Рефераты. Организационные основы муниципального управления

Совестью; после избрания связь с избирателями отсутствует

Поэтому, характеризуя выборный орган местного самоуправления,

необходимо рассмотреть вопрос о разновидности мандата, получаемого

депутатом, т.к. роль и место депутат зависит от того, какой мандат он

получит - свободный или императивный.[39] Сущность императивного

заключается в том, что депутат обязан выполнять волю избирателей; свободный

же мандат представляет возможность депутату действовать по своему

усмотрению.

В настоящее время на федеральном уровне депутаты получают свободный

мандат. На наш взгляд на местном уровне целесообразно введение некоторых

элементов императивного мандата, например, института отзыва. В целом

вводить императивный мандат представляется нецелесообразным, так как:

1. Императивный мандат предусматривает обязательность воли избирателей,

но избиратели высказываются далеко не по всем вопросам, в решении которых

участвует их депутат.

2. Выражая свою волю, давая назад, избиратели могут не располагать

сведениями о каких-то объективно существующих обстоятельствах, влияющих на

формирование общественного мнения ( например, о наличии денежных или

материальных ресурсов), следовательно, их наказы будут заведомо не

подлежащими выполнению.

3. Такой мандат сковывает творческую деятельность депутата,

препятствует быстрому разрешению вопросов, не терпящих отлагательства.

4. Воля одних избирателей может вступить в противоречие с волей других

избирателей: в таком случае чьи интересы депутат должен представлять?

Согласно статье 18 Федерального закона сроки полномочий депутата, члена

выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица не

могут быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть

изменен в течении текущего срока полномочий. В уставах муниципальных

образований срок полномочий представительного органа закрепляется, как

правило 4 года.

Глава муниципального образования может быть наделен правом входить в

состав представительного органа местного самоуправления,

председательствовать на заседании представительного органа местного

самоуправления.(ст. 16 Федерального закона).

По результатам опроса, проводимого Советом по местному само управлению

в РФ, в Кемеровской, Новосибирской, Томской областях, Краснярском крае,

Республиках Бурятии и Тыва в 32 проц. небольших ( преимущественно сельских)

муниципальных образований и более чем в 50 проц. крупных муниципальных

образований главы местного самоуправления совмещают функции председателя

представительного органа и главы местной администрации.

Необходимо отметить следующее: при принятии Устава муниципального

образования население непосредственно или представительный орган местного

самоуправления определяет формы ответственности выборных лиц и в том числе

возможность и необходимость введения института отзыва депутата. На уровне

уставов муниципальных образований процедура отзыва как правило отсутствует;

этот вопрос должен регулироваться законом субъекта России. Следовательно в

уставах муниципальных образований содержится бланкетная норма, отсылающая к

закону субъекта РФ.

Таким образом, подводя итог, нужно указать, что введение института

отзыва направлено на усиление связи выборного лица с населением. За

небольшое время избирательной комиссии не всегда бывает просто оценить

деловые качества депутата. Кроме того, качества необходимые для избрания и

качества, необходимые для принятия управленческого решения- разные. Отзыв

позволяет вносить достаточно оперативно коррективы в деятельность выборных

лиц местного самоуправления. Такой механизм нужен, по своей природе

является достаточно демократичным.

Отзыв выборных лиц является одним из видов юридической ответственности

( конституционно - правовой или муниципально - правовой), которая наступает

перед населением. Основанием является утрата доверия.

Конкретные организационно - правовые формы местного самоуправления

население определяет самостоятельно и закрепляет в уставе муниципального

образования. В данном параграфе не представляется возможным полностью

охарактеризовать нормативные акты местного самоуправления, поэтому мы

конкретно остановимся лишь на основном уставе муниципального образования.

Структура органов местного самоуправления может быть реализован

следующим образом:

1. Разрабатывается проект устава, содержащий подробное описание

структуры органов местного самоуправления и выносится на утверждение

местным референдумом.

2. Устав принимается существующим представительным органом местного

самоуправления.

