Рефераты. Организационные основы муниципального управления

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от мая 1995 года “Об

общественных объединениях” введена организационно - правовая форма

общественного объединения “ орган общественной самодеятельности”. В статье

12 указанного закона раскрывается понятие органа общественной

самодеятельности как не имеющие членства общественное объединение, одной из

целей которого может являться совместное решение различных социальных

проблем, возникающих у граждан по месту жительства, направленное на

удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц.

Возникают вопросы: какова природа органов территориального

общественного самоуправления, каким законодательством регулируются порядок

создания и деятельности органов территориального общественного

самоуправления - законодательством об общественных объединений, о

некоммерческих организациях, о местном самоуправлении или и тем и другим?

О. Е. Кутафин и В. И. Фадеев[33] отмечают, что “ в отличие от

общественных объединений органы территориального общественного

самоуправления действуют исключительно в пределах части территории

муниципального образования, населенного пункта. Они объединяют население не

на основе членства, связанного с какими - то условиями (соблюдение устава,

уплата членских взносов), а на основе совместной работы по выполнению

определенных задач в области обслуживания общественных потребностей

граждан, удовлетворения их культурно - бытовых и иных запросов, охраны их

прав и интересов”. Это определение наиболее отражает суть вопроса.

Система территориального общественного самоуправления (далее ТОС)

включает в себя : общие собрания (сходы), конференции жителей, опросы

населения, иные формы непосредственной демократии; органы ТОС ( советы или

комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, а также поселков, сельских

населенных пунктов в тех случаях, когда в последних самостоятельные органы

местного самоуправления не формируются), а также иные органы самоуправления

населения по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов и

т.п.) Территории, на которых действуют органы общественного самоуправления,

устанавливаются по предложению жителей соответствующей администрацией и

утверждаются представительным органам местного самоуправления.

Органы ТОС создаются по инициативе жителей на основе их добровольного

волеизъявления.

В статье 27 Федерального закона “Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации” закреплено, что в

соответствии с уставом муниципального образования органы ТОС могут являться

юридическими лицами. Порядок организации и осуществления их определяются

уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ и

нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с действующим законодательством органы местного

самоуправления могут передавать органам ТОС отдельные полномочия по решению

вопросов местного значения либо принимать решения с учетом мнения органов

ТОС. Таким образом органы ТОС следует рассматривать, являющихся одной из

форм участия населения в местном самоуправлении, неотъемлемым элементом

системы местного самоуправления.

2.4 Собрания, сходы - формы участия населения в местном самоуправлении

Изучая внешние проявления реализации населением права на местное

самоуправление, можно выделить следующие формы участия населения в местном

самоуправлении: [34]

направление обращений граждан в органы местного самоуправления;

реализация нормотворческой инициативы;

участие в местных выборах ( речь идет об осуществлении как активного,

так и пассивного избирательного права);

участие в местном референдуме, опросе, плебисците;

деятельность в представительных органах местного самоуправления;

участие в публичных слушаниях, открытых сессиях представительного

органа местного самоуправления;

осуществление муниципальной службы;

организация или участие в митингах, шествиях, демонстрациях,

пикетирование;

участие в органах территориального общественного самоуправления;

участие в собраниях, сходах, граждан.

Собрания (сходы) граждан являются одной из форм непосредственной

демократии и одним из самых доступных средств самоорганизации населения в

небольших муниципальных образований или на части территории муниципальных

образований. В последнем случае являются частью системы территориального

общественного самоуправления. Право граждан участвовать в местном

самоуправлении путем проведения собраний (сходов) закреплено в статье 34

Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления

в РФ”. Подробно регламентировать порядок созыва и проведения собраний

(сходов) граждан должны уставы муниципальных образований в соответствии с

законами субъектов РФ.

Собрания (сходы) созываются представительными органами местного

самоуправления и органами территориального общественного самоуправления по

мере необходимости. В их компетенции относятся : избрание органов

территориального общественного самоуправления населения и принятие

положений ( уставов) о них. Утверждение программ деятельности органов ТОС

по социально - экономическому развитию соответствующей территории и отчетов

об их выполнении, решения других вопросов, относящихся к компетенции

органов ТОС, затрагивающих интересы населения.

Общие собрания (сходы) граждан по выборам органов ТОС правомочны, если

в них принимает не менее половины жителей соответствующей территории, а

конференции граждан - при участии не менее двух третей представителей

жителей соответствующей территории. В общем собрании (сходе), конференции

принимают участие граждане, достигшие 16 лет.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона

“Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” на общие

собрания (сходы) граждан могут быть возложены функции представительного

органа местного самоуправления. Таким образом, можно выделить несколько

разновидностей собраний ( сходов) граждан:

собрания (сходы) граждан, наделенные функциями представительных органов

местного самоуправления;

собрания (сходы) граждан, проводимые на всей территории муниципального

образования для решения наиболее важных вопросов;

Собрания (сходы) граждан, проводимые на части территории муниципального

образования; в этом случае они могут рассматриваться как элемент системы

ТОС.

По сути эти нормы восприняты почти без изменений законами субъектов РФ

о местном самоуправлении.[35]

Важной формой участия населения в местном самоуправлении является право

на обращение и право на нормотворческую инициативу.

Право на нормотворческую инициативу населения надо понимать как право

определенной группы граждан выступить с проектом нормативного акта по

вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления данного

муниципального образования.

По Закону члены местного сообщества обладают этим весьма важным для них

правом, только если оно закреплено в уставе муниципального образования.

Такой подход регулирования объясняется, вероятно, стремлением законодателя

учесть особенности условий осуществления местного самоуправления в разных

муниципальных образованиях, степень подготовленности населения к

предъявлению правотворческой инициативы и т.д. Законы о местном

самоуправлении большинства субъектов России[36] тоже воспроизводят именно

эту форму наделения членов местных сообществ правом нормотворческой

инициативы. Вместе с тем в некоторых субъектах Федерации пошли иным путем.

Например, в Законе Ярославской области безоговорочно устанавливается право

жителей всех муниципальных образований на правотворческую инициативу. В то

же время есть и такие законы, в которых вообще отсутствует какое - либо

упоминание о ней ( Московская, Белгородская, Вологодская, Саратовская

области и др.).

В последнем случае вряд ли можно говорить о несоответствии законов

субъектов Федерации Федеральному Закону: он действует непосредственно, и

поскольку в нем предусмотрено нормативное регулирование по данному вопросу

на уровне субъектов Федерации. муниципальные образования полностью свободны

в выборе целесообразного, по их мнению, решения. Однако предпочтительнее

все же участие в правовой регламентации нового института прямого

волеизъявления граждан со стороны субъектов Федерации. И как считают

государствоведы. это является существенной помощью органам местного

самоуправления в тех случаях, когда они закрепляют указанное право в своих

уставах.

3. Органы местного самоуправления и их акты

После принятия Конституции России 1993 года впервые на конституционном

уровне был закреплен принцип разделения властей. Но в статье 10 Конституции

РФ закрепляется принцип разделения властей только по отношению к органам

государственной власти. Ни в Конституции России, ни в Федеральном законе

“Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, ни в иных

нормативных актах не говорится о необходимости или обязательности

использования принципа разделения властей на уровне местного

самоуправления.

Наоборот, в соответствии с 12 статьей Конституции РФ местное

самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Эта

конституционная норма получила свое развитие в Федеральном законе. В части

2 статьи 14 указанного закона закрепляется обязательность наличия только

выборных органов. Тем самым допускается возможность наделения выборного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.