Рефераты. Организационные основы муниципального управления

территории. Это должно обеспечиваться соответствующей процедурой внесения

дополнений и поправок, зафиксированной в тексте Устава.

Важнейшим требованием к Уставу является наличие в нем механизмов

реализации положений и норм, заложенных в нем, а также в Федеральном

законодательстве и законах субъекта Федерации. В Уставе должны содержаться

четкие нормы прямого действия.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона “Об общих

принципах организации местного самоуправления в РФ“ устав муниципального

образования подлежит государственной регистрации в порядке, устанавливаемом

законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Устав - это своеобразный свод норм, регламентирующих

жизнь муниципального образования.

4. Реорганизация местного самоуправления

6 октября 2003 г. Президентом РФ был подписан новый Федеральный закон

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации». Принятие этого Закона должно способствовать успешному социально-

экономическому развитию, муниципальных образований, а также переориентации

местных властей на решение насущных проблем населения.

Предыдущий Федеральный закон «Об общих принципах организации местного

самоуправления и Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-Ф3,

который пока продолжает действовать в части:, не противоречащей положениям

гл. 12 нового Закона, вступил в силу 1 сентября 1995 г. За прошедшие с того

времени 7 с лишним лет практика применения указанного закона выявила ряд

проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного

самоуправления. К их числу следует отнести нечеткость в определении

компетенции муниципальных образовании, неопределенность территориальной

организации местного самоуправления, несоответствие ресурсов исполняемым

обязанностям, удаленность органов местного самоуправления от населения,

непроработанность механизмов их взаимодействия с органами государственной

власти. В связи с этим и был принят новый Федеральный закон «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации;- от 6

октября 2003 г. № 13l-ФЗ.

Ключевые положения Закона направлены на изменение принципов

территориальной организации местного самоуправления. Так, Законом

устанавливается обязательное для всех субъектов РФ формирование

муниципальных образовании на двух территориальных уровнях: первый уровень -

городские и сельские поселения, второй — муниципальные районы и городские

округа. Термин «городской округ» является новым, в соответствии с Законом

городским округом является городское поселение, которое не входит в состав

муниципального района и по статусу приравнивается к муниципальному району.

Закон разграничивает и закрепляет за каждым из уровней муниципальных

образований присущие ему специфические полномочия по решению вопросов

местного значения. Эти меры призваны создать единую систему местного

самоуправления во всех субъектах РФ, которая будет в полной мере

соответствовать Конституции РФ. Предполагается, что они позволят, с одной

стороны, реально приблизить местную власть к населению и обеспечить

качественно иной уровень оказываемых населению муниципальных услуг, а с

другой - эффективно решать местные хозяйственные и социальные вопросы,

требующие развитой инфраструктуры и существенных финансовых и материальных

ресурсов.[40]

Однако не все так просто. Если детально рассмотреть новый закон, то

получается, что он не только не улучшает организацию местного

самоуправления, но и противоречит Конституции. В частности, Ч. 1 ст. 131

Конституции России устанавливает, что «структура органов местного

самоуправления определяется населением самостоятельно».

В п.п. 1 и 2 ст. 34 нового ФЗ «Об общих принципах

организации местного самоуправления и Российской Федерации» предлагается:

«Структуру органов местного самоуправления составляют представительный

орган муниципального образования, глава муниципального образования,

местная администрация

(исполнительно-распорядительный орган муниципального образования),

контрольный орган муниципального образования, иные органы

местного самоуправления...»

«Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного

органа муниципального образования, главы муниципального образования,

местной администрации (исполнительно-распорядительного органа

муниципального образования) является

обязательным...».[41]

Таким образом, предлагается лишить население муниципального образования

конституционного права определять самостоятельно структуру органов местного

самоуправления.