3. На местный референдум выносится ряд вопросов, в совокупности

определяющих крупными блоками структуру органов местного самоуправления и

взаимоотношения между ними; но результатом местного референдума

существующим представительным органом местного самоуправления принимается

устав муниципального образования, содержащий подробное описание структуры

органов местного самоуправления, механизмов их взаимодействия.

Устав является своеобразной малой конституцией на территории

муниципального образования и он основной нормативно-правовой акт.

Конституирующее значение устава муниципального образования для местного

самоуправления вытекает из статьи 8 федерального закона “ Об общих

принципах организации местного самоуправления в РФ “.

Устав муниципального образования обладает рядом особенностей:

1. Наличие особого субъекта, который устанавливает или от имени

которого принимается устав муниципального образования. Устав принимается в

соответствии статьи 8 Федерального закона непосредственно или от имени

народа. Последнее часто находит свое выражение в преамбуле, которую

содержит большинство уставов муниципальных образований.

2. Учредительный характер. Как акт учредительного характера, устав

муниципального образования придает юридический, правовой характер

фактически сложившимся или складывающимся отношением по самоуправлению

местного сообщества. Учредительная природа устава проявляется и в том, что

нет такой нормы, принимаемой органами местного самоуправления или местным

сообществом, которая не могла бы быть включенной в устав по признаку

несоответствия нормам, принимаемым органами местного самоуправления или

местным сообществом.

3. Всеобъемлющий и всеохватывающий характер правового регулирования.

Устав регулирует отношение, которые затрагивают все стороны, все сферы

жизни местного сообщества, связанные с решением вопросов местного значения.

Естественно, устав не может, да и не призван регулировать указанные

отношения подробно. Более детальная регламентация осуществляется

посредством принятия иных нормативных актов.

4. Устав обладает высшей юридической силой в массиве норм, принимаемых

органами местного самоуправления непосредственно. Это означает, что все

акты, принимаемые органами местного самоуправления непосредственно должны

соответствовать уставу, заложенной в нем концепции, принципам и нормам.

Высшая юридическая сила или верховенство устава муниципального образования

означает также и необходимость следования всеми структурами права,

расположенными на территории муниципального образования тем правилам,

которые заложены в уставе муниципального образования.

5. Устав - основа для дальнейшего нормотворчества. Эта особенность

устава муниципального образования вытекает из предыдущих особенностей.

Устав, даже будучи по своей природе кодифицированным актом, естественно не

может урегулировать все отношения, возникающие на уровне местного

самоуправления. Поэтому для реализации устава необходимо принятие иных

местных нормативно-правовых актов.

6. Как и конституция, устав муниципального образования характеризуется

особым порядком принятия, а также внесения изменений или дополнений.

Конкретный механизм определяется непосредственно в уставе муниципального

образования и может предполагать квалифицированное большинство депутатов

местного самоуправления (большее, чем количество депутатов, необходимое для

принятия обычного решения); голосование на конференции, собрании или сходе

граждан, что является не характерным для принятия обычных нормативно-

правовых актов либо голосование непосредственно населением, например, в

форме референдума.

Устав является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию

самостоятельности местного самоуправления. Правовое значение устава

заключается в том, что он является правовым актом, которым городское,

сельское, а также иное население фиксирует свой статус муниципального

образования, т.е. предметы ведения, права и обязанности муниципального

образования и компетенцию органов местного самоуправления, обеспечивающего

осуществление местного самоуправления населением данного муниципального

образования.

Важной особенностью Устава является его самодостаточность. Это

означает, что, по возможности, он должен включать все нормы, необходимые в

практике местного самоуправления. Поэтому в Уставе следует конкретизировать

основные законодательные нормы, имеющие отношение к самоуправлению, а при

необходимости- цитировать и собственно статьи законов, чтобы обращающийся к

тексту Устава не был вынужден заниматься поиском других нормативных актов.

Кроме того Устав муниципального образования должен быть достаточно

стабильным, т. е. не меняться в течении сравнительно долгого времени, что в

значительной мере способствовало бы стабильности взаимодействий на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.