Рефераты. Использование исследований аудитории в управлении периодическим изданием

В предложенной М. Чарлтоном (M. Charlton) и К. Нойман-Брауном (K. Neumann-Braun) «структурно-аналитической теории восприятия» сделана попытка связать индивидуальное восприятие СМИ в детстве с условиями социального окружения. Исследования в рамках этой теории касались «внутреннего диалога», который возникает у ребенка при обращении к СМИ, обсуждения полученной в СМИ информации, социального контекста (семья и друзья), а также связи сообщений СМИ с жизненными ситуациями, в которых оказывается ребенок. Было выявлено, что на поведение детей по отношению к СМИ влияют два фактора – связь сообщения СМИ с текущими проблемами ребенка и принятые в его микросоциальной группе ценности, которые определяют отбор сообщений СМИ для дальнейшего обсуждения в группе. Эти факторы, безусловно, оказывают влияние на дальнейшее поведение человека по отношению к СМИ, однако в каком соотношении находятся они с другими факторами, и при каких условиях их действие проявляется наиболее ярко, на сегодняшний день не известно.

Принадлежащая немецкому исследователю Р. Вайсу (R. Weiß) «теория практического смысла» связывает обращение к СМИ с социальным положением человека и проблемами, с которыми он в данный момент сталкивается. При этом определяющими могут являться место и время обращения к СМИ. Например, на рабочем месте политик или управленец будет уделять внимание тем материалам СМИ, которые связаны с его работой. В домашней обстановке этот же человек, напротив, может потратить время на материалы, к примеру, о любви и семейном счастье. Данная теория перекликается с описанным в § 2 подходом «единства жизненных проблемных ситуаций». В то же время перечень факторов, влияющих на обращение к СМИ, здесь выглядит явно недостаточным. Например, совершенно без внимания оставлены личностные особенности человека. Так, один человек может заниматься своими проблемами и на работе, и дома, другой, наоборот, везде будет заниматься работой, третий же никак не будет связывать работу и личные проблемы с обращением к материалам СМИ.

В «теории культурных исследований» Р. Вильямса (R. Williams) обращение к СМИ рассматривается как часть усвоенной человеком культуры, которая, в свою очередь, определяется как «общая организация жизни». И если в описанной выше «теории практического смысла» социальные характеристики человека являются определяющими при обращении к СМИ, то с точки зрения «теории культурных исследований» они вовсе остаются без внимания. На эту слабость данной теории указывали критики. Стремясь «объяснить все», «теория культурных исследований» в конечном счете так и не предложила какой-либо четкий критерий, объясняющий выбор СМИ представителями аудитории.

В качестве уточняющей по отношению к «теории культурных исследований» можно рассматривать «модифицированную теорию стиля жизни», разработанную шведским исследователем К.Е. Розенгреном (K.E. Rosengren). Он связал обращение к СМИ с характеристиками общества, с характеристиками позиции человека в обществе и с характеристиками самой личности. Характеристики общества – это уровень экономического развития и урбанизации, господствующая религия, особенности партийно-политической системы страны, условия жизни и работы граждан страны, климат, альтернативы проведения свободного времени и имеющееся медиапредложение. Все они внешние по отношению к характеристикам человека. Так, высокая популярность газет в Японии (более 600 экземпляров на 1000 жителей) объясняется развитой системой распространения, а также подверженностью Японии природным катастрофам, в результате чего в этой стране существует повышенный спрос на информацию. В свою очередь, низкие тиражи газет в Испании (примерно 100 экземпляров на 1000 жителей) связаны с усталостью жителей этой страны от политических потрясений.

Характеристики социальной позиции человека – это возраст, пол, образование, профессия, доходы, режим дня и бюджет времени. Личностные характеристики – это структура личности, непосредственное социальное окружение (семья и друзья), опыт обращения со СМИ, ситуация восприятия, а также ценности и убеждения.

Данная теория также получила распространение, однако в дальнейшем были сделаны попытки как расширить количество рассматриваемых характеристик, так и исключить некоторые из них. Например, бюджет свободного времени некоторыми исследователями рассматривается как показатель индивидуальной организации жизни, не имеющий отношения к позиции человека в обществе. Высказывались сомнения и о наличии взаимосвязи между обращением к СМИ и политико-экономической ситуацией, потому что в странах с одинаковой политической системой и экономическим развитием может наблюдаться совершенно разное отношение к одним и тем же типам СМИ.

Основные положения теорий в рамках контекстуального подхода сведены в табл. 2.