С целью придания «законности» распоряжаться муниципальной

собственностью органам местной власти Федеральный закон «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает

нового собственника муниципального имущества вместо населения: «Органы

местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются

муниципальным имуществом...» (ст. 51.1 закона). Но согласно Конституции РФ

не чиновники, не органы местной власти являются собственниками

муниципального имущества, а население. Закон в нарушение Конституции РФ

объявляет экспроприацию (изъятие) муниципальной собственности у населения и

передачу ее другому собственнику - органам местной власти. Тем самым

население утрачивает все права на какое-либо участие в решении вопросов

использования жилья, больниц, школ, транспорта и т.п.[42]

Что получит население в результате перевода участков земли под домами

или самих жилых домов в частную собственность отдельных лиц? Как

собственник участка земли под домом, так и частный владелец дома имеет

право по законам частной собственности назначить жителям любую оплату за

то, что они используют под домом его землю пли живут в его доме. Покупка

жилого, особенно многоквартирного, дома или участка земли под ним может

иметь для покупателя только одну цель — получение как можно большего дохода

за счет жителей дома, т.е. за счет увеличения стоимости коммунальных услуг

и т.п. Непомерное увеличение цены коммунальных услуг может преследовать и

другие цели: выселение жителей за неуплату и сдача освободившихся квартир

за более высокую плату приезжим, торговцам, переоборудование под офисы, а

также снос домов под элитную застройку и т.п. Данный процесс освобождает

органы власти от строительства социального жилья. Перспектива у населения

одна - массовая бездомность. Законы о насильственном выселении

неплательщиков уже приняты во многих регионах России.

Приватизация медицинских учреждений как составной части муниципальной

собственности также направлена на рост доходов их владельцев за счет

населения. Это неизбежно приведет к тому, что для абсолютного большинства

населения медицинская помощь станет недоступной

Никакими интересами России невозможно объяснить норму ст. 3.1 закона и

ст. 10.4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и

права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 года, по

которым иностранные граждане «имеют право избирать и быть избранными в

органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях

на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же

условиях, что и граждане Российской Федерации». В цитируемой статье

говорится «на тех же условиях». Это большое лукавство. На самом деле

финансовые возможности иностранных граждан и государств, блестящее владение

научно разработанными технологиями управления общественным мнением

различных социальных слоев, продажность местных чиновников, умение

использовать противоречия и бесконтрольность проводимых реформ несомненно

обеспечат иностранцам доступ к руководящей роли в органах местной власти, в

проведении приватизации муниципальной собственности и российских

территорий. Данный процесс означает утрату целостности и неприкосновенности

территории России, гарантированных Конституцией РФ (ст. 4.3), утрату

государственной целостности, единства системы государственной власти,

гарантированных ст. 5.3 Конституции РФ. И это только малая часть из списка

фактов, свидетельствующих, что принятый закон не отвечает интересам

Российского государства и общества.

Заключение

В данной работе сделана попытка исследовать организационные основы

местного самоуправления с учетом специфики становления местного

самоуправления. Сегодня законодательная база самоуправления еще не

завершена. Основной закон о местном самоуправлении должен сопровождаться

шестнадцатью законами. А этих законов нет, за исключением закона о

финансовых основах местного самоуправления.

Говорить о реальном местном самоуправлении в России, на мой взгляд,

пока еще рано: слишком низка активность населения и частного капитала в

решении местных вопросов, не проработаны современные технологии

муниципального управления и, наконец, не определена мера ответственности

муниципальных органов власти, их компетенция и механизмы воздействия на

развитие экономики, финансовый потенциал каждого региона как факторы роста

благосостояния людей.

И новый Федеральный закон “Об общих принципах организации местного

самоуправления в РФ” не решает целого ряда проблем. Единообразная модель

местного самоуправления, отделенного от государственной власти и

заменяющего ее, не получает развития в целом по России и, в частности, в

нашей Рязанской области. И попытки единообразного понимания и реализации

конституционной модели местного самоуправления, которые предпринимаются из

центра, вызывают в обществе сомнения. Так как местное самоуправление,

например, на Дальнем Востоке, и местное самоуправление в Москве или

центральных регионах России, не может не различаться в силу особенностей

этих территорий, экономического потенциала, масштабов регионов,

ментальности населения. Ведь для России это совершенно новое дело, где

всегда и во всем была главенствующая роль государства. Поэтому внедрение

самоуправления в той мере, в какой оно должно соответствовать этому понятию

по - настоящему, - процесс долгий и сложный.

