Рефераты. Дисциплинарные отношения в органах внутренних дел

непримиримости к нарушениям трудовой дисциплины. И второй аспект цели –

добиваться того, чтобы убеждения человека не расходились с его поведением.

Результат убеждения оценивается по уровню трудовой активности,

дисциплинированности человека.

В правовое воспитание включается передача правовых знаний – правовое

обучение, правовое просвещение, формирование правового убеждения и т.д.

Правовое убеждение отличается от правового обучения выработкой личного

отношения человека к нормам права, к правовому поведению, правовым теориям

путем ценностного подхода к знаниям. Знания о нормах, правовых теориях

оцениваются человеком как истинные или ложные, существенные,

несущественные, обязательные или необязательные и т.д.

Средства убеждения весьма разнообразны. Эффективной группой средств

являются такие моральные, этические категории, как справедливость,

равенство, свобода, добро, зло. Задача правового убеждения – доказать

справедливость требований закона, норм права.

Убеждение отличается от знания тем, что человек уверен в

справедливости и необходимости именно такого поведения. Убеждение в то же

время необходимо только там, где возможны оспоримые знания, иная линия

поведения. Например, человек считает, что изредка нарушать трудовую

дисциплину вполне возможно и т.д.

Рассмотрим психологическое содержание убеждения как воздействие

человека, группы на личность. Убеждение в данном случае – элемент общения,

в процессе которого один человек (субъект общения) стремится доказать

другому (объект общения) правильность своих выводов по определенному

вопросу, аргументировать свою точку зрения, раскрыть причинно-следственные

связи и т.д.

Процесс взаимодействия людей весьма сложен, поскольку его цель –

изменить мнение, взгляды, активность личности, повлиять на ее восприятие в

конкретной ситуации, на сознание, самосознание, самодисциплину человека и,

возможно, изменить его взаимоотношение с другими людьми. Эффективность

убеждения, его действенность в значительной степени зависят от того, на

сколько хорошо убеждающий знает своего собеседника, подчиненного – его

интересы, ценностные ориентации, культурный, интеллектуальный уровень,

особенности темперамента, характера, эмоциональной сферы, мотивационную

среду, убеждения и т.д., а также от активности объекта общения,

осознанности, самостоятельности его собственных высказываний. Взаимная

активность, включенность собеседников в процесс общения – вот фактор,

способствующий достижению оптимального результата. В ходе убеждения

необходим дифференцированный подход к собеседнику, то есть учет его

возрастных и других особенностей, уровня квалификации, настроения и т.д.,

что позволит выделить в коллективе определенные группы, например активных

работников, «середняков» (тех, кто, хотя и не нарушает трудовую дисциплину,

но и не проявляет активности), лиц с неустойчивыми убеждениями, нарушителей

трудовой дисциплины. На этих двух последних группах и нужно сосредоточить

особое внимание.

Если работник нарушает трудовую дисциплину, это свидетельствует о

преобладании личных интересов над корпоративными. В то же время это

показатель, по крайней мере, противоречия в его сознании. Сегодня не мало

людей с отсталым экономическим, правовым сознанием, в результате чего они

терпимы к нарушителям трудовой дисциплины, расхитителям собственности, не

только не осуждают, а даже оправдывают их. Убеждение, то есть влияние на

активность и сознательность собеседника, переосмысление, переоценку

взглядов, иначе говоря, побуждение его к активному мышлению нельзя

рассматривать изолированно от внушения, основанного только на вере

человека. В данном случае над активной сознательной деятельностью

доминирует несознаваемая психическая деятельность, выражающаяся в том, что

объект внушения (тот, на кого оно направленно) полностью и беспрекословно

принимает доводы, соглашается с мнением собеседника без их обдумывания и

собственного анализа. Внушение переносится автоматически, распространяется

от индивида к индивиду, от коллектива к личности и наоборот. Как известно,

сила внушения может быть очень велика, что зависит как от индивидуально-

психологических свойств объекта, так и от наличия суггестивных способностей

внушения руководителя.

Убеждая собеседника в правоте своих взглядов, руководители

одновременно используют элемент внушения, иногда даже неосознанно. Очень

часто именно от особенностей личности убеждающего нас человека, от его

интеллектуального уровня, эмоционально-волевых свойств, экспрессивных

качеств, особенностей речи, авторитета в коллективе, уважения и т.д.

