Рефераты. Управленческие решения

Внедрение ЭВМ привело к широкому применению количественных

(математических) методов в экономике. Обучение количественным методам

подготовки решений началось с 60-х годов. С тех пор в высших школах бизнеса

им уделяют все больше внимания.

Несмотря на усилия, предпринимаемые в школах бизнеса, руководители

среднего звена редко прибегают к количественным методам принятия решении.

Их чаще применяют на верхнем уровне управления. Именно поэтому теория

вероятностей, методы оптимизации и многие другие не вошли в эту книгу.

ПРИРОДА ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Ни один человек, взрослея, не может не познать на практике процесса

принятия решений. Как способность к коммуникациям, так и способность

принимать решения, это умение, развиваемое с опытом. Каждый из нас в

течение дня принимает сотни, а на протяжении жизни — тысячи и тысячи

решений.

РЕШЕНИЕ — это выбор альтернативы.

Организационные решения.

Подобно процессу коммуникаций, принятие решений отражается на всех

аспектах управления. Принятие решений — часть каждодневной работы

управляющего. Как говорит проф. Фрэнк Харрисон: «Принятие решений — это

интегральная часть управления организацией любого рода. Более чем что-либо

другое компетентность в данной области отличает менеджера от не менеджера

и, что еще важнее, - эффективно работающего менеджера от его неэффективно

работающего коллеги. Проф. Минцберга установил, что каждый руководитель

играет свою роль в межличностном общении, информационных обменах и принятии

решений. В области принятия решений Минцборг выделил четыре роли

руководителя — предприниматель, специалист по исправлению нарушений в

работе распределитель ресурсов и специалист по достижению соглашений.

Поскольку характер работы менеджера зависит от уровня управления, на

котором он находится, существуют различия и в характере решений,

принимаемых на разных уровнях. Тем не менее, все эти роли в той или иной

мере периодически исполняет каждый менеджер.

Как определено выше, решение — это выбор альтернативы. Это, по сути

дела, ответ на рад вопросов. В сегодняшнем сложном, быстро меняющемся мире

организаций многие альтернативы находятся в распоряжении менеджеров и,

чтобы сформулировать цель перед группой людей и добиться ее достижения,

необходимо дать ответы на многочисленные вопросы. Каждая управленческая

функция связана с несколькими общими, жизненно важными решениями,

требующими претворения в жизнь. Некоторые из них перечислены в табл.1.

Таблица 1. Решения, типичные для функций управления.

|Планирование |

|Какова наша сверхзадача или природа нашего бизнеса? |

|Какими должны быть наши цели? |

|Какие изменения происходят во внешнем окружении и как они отражаются и могут |

|отразиться в будущем на организации? |

|Какие стратегию и тактику следовало бы нам выбрать для достижения поставленных |

|целей? |

|Организация деятельности |

|Каким образом следует структурировать работу организации? Как целесообразно |

|укрупнить блоки выполняемых работ? |

|Как скоординировать функционирование этих блоков, чтобы оно протекало гармонично|

|и не было противоречивым? |

|Принятие каких решений на каждом уровне организации следует доверять людям, в |

|частности руководителям? |

|Следует ли нам изменять структуру организации из-за изменений во внешнем |

|окружении? |

|Мотивации |

|В чем нуждаются мои подчиненные? |

|В какой мере эти потребности удовлетворяются в ходе деятельности, направленной |

|на достижение целей организации? |

|Если удовлетворение работой и производительность моих подчиненных возросли, то |

|почему это произошло? |

|Что мы можем сделать, чтобы повысить уровень удовлетворенности работой и |

|производительность подчиненных? |

|Контроль |

|Как нам следует измерять результаты работы? |

|Как часто следует давать оценку результатов? |

|Насколько мы преуспели в достижении наших целей? |

|Если мы недостаточно продвинулись к поставленным целям, то почему это случилось |

|и какие коррективы следовало бы внести? |

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ — это выбор, который должен сделать

руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им

должностью. Цель организационного решения — обеспечение движения к

поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным

организационным решением является выбор, который будет на самом деле

реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.

Организационные решения можно квалифицировать как запрограммированные

и незапрограммированные.

Запрограммированные решения.

Нобелевский лауреат Герберт Саймон использовал термин

запрограммированные, заимствованный из языка компьютерной технологии, для

описания решений в высокой мере структурированных.

ЗАПРОГРАММИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ есть результат реализации определенной

последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются

при решении математического уравнения. Как правило, число возможных

альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений

заданных организацией.

К примеру, инспектор больницы при составлении графика работы

медсестер и санитаров может исходить из формулы, требующей определенного

соотношения между числом пациентов и обслуживающего персонала. Если

правилами больницы предусмотрена одна медсестра на пять пациентов, то

решение принимается автоматически — на этаже с 50 пациентами нужно иметь 10

сестер. Подобным образом, если от начальника финансового отдела потребовали

вложить избыточную наличность в депозитные сертификаты, облигации

муниципалитета или обычные акции, в зависимости от того, что именно в

данное время обеспечивает наибольшую прибыль на инвестированный капитал,

выбор определяется результатами простого расчета по каждому варианту и

установлением самого выгодного.

Программирование можно считать важным вспомогательным средством в

принятии эффективных организационных решений. Определив, каким должно быть

решение, руководство снижает вероятность ошибки. Этим также экономится

время, поскольку подчиненным не приходится разрабатывать новую правильную

процедуру всякий раз, когда возникает соответствующая ситуация.

Неудивительно, что руководство часто программирует решения под ситуации,

повторяющиеся с определенной регулярностью.

Руководителю очень важно иметь уверенность в том, что процедура

принятия решений в самом деле правильна и желательна. Очевидно, если

запрограммированная процедура становится неверной и нежелательной, решения,

принятые с ее помощью будут неэффективными, а руководство утратит уважение

своих работников и тех людей вне организации, на которых принимаемые

решения сказываются. Более того, в высшей степени желательно сообщить об

обоснованиях методологии принятия запрограммированных решений тем, кто

этой методологией пользуется, нежели просто предложить ее для употребления.

Неспособность ответить на вопросы, начинающиеся с «почему» в связи с

процедурой принятия решений, зачастую порождает напряжение и обижает людей,

которые должны применять эту процедуру. Как показано в примере.1.

эффективный обмен информацией повышает эффективность принятия решений.

Незапрограммированные решения.

Решения этого типа требуются в ситуациях, которые в определенной мере

новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами.

Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность

необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия

решения. К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего

типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как

усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить

мотивацию подчиненных. В каждой из подобных ситуаций (как чаще всего бывает

с незапрограммированными решениями) истинной причиной проблемы может быть

любой из факторов. В то же время, руководитель располагает множеством

вариантов выбора.

На практике немногие управленческие решения оказываются

запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. Скорее

всего, они суть крайние отображения некоторого спектра в случае и с

повседневными, и с принципиальными решениями. Почти все решения оказываются

где-нибудь между крайними вариантами. Немногие запрограммированные решения

настолько структурированы, что личная инициатива лица, принимающего их

целиком, исключается. И даже в ситуации самого сложного выбора методология

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.