многие другие тенденции, которые мы отмечали, но не ставили перед собой задачу подробно их проанализировать, хотя они, безусловно, представляют собой немалый интерес. Прежде всего, мы бы отметили тенденции, которые можно обозначить как протекционистские, связанные с усиленной пропагандой тех или иных музыкальных произведений или исполнителей, что нередко совершенно не опосредуется ни их художественным качеством, ни исполнительским уровнем. Музыкальный репертуар, используемый СМК, отражает отношение организаторов вещания к базовым нравственным ценностям, в частности, и к тем, которые сформулированы выше. Критерием в этом смысле в нашей работе выступал удельный вес “агрессивных” или ориентированных на низкий нравственный уровень поведения лексических единиц (в комментариях, названиях и текстах песен).

Мы опирались на несколько базовых положений в характеристике агрессивности или безнравственности музыкального и вербального материала. В части комментариев, названий или литературно-поэтических текстов фигурируют агрессивные или безнравственные действия: например, «... месть без предела», “... я отчаянно ударил”, “...люби меня по-французски”, “... я сошла с ума, мне нужна она...” (имеются в виду отношения лесбийского оттенка), “я маленькая лошадка ... везу кокаин”, «поцелуй меня везде, 18 мне уже», “я вышел из дома... сниму проститутку, ... куплю презерватив” и др. В другой группе текстов и названий фигурируют агрессивные или неблагополучные в отношении нравственного поведения персонажи: “крутые парни”, “ночные бабочки”, “палач”, «малолетка малолеточка» и др. Третья группа включает объекты, при помощи которых совершаются агрессивные либо безнравственные действия: “пистолет”, “нож”, “петля”, “игла”, “перо”. Четвертая группа включает названия агрессивных животных: «бешеный пес», «жеребец», «белый орел», «дракон» и т.п. Пятая группа объединяет объекты, по-разному трактующие тему смерти: «... смерть ты, падло, здесь нашла», «одинокий мертвец», «... тень смерти», «... смертный час», «кровавый след», «ай-яй-яй, убили негра». В части названий и тестов просматриваются выражения и слова, имеющие характер приказа, побуждения к агрессивным или безнравственным действиям: “... кончай ее, Семен”, “... ты должен умереть”, “... стреляй первым”, “... огонь, батарея, агония” и др. И, наконец, в седьмой группе мы объединили названия и образы текста, связанные с негативными эмоциональными переживаниями: “слепая ярость”, “ностальгия”, “ревность”, «ненависть» и др.

Конечно, мы понимаем, что название или поэтический образ, выраженные в литературном тексте, сами по себе не являются единственным индикатором агрессивности или безнравственности. Даже самое нейтральное слово в конкретных социально-культурных и исторических условиях (особенно, в субкультурных образованиях) вдруг может обрести новый, чаще всего имплицитный, смысл, не теряя при этом и своего старого значения: к примеру, слова из широко известной песни «... когда мы были молодые и чушь прекрасную несли, фонтаны били голубые...» специфически переосмысливаются в среде гомосексуалистов (и не только их). Другой показательный пример: знаменитая песня В. Шаинского «Голубой вагон» получила в среде диссидентов “подстрочное название”, имеющее политическую окраску, - «Песня евреев, отъезжающих в Израиль». Трудности анализа можно также проиллюстрировать и таким фактом: в эфире нередко звучат песни, в текстах которых смакуются подробности «красивой» жизни, агрессивных действий и психологии некоторых современных тинэйджеров в целом. Причем, тема развивается в ироническом ключе («Я знаю три слова, три матерных слова…»). Однако практика показывает, что часть слушателей не считывают иронический пафос произведений и воспринимают содержание буквально, т.е. как своеобразную установку на девиантное в своей сущности поведение.

Кроме того, музыковеды считаю, что в направлениях современной музыки, популярной у молодежи, агрессивность достаточно отчетливо выражена уже в самом способе музыкального мышления и организации музыкальной ткани. Повышенно агрессивны направления “тяжелого металла”, хард-рока и др. Учесть в результате контент-анализа весь спектр возникающих при коммуникации установок практически невозможно. Поэтому мы здесь можем говорить только о наиболее общих тенденциях вещания.

И, наконец, учитывая, что «Авторадио» является коммерческим (что зафиксировано в основных лицензионных документах) органом, мы изучали особенности содержания и организации рекламной деятельности канала по следующим параметрам: количество времени, отводимого на рекламу, ориентировочная цена рекламируемых товаров (что в значительной степени позволяет уточнить ориентацию канала на ту или иную страту населения, обладающую соответствующими материальными возможностями и ресурсами), количество времени в рекламном вещании, отводимого трансляции специально подготовленных роликов, т.е. фактически творческих продуктов по отношению к простым рекламно-информационным сообщениям.

