Важное значение в использовании методов управленческого воздействия
имеет субъективный фактор. Авторитарный подход к использованию методов
управления недостаточно квалифицированным работником может привести к
отрицательным последствиям, к искажению целей управления. Ввиду этого
важное значение имеет качество, уровень подготовки руководителей, их
компетентность, а также повышение ответственности руководителей за
принимаемые управленческие решения, за выбор методов их реализации.
Методы управления используются в реальном процессе управления, в
котором должны учитываться цели и задачи, стоящие перед системой
управления, особенности и состояние субъекта и объекта управления, характер
и специфика конкретной жизненной ситуации, возможности эффективного
использования имеющегося арсенала методов, внутренние и внешние
обстоятельства функционирования системы управления и другие объективные
факторы, не зависящие от воли субъекта управления.
В связи с этим субъективный фактор использования методов управления
должен исходить из объективных условий. Он должен быть подчинен объективным
закономерностям и потребностям социального управления. Любые решения должны
базироваться на практическом опыте и на основании обстоятельного изучения
дела.
В управленческой практике органов внутренних дел, так же как и в
других системах управления, при выборе и использовании методов управления
решаются следующие задачи: определение наиболее эффективных методов или
оптимальной комбинации методов для решения управленческого дела, умелое
применение выбранных методов в процессе управления.
Искусство выбора и применения методов управления требует
внимательного наблюдения за функционированием органов внутренних дел.
Применение методов без учета изменяющихся объективных условий и
происходящих изменений в деятельности органов внутренних дел ведет к
шаблону и стереотипности в применении методов управления, а, следовательно,
к снижению их действенности. И, наоборот, использование методов управления
окажется эффективным, если их применение осуществляется с учетом развития
процессов управления, накопленного опыта. Только на этой основе может быть
осуществлено требование о необходимости глубокой обоснованности применяемых
методов управления. Все это, в конечном счете, связано с совершенствованием
механизма социального управления и его составной части – методов
управления.
Всеобщими, универсальными методами управленческого воздействия
являются убеждение, принуждение и поощрение. В любой сфере социального
управления обнаруживается вариантность соотношения этих методов.
В большинстве случаев эффективно именно убеждение, поскольку человек,
по мнению И.Канта,[6] - единственное создание, которому необходимо
воспитание. Дисциплина, или выдержка, выводит человека из животного
состояния. Дисциплина – средство уничтожить в человеке его дикость.
Дисциплина не дает человеку следовать его животным наклонностям.
Убеждение – это основной метод управления дисциплинарными
отношениями. Что же такое убеждение? Убеждение – метод воспитания,
воздействия на сознание работника с целью вызвать его на полезную
деятельность или затормозить его нежелательные поступки.
Убеждение направлено на то, чтобы объект управления добровольно
исполнял волю субъекта управления. Благодаря убеждению достигается единство
воли субъекта и объекта управления. «Убеждение – это такое воздействие,
которое затрагивает ум и эмоции в их единстве, изменяет неправильные
взгляды, отношения, формирует новые, соответствующие требованиям науки или
моральным требованиям общества. Убеждение как метод воздействия, по
существу, является процессом активного воздействия убеждающего и
убеждаемого при ведущей роли первого».[7]
Понятие «убеждение» имеет два значения:
1) это процесс воздействия на человека и на коллектив;
2) особое состояние сознания, уверенность в истинности знаний, основанная
на понимании.
Основными видами (мерами) убеждения являются: разъяснение,
обсуждение, агитация, предостережение, показ положительного опыта и др.
Убеждения особенно важны там, где есть и возможны оспоримые знания,
так как если факт очевиден и однозначен, то об убеждениях не может быть и
речи.
Особенно необходимо убеждение, если знания, принципы труднодоказуемы,
противоречат сложившейся практике, трудноопровергаемы на данный момент в
данном коллективе.
Предположим, в учреждении ввели этические правила, которые расходятся
с типичным поведением части работников. Несмотря на несогласие этих
работников с правилами, их нужно убедить в необходимости соблюдения правил,
установленных в этом учреждении, пока работник трудится именно здесь, пусть
даже в других учреждениях работают по другим правилам.
