Рефераты. Информационные технологии

35. Информационные технологии поддержки принятия решений

Системы поддержки принятия решений - это компьютерные, интерактивные системы, разработанные в помощь менеджеру в процессе принятия решения. Они содержат данные и модели, позволяющие решать плохо формализованные задачи (рис. 16).

В состав системы поддержки принятия решений входят три основных компонента: база данных, база моделей и программная подсистема, состоящая из СУБД, системы управления базой моделей (СУБМ) и системы управления интерфейсом между пользователем и компьютером [9].

База данных играет в информационной технологии поддержки принятия решений важную роль. Данные могут непосредственно использоваться пользователем для расчетов при помощи математических моделей. Данные, поступающие из информационной системы оперативного уровня для эффективного их использования, должны быть предварительно обработаны.

Для функционирования системы поддержки принятия решений требуются также и внутренние данные (например, данные о движении персонала, инженерные данные и т.п.), которые необходимо своевременно собрать, ввести и осуществлять поддержку. Важное значение, особенно для поддержки принятия решений на верхних уровнях управления, имеют данные из внешних источников (например, данные о конкурентах, национальной и мировой экономике). Эти данные обычно приобретаются у специализирующихся на их сборе организаций.

Немаловажным является включение в базу данных документов, содержащих записи, письма, контракты, приказы и т.п. Если содержание этих документов будет записано в памяти и затем обработано по некоторым ключевым характеристикам (поставщикам, потребителям, датам, видам услуг и др.), то система получит дополнительный мощный источник информации.

Система управления данными должна предоставлять возможности для составления комбинаций данных, получаемых из различных источников, посредством использования процедур агрегирования и фильтрации; быстрого прибавления или исключения того или иного источника данных; построения логической структуры данных в терминах пользователя; использования и манипулирования неофициальными данными для экспериментальной проверки рабочих альтернатив пользователя; обеспечения полной логической независимости этой базы данных от других операционных баз данных, функционирующих в рамках фирмы.

База моделей. Целью создания моделей являются описание и оптимизация некоторого объекта или процесса. Использование моделей обеспечивает проведение анализа в системах поддержки принятия решений. Модели, базируясь на математической интерпретации проблемы, при помощи определенных алгоритмов, способствуют нахождению полезной для принятия правильных решений информации.

Система управления базой моделей позволяет создавать новые модели или изменять существующие, поддерживать и обновлять параметры моделей, манипулировать моделями.

Система управления интерфейсом должна обеспечивать эффективность и гибкость информационной технологии. Интерфейс определяет язык пользователя; язык сообщений компьютера, организующий диалог на экране дисплея; знания пользователя. Язык пользователя - это действия, производимые пользователем в отношении системы с помощью клавиатуры, пишущих на экране электронных карандашей, джойстика; манипулятора мышь, и подаваемыми голосом командами, и т.п. Простая форма языка пользователя - созданные формы входных и выходных документов. Язык сообщений представлен тем, что видит пользователь на экране дисплея (символы, графика, цвет), данные, полученные на принтере, звуковые выходные сигналы и т.п. Наиболее распространены запросно-ответный режим, командный режим, режим меню, режим заполнения пропусков в выражениях, предлагаемых компьютером.

Особенностью информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения является основной целью этой технологии и происходит в результате итерационного процесса (рис. 17), в котором участвуют система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления, и человек, как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный на компьютере результат вычислений.

Окончание итерационного процесса происходит по решению человека. В этом случае можно говорить о способности информационной системы совместно с пользователем создавать новую информацию для принятия решений.

Дополнительно к этой особенности информационной технологии поддержки принятия решений можно указать еще ряд ее отличительных характеристик [9]:

- ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;

- сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;

- направленность на непрофессионального пользователя компьютера;

- высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.

Информационная технология поддержки принятия решений может использоваться на любом уровне управления. Кроме того, решения, принимаемые на различных уровнях управления, часто должны координироваться. Поэтому важной функцией и систем и технологий является координация лиц принимающих решения, как на разных уровнях управления, так и на одном уровне.