Приступаем к обсуждению полученных нами данных. Анализ вещания «Авторадио» дает следующее распределение рассматриваемых признаков. Если принять во внимание временной диапазон с 9-00 до 23-00 (ночной эфир фактически полностью сориентирован на водителей автомобилей, поэтому мы не анализировали вещание в этом временной диапазоне), то речевые сообщения (в информации политического характера, “народных новостях”, в заполнениях пауз, в рекламе) формируют распределение по шкале «Любовь - агрессия», отраженное на рис. 1. Если же ориентироваться на установки по рассматриваемой шкале, выраженные в музыкальных художественных текстах, то распределение выражается графиком, помещенным на рис. 2. Цифры даны в среднеарифметических показателях (частота проявления признака в выборке).

Приведенные графики распределения дают достаточно отчетливое представление о том, что тема любви - агрессии (ненависти) более часто затрагивается в музыкальных текстах, нежели в собственно речевой информации. С другой стороны, следует указать, что речевая информация часто выглядит чрезвычайно двусмысленной, что затрудняет возможности ее идентификации и квалификации. К примеру, как следовало бы отнестись к словам ведущей Гордеевой: “А теперь давайте поговорим о поле”. Партнер: «В каком смысле?» Гордеева: “Ну, я переодеваться собираюсь!” Или характерное грассирование звука “р” в речи ведущего рубрики «Физзарядка»?

Следует сделать еще одно важное, по нашему мнению, замечание. В музыкальном материале (точнее, в его поэтическом тексте) вычленялись доминирующие смысловые единицы, его характеризующие. В дальнейшем этот “смысловой ярлык” закреплялся нами за произведением. Конечно, эта операция приводит к некоторому огрублению реального положения, поскольку выразить в одной смысловой позиции образную нагрузку произведения, тем более, что оно в качестве базового своего свойства имеет временной, а, следовательно, динамичный, т.е. разворачивающийся во времени, в движении характер, невозможно.

Информационные единицы по шкале «Любовь-агрессия» в вербальной части вещания «Авторадио»


Рис. 1


Информационные единицы по шкале «Любовь-агрессия» в музыкальной части вещания «Авторадио»

Рис. 2


Далее, покажем с какой частотностью агрессивные или безнравственные темы (слова, названия и т.п.) появляются в эфире «Авторадио». При этом частотность, приводимая в табл. 1, сгруппирована по сформулированным выше семи направлениям.


Табл. 1. Частотность появления агрессивных и безнравственных смысловых единиц в вещании «Авторадио» (средние арифметические данные контент-анализа эфира)

Группировка смысловых единиц

Частота появления в выборке

Агрессивные, безнравственные действия

5

Агрессивные, безнравственные персонажи

2

Агрессивные, безнравственные объекты

4

Агрессивные животные

2

Тема смерти

7

Приказ, побуждение к агрессивным или безнравственным действиям

3

Тема негативных эмоциональных переживаний

19


Поскольку, как мы уже отмечали, достаточно сложно выявить общее количество смысловых единиц, содержащихся в вещательных программах радио, то об удельном весе безнравственных и агрессивных установок в общей структуре вещания мы можем говорить лишь приблизительно, опираясь на наше личное впечатление. Заметим, что по сравнению с другими СМК программы «Авторадио» в целом демонстрируют в интересующем нас смысле невысокий уровень агрессивности и пропаганды безнравственных действий. Сошлемся здесь на социологические исследования, посвященные анализу деятельности телевидения, которые информируют, что, например, до 30,4 % названий фильмов, транслируемых НТВ, несут агрессивную компоненту, ОРТ - 15,4 %, РТР - 10,8 %, а все российские каналы вместе - 18,9 % (если же учитывать реальное содержание фильмов и то обстоятельство, что почти каждый фильм содержит неблагополучные в рассматриваемом смысле эпизоды, то следует, по крайней мере, удвоить этот процентный показатель).

Рассмотрим, как часто в вещании «Авторадио» (вербальном и музыкальном) затрагивается тема толерантности по отношению к сексуальным отношениям. При этом воспользуемся для характеристики частотности смысловыми единицами нашей шкалы.


Табл. 2 Толерантность по отношению к сексуальным отношениям

Смысловая единица информации

Частота появления темы в выборке

Супружеская верность

12

Случайные внебрачные связи

8

Периодическая смена полового партнера

10

Проституция

0

Раннее (до наступления социальной зрелости) вступление в половые отношения

3

Гомосексуальные отношения

2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.