Процесс убеждения включает следующие элементы:
-субъект убеждения – администрация, общественные организации,
трудовой коллектив, каждый работник организации;
-объект убеждения – человек, трудовой коллектив, администрация,
которую убеждает работник, профсоюз, трудовой коллектив;
-средства убеждения – речь, реальное поведение, создание
реальных ситуаций, условия труда, жизни;
-процедура убеждения.
Согласно статье 20 Конституции Российской Федерации каждому
гарантируется свобода мысли и слова. Запрещается только пропаганда или
агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную
ненависть и вражду. Запрещается также пропаганда социального, расового,
национального, религиозного или языкового превосходства.
Конституция запрещает принуждать человека к выражению своих мнений и
убеждений или отказу от них.
Убеждения оказывают определяющее влияние на порядок в конкретном
учреждении и в обществе в целом, так как действует не закон, а человек,
который воспринял этот закон. По мнению Гегеля, закон становится законом
только после того, как он стал убеждением человека.
Убеждение нередко представляют в виде следующей структуры:
1) знания;
2) субъективное признание человеком истинности знаний, отсутствие
сомнений в правильности знаний;
3) уяснение соответствия данного знания интересам личности, осознание
жизненной важности знаний для человека и необходимость их для
практической деятельности;
4) субъективная готовность действовать в соответствии со знаниями.
Процесс переубеждения, в котором приходится принимать участие
всем работникам отдела кадров, состоит в коррекции взглядов, в изменении
оценок, установок.
Что же такое убеждение? Для понимания этого процесса требуется анализ
таких понятий, как убеждение, убеждения, убежденность.
В трудовом праве убеждение трактуется как главный метод укрепления
трудовой дисциплины, одно из средств реализации воспитательной функции
трудового права. В педагогике – убеждение – метод воспитания,
педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать его
учебную и другую общественно полезную деятельность или предотвратить
нежелательные поступки[8]. В психологии убеждение – осознанная потребность
личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными
ориентациями[9]. В социальной психологии убеждение – способ осуществления
коммуникативного влияния, в науке управления – основной метод регулирования
поведения людей, путь, способ достижения целей управления.
Как соотносится знания с убеждением? Знания составляют основу
убеждения, но не все из них, а только те, которые позволяют выработать
собственную позицию, которые являются выводом, имеют форму принципов,
целей, задач, функций, структур и т.д.
Убеждения неразрывно связаны с мировоззрением, по существу образуя
его. Совокупность убеждений или система взглядов – философских, правовых,
экономических, социальных, этических, научных, эстетических – образует
мировоззрение.
Убеждения – принцип действия человека. Они включают в себя знания,
составляющие мировоззрение, знания идей, знания принципов, знания норм
поведения.
Убежденность – особое качество личности, определяющее общую
направленность всей ее деятельности и ценностных ориентаций и выступающее
регулятором ее сознания и поведения[10]. Убеждения – высшая форма
направленности личности, в нее также включают желания, интересы, влечения,
склонности, идеалы.
Исходя из изложенного вряд ли можно согласиться с определением
убеждения как метода воздействия, стимулирующего отдельных индивидов,
социальные группы или классы к такому поведению, которое соответствует их
воле, подлинным интересам, поскольку его сущность раскрывается через
стимулирование, которое является элементом поощрения, а не убеждения[11].
Убеждение – это вид взаимодействия, отношение между многочисленными
субъектами. К субъектам убеждения относится и сам трудовой коллектив.
Можно выделить три вида убеждений:
1) непосредственно эмоциональное, при котором воздействуют на чувства;
2) логическое воздействие на разум;
3) убеждение практикой.
В зависимости от вида убеждения – философского, политического,
правового, нравственного, эстетического и т.д. – различаются и его цели.
Цель убеждения как основного метода управления трудовой дисциплиной состоит
в формировании отношения к труду, трудовой и правовой активности,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9