Литература

1. Авакьян С. А. Местное самоуправление в РФ: концепции и решения

нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1996, № 2.

2. Закон РСФСР от 6 июля 1991 года “О местном самоуправлении в РСФСР”

// Ведомости Верховного Совета и Съезда народных депутатов РСФСР.

1991. № 29. Ст. 1010.

3. Казанчев Ю. Д., Писарев А. Н. Муниципальное право: Учебник. – М.:

Новый Юрист, 1998.

4. Кисленко А. А. Закон, противоречащий Конституции. // Проблемы

местного самоуправления № 4, 2003.

5. Козлова Е. И,. Конституционное право России: Учебник / Е. И.

Козлова, О. Е. Кутафин; Моск. гос. юрид. акад. – М.: Юристъ, 2003.

6. Комментарий к Федеральному закону “Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации”. – М.: Издательская

группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997.

7. Конституция РФ. – М.: Проспект, 2000.

8. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской

Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 1997.

9. Никитчук И. И. Как же будет местное самоуправление – по Конституции

или по новому закону? // Проблемы местного самоуправления № 4, 2003.

10. Писарев А. Н. Муниципальное право РФ: Учеб. пособие. – М.: Ин-т

международного права и экономики. Изд-во «Триада, Лтд», 1997.

11. Политология. Энциклопедический словарь. / Общ. ред. и сост. Ю. И.

Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993.

12. Реорганизация местного самоуправления. // Домашний адвокат № 1,

2004.

13. Тихомиров Л. В. Юридическая энциклопедия.

14. Устав (Основной Закон) Алтайского края от 26 мая 1995 г.

http://legislature.ru/ ruconst/ altaykra.html

15. Устав Амурской области от 17 января 1997 г. http://legislature.ru/

ruconst/ amursk.html

16. Устав Иркутской области от 19 января 1995 г. http://legislature.ru/

ruconst/ irkutsk.html

17. Устав Красноярского края. http:/socarchive.narod.ru/bibl/polros/

Krasnoy/Krasnoy.

18. Устав Новосибирской области. http://socarchive.narod.ru/bibl/polros/

Novosib/Novosib.htm

19. Устав Нижегородской области от 18 апреля 1995 г.

http://legislature.ru.

20. Устав Ростовской области. http://www.zsro.ru. Официальный сайт

Законодательного Собрания Ростовской области.

21. Устав Новосибирской области.

http://socarchive.narod.ru/bibl/polros/ Novosib/Novosib.htm

22. Устав Омской области. http://socarchive.narod.ru/bibl/polros/

Omsk/Omsk.htm

23. Устав (Основной Закон) Рязанской области от 19 октября 1998 г.

http://legislature.ru.

24. Устав Томской области. http://socarchive.narod.ru/bibl/polros/

Tomsk/Tomsk.htm

25. Устав Тюменской области от 15 июня 1995 г. http://legislature.ru/

ruconst/ tyumenskaya.html

26. Устав Сахалинской области от 28 июня 2001 г.

http://www.duma.sakhalin.ru.

27. Устав Читинской области от 1 июня 1995 г. http://legislature.ru.

28. Фадеев В. И. Муниципальное право России. – М.: Юристъ, 1994.

29. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации” // Собрание законодательства

Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.

30. Федеральный закон от 6 декабря 1994 года № 56 - ФЗ “Об основных

гарантиях избирательных прав граждан” // Собрание законодательства

Российской Федерации. 1994. № 33. Ст. 3406.

31. Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138 - Ф3 “Об обеспечении

конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть

избранными в органы местного самоуправления” // Собрание

законодательства РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.

-----------------------

[1] Писарев А.Н. Муниципальное право РФ. М., 1997. С. 44.