36. Стандарт методов управления и дистрибуции MRP II

Стандарт методов управления производством и дистрибуции MRP II является наиболее распространенным в мире. Стандарт разработан Американской ассоциацией по контролю за производством и запасами (American Production and Inventory Control Society). MRP II представляет собой набор проверенных на практике принципов, моделей и процедур управления и контроля, направленных на повышение экономической эффективности деятельности предприятия.

Структура MRP II точно соответствует функциональным группам системы:

* планирование продаж и производства - Sales and Operation Planning.

* управление спросом - Demand Management;

* спецификации продуктов - Bill of Materials;

* составление плана производства - Master Production Scheduling;

* плановые поставки - Scheduled Receipts Subsystem;

* планирование и контроль производственных операций - Tooling Planning and Control;

* планирование ресурсов реализации товаров - Distribution Resource Planning;

* финансовое планирование - Financial Planning;

* управление складом - Inventory Transaction Subsystem;

* управление на уровне производственного цеха - Shop Flow Control;

* планирование материальных потребностей - Material Requirement Planning;

* планирование производственных мощностей - Capacity Requirement Planning;

* оценка результатов деятельности - Performance Measurement;

* контроль показателей на входе и выходе - Input/Output Control;

* моделирование - Simulation;

* материально-техническое снабжение - Purchasing.

Целью построения информационных систем в соответствии со стандартом MRP II является обеспечение оптимального формирования потока материалов (сырья и полуфабрикатов) и готовых изделий. Для этого информационная система класса MRP II объединяет все вышеперечисленные основные процессы, реализуемые предприятием. Для соответствия информационной системы стандарту MRP II необходимо обеспечить реализацию в ней основных перечисленных функций. Кроме того, могут быть задействованы и другие опциональные функции и процедуры.

При правильной организации создания и применения информационных систем по стандарту MRP II могут быть обеспечены следующие функции:

* оптимизация потоков материальных ресурсов;

* сокращение избыточных ресурсов на складах;

* сокращение непроизводственных затрат;

* уменьшение совокупной стоимости владения средств информационных технологий;

* гибкое изменение системы в зависимости от нужд предприятия;

* информирование руководства предприятия о результатах деятельности всех подразделений (заказы, виды ресурсов, выполнение поставленных задач);

* оперативное, краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное планирование деятельности предприятия;

* планирование и оперативный контроль за циклом производства для повышения эффективности использования производственной мощности и используемых ресурсов;

* создание гибкой информационной системы в отделе реализации продукции (контроль за платежами, отгрузкой продукции и сроками выполнения договорных обязательств);

* автоматизация финансовой деятельности и предоставление ее результатов на уровень руководства предприятием.

Для стандарта MRP II совершенно естественным является использование иерархии планов. Иерархия планов - это зависимость планов нижних уровней от планов более высоких уровней путем соответствия заданным свыше показателям-ограничителям. Связь планов подразумевает также и возможность обратного воздействия.

Цепочка планов может быть представлена следующим образом: Стратегическое планирование - Бизнес-планирование - Планирование объемов продаж производства - Планирование ресурсов - Планирование потребностей в материалах - Планирование потребностей в мощностях.

37. Система управления ERP

ERP-системы (Enterprise Resource Planning) могут использоваться крупными предприятиями для управления потоками данных и их хранения. ERP-системы способствуют развитию электронного бизнеса предприятия.

Основное внимание MRP II направлено на управление производственными ресурсами. Методы ERP претендуют на управление всеми ресурсами, имеющимися у предприятия (персоналом, финансами). ERP лучше учитывает корпоративную структуру предприятия, его международный масштаб. Такие системы реализуют управление удаленными предприятиями и сбытовыми подразделениями по всему миру.

Ассоциация American Production and Inventory Control Society регламентирует содержание современной системы управления предприятием, соответствующей концепции ERP:

* управление цепочкой поставок (Supply Chain Management, SCM; ранее - Distribution Resource Planning, DRP);

* усовершенствованное планирование и составление расписаний (Advanced Planning and Scheduling, APS);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.