Рефераты. Организационные основы муниципального управления

органа исполнительно - распорядительными функциями. Далее в части 3 статьи

16 Федерального закона предусматривается возможность вхождения главы

муниципального образования, избранного непосредственно населением, в состав

представительного органа местного самоуправления с правом

председательствовать на заседаниях представительного органа местного

самоуправления. Все это означает возможность совмещения представительных,

контрольных, исполнительно - распорядительных и иных функций в одном

органе. В соответствии с частью 6 статьи 14 названного закона структура

органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Таким образом, целесообразность применения принципа разделения властей на

уровне муниципального образования определяется самим местным сообществом и

закрепляется в уставе муниципального образования.

Принцип разделения властей в первую очередь означает ограничение

сосредоточения власти в одних руках, применение механизмов сдержек и

противовесов. Такие механизмы, необходимые на федеральном уровне, только

усложнили бы работу органов местного самоуправления, затруднили оперативное

принятие решений. Далее, в чистом виде выделить три ветви власти на местном

уровне невозможно. Разделение властей представлено только исполнительным и

представительным началом в лице соответствующих органов. Взаимоотношения с

судебными органами основаны на иных подходах. При этом надо учитывать, что

разделение властей не означает, что между ними создаются непроницаемые

перегородки: власти взаимо проникают и взаимо дополняют друг друга.

“Органы местного самоуправления - это органы местных самоуправляющихся

территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они

несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий. Органам

местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе

управления обществом и государством. Это место определяется прежде всего

тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую систему

децентрализации управления, которая делает эту систему управления более

пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических

и иных местных традиций. Однако органы местного самоуправления - это не

только способ децентрализации управления, но и способ организации и

осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное

решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление

управления местными делами в системе управления обществом и

государством”.[37]

Система органов местного самоуправления включает в себя следующие

элементы: главу муниципального образования, представительный и

исполнительный органы местного самоуправления.

В целом система органов местного самоуправления определяется наличием

определенных элементов и отношениями между ними. Однако в соответствии с

федеральным Законом “ Об общих принципах организации местного

самоуправления в РФ” вовсе не обязательно наличие всех вышеназванных

органов местного самоуправления. В соответствии со статьями 1, 14

названного закона является наличие выборного органа местного

самоуправления. А какими функциями будет этот орган - население определяет

самостоятельно.

Можно классифицировать взаимоотношения между органами местного

самоуправления по различным основаниям:

По способу образования органов:

Глава избирается всем населением; избирается представительным органом

местного самоуправления из числа депутатов; назначается представительным

органом по результатам конкурса.

Представительный орган местного самоуправления: избирается на основе

мажоритарной системы; избирается на основе пропорциональной системы, в том

числе по единому многомандатному округу; избирается на основе смешанной

системы.

Избирательный орган формируется главой местного самоуправления

самостоятельно; формируется главой с согласия представительного органа; в

части назначения главных должностных лиц формируется с согласия

представительного органа, в остальной части - главой местного

самоуправления самостоятельно.

По месту главы в структуре органов местного самоуправления: глава

возглавляет местную администрацию; глава возглавляет представительный орган

местного самоуправления; глава возглавляет и представительный и

исполнительный орган.

По взаимоотношениям между главой местного самоуправления и

представительным органом :

участие главы местного самоуправления в работе представительного органа

местного самоуправления: глава организует работу представительного органа

местного самоуправления без права решающего голоса; глава участвует в

работе представительного органа местного самоуправления с правом решающего

голоса ( возможно не по всему кругу вопросов, отнесенному к компетенции

представительного органа).

право отлагательного вето: глава имеет право отлагательного вето на

решения представительного органа местного самоуправления; глава не имеет

право отлагательного вето на решения представительного органа местного

самоуправления.

По взаимоотношениям между главой местного самоуправления и

исполнительным органом: глава лично руководит деятельностью исполнительного

органа; глава осуществляет общее руководство, а оперативное управление

осуществляет назначенный (нанятый на контрактной основе) руководитель

(управляющий) администрации; глава не участвует в деятельности

исполнительного органа, а местная администрация возглавляется назначенным

(нанятым на контрактной основе) руководителем (управляющим) администрации.

В связи с фактическим ростом числа жителей поселений и невозможностью

осуществлять процесс принятия решений непосредственно всеми жителями,

возникла потребность в ведении представительства. Появилось понятие

представительного органа. Представительный орган местного самоуправления -

это орган, избранный непосредственно населением и представляющий интересы

населения соответствующей территории. В действующем законодательстве

закрепляется два критерия представительного органа : избрание

непосредственно населением на основании всеобщего, равного прямого

избирательного права при тайном голосовании; представление интересов

жителей соответствующей территории.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона “Об общих принципах

организации местного самоуправления в РФ” численный состав

представительного органа местного самоуправления определяется уставом

муниципального образования. Численность представительного органа зависит от

размеров муниципального образования, исторических, региональных,

национальных и иных традиций и составляет от 5 до 60 членов. Как правило,

численность представительного органа колеблется в пределах 15 - 30

депутатов.

Наименования представительного органа местного самоуправления также

различные. Встречаются думы, муниципальные советы, советы, собрания,

собрания представителей, представительные органы, земские собрания и др.

В исключительном ведении представительных органов местного

самоуправления находятся (ст. 15 Федерального закона):

принятие общеобязательных правил по предметам ведение муниципального

образования, предусмотренных уставом;

утверждение местного бюджета и отчета и его исполнения;

принятие планов и программ развития муниципального образования,

утверждение отчетов об их исполнении;

установление местных налогов и сборов;

установление порядка управления и распоряжения муниципальной

собственностью;

контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных

лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных

образований.

Как я отмечал, полномочия представительных органов определяется

уставами муниципальных образований. И в них дополнительно закрепляются

следующие полномочия представительного органа: назначение даты выборов

главы муниципального образования; принятие устава, внесение в него

изменений и дополнений; передача отдельных полномочий местного

самоуправления органам государственной власти и территориального

общественного самоуправления; утверждение структуры местной администрации;

Выражение недоверия главе; досрочное прекращение полномочий депутатов;

назначение местного референдума; учреждение средств массовой информации;

учреждение почетных званий, наград; принятие решений о наименовании и

переименование площадей, улиц, переулков, парков, расположенных на

территории муниципального образования; другие полномочия.

Способы формирования представительных органов местного самоуправления,

их связь с населением может быть различная. Политологи выделяют ряд

концепций, характеризующих роль депутата, его связь с представительным

органом и избирателями:[38]

Депутат представляет в представительном органе свою партию; он защищает

ее политическую программу, на основе которой был избран и разъясняет ее.

Депутат защищает наказ (мандат), полученный от избирателей; он

представляет прежде всего тех избирателей, которые голосовали за него и его

программу, сформулированные ими наказы.

Депутат представляет в представительном органе и тех избирателей своего

округа, которые голосовали против него или воздержались; он защищает общие

экономические, социальные, политические интересы округа.

Депутат в своей деятельности руководствуется только Законами и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.