[2] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.,

1997. С. 125.

[3] Писарев А.Н. Муниципальное право РФ. М., 1997. С. 15.

[4] Там же. С. 15 - 16.

[5] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 1997. С. 197.

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] Устав Амурской области. Ст. 121. http://legislature.ru/ ruconst/

amursk.html

[9] Устав Иркутской области. Ст. 46. http://legislature.ru/ ruconst/

irkutsk.html

[10] Устав Омской области. Ст. 74. http:/socarchive.narod.ru/bibl/polros/

Tomsk.html

[11] Устав (Основной закон) Рязанской области. Ст. 88.

http://legislature.ru/ ruconst/ amursk.html

[12] Устав Томской области. Ст. 57. http:/socarchive.narod.ru/bibl/polros/

Tomsk.html

[13] Устав Красноярского края. Ст. 62.

http:/socarchive.narod.ru/bibl/polros/ Krasnoy/Krasnoy

[14] Устав (Основной закон) Алтайского края. Ст. 99.http://legislature.ru/

ruconst/ altaykra.html

[15] Устав Омской области. Ст. 74. http:/socarchive.narod.ru/bibl/polros/

Tomsk.html

[16] Устав Тюменской области. Ст. 52. http://legislature.ru/ ruconst/

tyumenskaya html

[17] Устав Читинской области. Ст. 113. http://legislature.ru

[18] Устав (Основной закон) Алтайского края. Ст. 99.http://legislature.ru/

ruconst/ altaykra.html

[19] Устав Красноярского края. Ст. 62.

http:/socarchive.narod.ru/bibl/polros/ Krasnoy/Krasnoy

[20] Устав Томской области. Ст. 57. http:/socarchive.narod.ru/bibl/polros/

Tomsk.html

[21] Устав Омской области. Ст. 74. http:/socarchive.narod.ru/bibl/polros/

Tomsk.html

[22] Устав Томской области. Ст. 57. http:/socarchive.narod.ru/bibl/polros/

Tomsk.html

[23] Устав Тюменской области. Ст. 52. http://legislature.ru/ ruconst/

tyumenskaya html

[24] Устав Читинской области. Ст. 113. http://legislature.ru

[25] Устав (Основной закон) Алтайского края. Ст. 99. http://legislature.ru/

ruconst/ altaykra.html

[26] Устав Красноярского края. Ст. 62.

http:/socarchive.narod.ru/bibl/polros/ Krasnoy/Krasnoy

[27] Устав Омской области. Ст. 74. http:/socarchive.narod.ru/bibl/polros/

Tomsk.html

[28] Там же.

[29] Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1995. С.

457.

[30] Устав (Основной закон) Алтайского края. Ст. 99. http://legislature.ru/

ruconst/ altaykra.html

[31] Устав Амурской области. Ст. 121. http://legislature.ru/ ruconst/

amursk.html

[32] Тихомиров Л.В., Тихомиров М.Ю. Юрид. энциклопедия. М., 1997. С. 322.

[33] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации.

М., 1997. С. 155.

[34] Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации : концепции

и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1996. № 2. С. 3 -

33. Гладышев А.Г. Правовые основы местного самоуправления. М., 1996. С. 70

- 81.

[35] Комментарий к Федеральному закону “ Об общих принципах организации

местного самоуправления в РФ”. М., 1997. С. 157 - 158.

[36] Там же. С. 158 - 160.

[37] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 1997. С. 158.

[38] Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 118.

[39] Авакьян С.А. Местное самоуправление в РФ: концепции и решения нового

закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1996. № 2. С. 16.

[40] Реорганизация местного самоуправления. // Домашний адвокат № 1, 2004.

[41] Никитчук И. И. Как же будет местное самоуправление – по Конституции

или по новому закону? // Проблемы местного самоуправления № 4, 2003.

[42] Кисленко А. А. Закон, противоречащий Конституции. // Проблемы местного

самоуправления № 4, 2003.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.