Рефераты. Контент-анализ вещания канала "Авторадио"

Табл. 3 График выборочных наблюдений для контент-анализа (период с 18 по 24 февраля 2002 г.)

День недели

8-00 - 10-00

10-00 - 12-00

12-00 - 14-00

14-00 - 17-00

17-00 - 21-00

21-00 - 24-00

Понедельник







Вторник







Среда







Четверг







Пятница







Суббота







Воскресенье








Завершая данный раздел работы, выскажем следующее соображение: учитывая, что в масштабах выполняемого исследования не представляется возможным осуществить более длительные наблюдения, мы считаем, что объем собранного и анализируемого нами в дальнейшем эмпирического материала позволяет оценить результаты как пилотажные, т.е. предварительные. Для того, чтобы повысить уровень репрезентативности, следует в дальнейшем увеличить объем фактических единиц анализа.


6. Общая характеристика результатов контент-анализа вещания «Авторадио»


Метод контент-анализа позволяет уяснить некоторые весьма существенные детали специфического квазипространства, формируемого радиовещательной студией. В данной работе нас интересовало прежде всего то, какими средствами осуществляется воздействие на процесс становления нравственных установок слушателей. Дело в том, что человечеством за долгий период его социального и культурного развития сформулировано большое количество правил поведения и нравственных установлений. История свидетельствует, что каждая эпоха, также как и фаза социально-экономического и культурно-исторического развития порождают свои этические нормы, принимаемые большинством членов сообщества. Однако она накопила и немало фактов гетерохронности этического развития и доминирующего набора нравственных установок людей: в рамках одной и той же социально-экономической формации и социальной страты наблюдается достаточно богатый спектр нравственных паттернов, которые определяют особенности социального взаимодействия людей и их отношения к себе, социуму, культуре, юриспруденции и т.д. Именно этим обстоятельством объясняется большое количество поведенческих моделей, включая и те, которые общество воспринимает как девиантные. В то же время, то, что общественное сознание интерпретирует как девиацию в конкретный исторический период может стать вполне приемлемой поведенческой формой в другой.

Динамика “этического взросления” человечества прослеживается в Библии: внимательный ее читатель может констатировать процесс смены (или совершенствования) нравственных императивов - от тех, которые оказываются актуальными для родоплеменного общества, через Законы Моисея, закрепившие новый тип этических отношений, в принципе не отвергающих насилие, но запрещающих человеку проявлять насилие, превышающее по своим последствиям нанесенный потерпевшему урон, а от них - к высотам Нагорной Проповеди Иисуса Христа. Вместе с тем, библейская, так же как, впрочем, и истории средних веков, нового и новейшего времени убедительно свидетельствуют, что сама по себе вербальная формулировка нравственных норм в каком-либо своде, кодексе, уставе и т.д. еще не является стимулом для изменения соответствующих поведенческих актов у реальных носителей нравственного сознания - людей. Можно уверенно констатировать, что даже современное общество более или менее усвоило лишь нравственный кодекс Моисея и находится еще весьма далеко от осознания этических установлений Иисуса Христа.

Разумеется, в проведенной нами работе (в силу ее ограниченных временных масштабов) невозможно было сделать объемный анализ всех или даже большинства нравственных императивов, так или иначе реализуемых в трансляциях электронных средств массовой коммуникации (в частности, радио). Поэтому мы ограничились позициями, в которых отношение может быть выражено через выбор оценки в шкалах: “Любовь - агрессия”; «Толерантность - нонтолерантность». Нами были созданы шкалы, крайние позиции которых и указаны в их названии. Теперь обозначим и внутренние позиции, призванные охарактеризовать наиболее важные с точки зрения нашей работы характеристики транслируемых нравственных установок:

1     Шкала «Любовь - агрессия» включает следующие основные элементы: Любовь-агапе (т.е. форма полностью альтруистической любви, не предусматривающей какие-либо отношения обмена, что может быть выражено формулой: возлюби ближнего твоего, как самого себя) - Любовь-эрос (т.е. форма любви, предусматривающей более или менее эквивалентный обмен - духовный, энергетический, материальный и т.п.) - Безразличие к судьбам других людей - Любовь только по отношению к другу и агрессивная установка по отношению к врагу: “добро с кулаками” (что может быть выражено формулой: люби ближнего своего и ненавидь врага твоего) - Скрытая или явно агрессивная установка (что можно обозначить как повышенную тревожность и, соответственно, внутреннюю готовность к активному противостоянию, насилию по отношению к явной или мнимой опасности: око за око, зуб за зуб) - Агрессивная доминанта: убежденность, что все или большинство вопросов, выдвигаемых жизнью перед личностью или социальной группой, можно решить (и должно решать) с помощью насилия.