 

Таблица 2 - Контекстуальные теории поведения людей по отношению к СМИ

Название теории

Краткое описание

Теория социализации

Обращение к СМИ определяется опытом, полученным в детстве и юности. Дети наследуют привычки родителей

Медиабиографическая теория

На обращение к СМИ влияют обстоятельства, при которых произошло знакомство с соответствующим видом СМИ, а также отдельные случаи взаимодействия со СМИ в детстве

Название теории

Краткое описание

Структурно-аналитическая теория восприятия

Обращение к СМИ определяется как индивидуальным восприятием СМИ в детстве, так и социальным окружением, в котором находился ребенок

Теория практического смысла

Обращение к СМИ зависит от социального положения человека и от проблем, с которыми он сталкивается в данный момент жизни

Теория культурных исследований

Обращение к СМИ является составной частью культуры как общей организации жизни

Модифицированная теория стиля жизни

Обращение к СМИ определяется характеристиками структуры общества, положением человека в обществе и личностными характеристиками

Особенности потребления СМИ в современном обществе

Помимо поиска факторов, влияющих на обращение людей к СМИ, предпринимались попытки выделить определенные типы медиапользователей и в этой связи обосновать интерес людей к материалам СМИ. Еще в середине прошлого века немецкий исследователь Х.А. Мюнстер (H.A. Münster) описал три стратегии отношения людей к СМИ: ориентации на развлечение, на информацию и на избегание контакта со СМИ. В эмпирических исследованиях он выявил распределение и характеристики носителей разных ориентаций (см. табл. 3).


Таблица 3 - Стратегии отношения людей к СМИ

Название стратегии

Ориентация на развлечение

Ориентация на информацию

Ориентация на избегание контакта со СМИ

Доля в населении

60-65%

30-35%

Около 5%

Название стратегии

Ориентация на развлечение

Ориентация на информацию

Ориентация на избегание контакта со СМИ

Особенности социальной структуры

Значительное количество молодежи.

Отсутствие интереса к политике.

Много представителей низшего класса.

Много людей среднего и старшего возраста.

Мужчин больше, чем женщин.

Наличие интереса к политике.

Образование и доход выше среднего.

Малообразованные представители низших слоев общества.

В виде исключения встречаются люди, сознательно отказавшиеся от контакта со СМИ.

Особенности потребления СМИ

Поверхностность.

Избегание информационных сообщений.

Чтение бульварных газет, прослушивание коммерческих радиостанций.

Целенаправленный поиск информационных сообщений.

Чтение качественных газет, внимание к новостным выпускам вещательных каналов.

Количество доступных каналов СМИ ограничено и в отдельных случаях равно нулю.

Как видим, по данным К.Х. Мюнстера, подавляющее большинство случаев обращения к СМИ связано с поиском развлечения. Созданные как средство передачи информационных сообщений, СМИ в значительной степени превратились в разновидность шоу-бизнеса. Российский исследователь М.М. Назаров согласен, что «ключевым моментом функционирования системы СМИ является обеспечение аудитории развлекательным содержанием», потому что именно этот вид содержания, в отличие от других, способен привлечь внимание максимально широкой аудитории и, соответственно, обеспечить максимум финансовых поступлений. Поэтому развлечение как мотив обращения к СМИ требует особого внимания со стороны редакционного менеджмента. Недостаточный учет этой функции может привести к потере значительной части потенциальной аудитории определенного СМИ.

В то же время трудности возникают уже с определением понятия «развлечение» по отношению к материалам СМИ. В одних случаях речь идет о противопоставлении по линии «произведения высокой культуры – развлечение как нечто дешевое, неполноценное и тривиальное». В этом случае понятие «развлечение» имеет негативный оттенок. Противопоставление по линии «информация – развлечение» также содержит негативный оттенок, хотя некоторыми может восприниматься положительно, как форма протеста против навязываемой им информации. И, наконец, противопоставление может идти по линии «развлечение – скука». Здесь в качестве развлекательного теоретически может выступать любой материал СМИ, независимо от его темы и информационной ценности. Главное – чтобы он представлял интерес для аудитории, то есть был ею выбран. В данной работе разграничение между информацией и развлечением проведено на основе использования материалов СМИ. В первом случае они выступают в качестве «управляющей» информации, то есть за потреблением информации следует изменение картины мира и определенные действия индивида. Во втором же случае потребление материалов СМИ приводит лишь к изменению эмоционального состояния и никак не влияет на последующую активность индивида.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.