зависит положительный эффект убеждения. Именно поэтому нельзя недооценивать

значимость внушения, влияющего прежде всего на эмоционально-чувственную

сферу личности. Более того, его необходимо использовать в процессе

воздействия на личность. В ходе правильного, корректного убеждения и

использования элементов внушения руководитель может добиться социально-

профилактического эффекта психотерапии, то есть комплексного воздействия на

личность.

Эффективность убеждения личности обуславливается и речью убеждающего,

поскольку благодаря ей происходит обмен информацией, раскрываются смысл и

предмет беседы.

Эффективность убеждения зависит и от особенности личности субъекта

общения: его компетентности в данном вопросе, уровня знаний в определенной

области, стиля руководства, свойств темперамента, характера, наличия

определенных способностей.

Убеждение используется не только в общении. Убеждающая информация

содержится в самом нормативном акте. Это такие его части, как преамбула,

принципы и т.д.

Таким образом, процесс убеждения - это сложная система

взаимодействия людей, в процессе которого у объекта общения под влиянием

логически обоснованной аргументации субъекта общения происходит изменение

оценочных суждений.

Формирование убеждений включает помощь человеку в осознании правовых

потребностей, развитие правовых чувств, волевых свойств личности, правовой

активности, развитие правовых знаний, привитие правовых ценностей,

осознание правовых интересов, поэтому правовые убеждения включают в себя

следующие элементы:

1. Правовые потребности – потребности в порядке, организованности,

справедливости, добре, уважении, в признании со стороны государства,

коллектива, общественных организаций, в правде, гласности, соблюдении

закона всеми социальными группами общества, в правовой защите государства,

профсоюза и т.д.

2. Правовые чувства – личное отношение к праву, правде,

справедливости, равенству, свободе; безопасности, уважение законов, то есть

признание их ценности для себя лично и для общества; уважение прав, чести и

достоинства других граждан; возмущение фактами нарушения законов, неприязнь

к нарушителям закона, которые нарушают его сознательно, умышленно, к

преступникам; не удовлетворенность собой при нарушении трудовой дисциплины,

раскаяние, угрызение совести и т.д.

3. Волевые свойства личности – готовность противодействовать всем,

кто нарушает закон, не исполняет обязанности, превышает свои права в ущерб

окружающим, а также защищать интересы учреждения, общества, государства,

своего товарища, другого гражданина.

4. Проявление социально-правовой, трудовой активности.

5. Правовые знания – знание законов, закономерности развития правовых

отношений, теорий, но не всех, а лишь основных идей, принципов, которые

составляют мировоззрение.

6. Правовые ценности – это такие ценности, как справедливость,

свобода, равенство, законность, порядок, правовые идеи, а потому необходимо

бороться со всеми, кто нарушает закон; надо использовать все свои права,

исполнять все обязанности качественно и добросовестно.

7. Правовые установки – единство знаний правовых норм, эмоциональное

отношение к нормам, готовность действовать на основе знаний, ситуация,

позволяющая активно действовать.

Взгляды человека можно разделить на убеждения и предубеждения. В

идеале, убеждения должны быть субъективной формой выражения объективной

истины. Одна из задач убеждения как процесса состоит в том, чтобы раскрыть

глаза человеку на его предубеждения и помочь ему от них избавиться.

Убеждение как процедура включает следующие виды деятельности.

Первый вид деятельности - выяснение имеющихся правовых убеждений и

определение их дефекта. Часть работников имеет негативные убеждения,

ценностные ориентации и не скрывают их. Причина этих убеждений – отсутствие

истинных знаний права, искаженное его понимание, неверие в справедливость

закона, его соблюдения на основании своего опыта в данном трудовом

коллективе. Процесс переубеждения сопровождается внутренней борьбой,

корректировкой взглядов, установок. Во всех случаях необходимо выяснить

причину, основание неверных убеждений и показать, доказать, что эти взгляды

несостоятельны, ошибочны. Необходимо также выяснить правовые знания,

правовые интересы.

Второй вид деятельности – передача знаний трудового права. Прежде

всего нужно точно выяснить уровень правовых знаний и запланировать

мероприятия (лекции, беседы и т.д.) по его изменению. Необходимо показать

человеку его ошибки, доказать справедливость существующих норм трудового

законодательства, их ценность.

Третий вид деятельности – формирование собственного отношения к

знаниям, принципам, нормам, целям законодательства, средствам их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.