2     В характеристике шкалы «Толерантность - нонтолерантность» следует сделать существенное, на наш взгляд, замечание. Дело в том, что быть просто толерантным или, наоборот, нонтолерантным невозможно. Толерантность - это отношение, а следовательно, реализуется только в субъектно-объектной (или субъект - субъектной) связи. В качестве объектов анализа в континууме толерантность - нонтолерантность нами было избраны три позиции: отношение к проблемам полового воспитания, пьянства, богатства.

Первая шкала включала следующие позиции: Супружеская верность - Случайные внебрачные связи - Периодическая смена полового партнера - Проституция - Раннее (до наступления социальной зрелости) вступление в половые отношения - Гомосексуальные отношения.

Вторая шкала образовывалась из следующих элементов: Трезвость (как стойко неприязненное отношение к алкоголю) - Эпизодическое употребление алкоголя - Склонность к бытовому пьянству (регулярное употребление алкоголя) - Пьянство как базовая жизненная ценность - Алкоголизм (связанный с алкогольной деградацией и утратой социальной, профессиональной, культурной идентичности).

И, наконец, третья шкала формировалась из позиций, которые могут быть выражены следующими фразами: “Лучше жить бедняком, чем жить со грехом” - “Худо тому, кто добра не делает никому” - “С волками жить - по волчьи выть” - “От трудов праведных не наживешь палат каменных” - “Не обманешь - не проживешь” - “Не пойман, не вор” - “Бедность - порок, богатство - добродетель”.

Теперь следует указать единицы счета, которые регистрировались в процессе контент-анализа. Дело в том, что указанные выше нравственные установки могут быть реализованы по нескольким направлениям в структуре вещания. Прежде всего, они отчетливо просматриваются в вербальных сообщениях ведущих, которые выполняют разнообразные информационные, развлекательные, ориентирующие функции. Установки реализуются рядом показателей: через некоторые отдельные ключевые слова, входящие в состав сообщения; через выраженную прямо или имплицитно смысловую нагрузку целостного речевого сообщения (посредством передачи тем или иным способом - целенаправленного или интуитивного отбора фраз, интонаций, ритмики, формирования ассоциативных связей и др. - характерных особенностей отношения источника информации к тому или иному явлению реальности).

Контент-анализ имеет некоторые ограничения, когда речь заходит об оценке целостного речевого сообщения. Это связано с тем, что в такого рода операциях так или иначе реализуются оценочные параметры (также как и способности, и установки) самого исследователя.

В то же время, учитывая, что нас прежде всего интересовала столь специфическая область нравственных установок, мы посчитали возможным проанализировать и такого рода интегративные характеристики, как целостный смысл сообщения и попытались формализовать основные его контуры. Это стало возможным, в частности, и потому, что сайт “Авторадио” в интернете сохраняет в письменной форме все основные информационные сообщения, входящие в рубрики “Народные новости” и политического характера информационные сообщения, транслируемые в течение дня (см. Приложения к нашей работе). Данное обстоятельство позволило нам опираться в анализе не только на магнитозаписи передач, но и на информацию, доступную через интернет.

При изучении характера политинформирования использовалось еще одно перспективное, на наш взгляд, направление анализа. Мы сопоставили основные новости, транслируемые “Авторадио”, с содержанием трансляций новостных каналов, относящихся к центральным государственным средствам массовой информации. Нас интересовало: какого характера новости отбираются для передачи по «Авторадио», почему именно эти новости отобраны, а другие оставлены без внимания, совпадает ли оценка событий ведущими «Авторадио» с оценкой, данной этим событиям другими информационными каналами. Это, безусловно, интересное, направление анализа, в то же время, находилось на периферии нашего внимания и ниже мы помещаем лишь самого общего характера соображения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.