Эффективность работы Интернет-магазина, на самом деле, зависит не столько от того, что в нем продается, сколько от того, насколько ваш Интернет-магазин соответствует вашему бизнесу и специфике вашего товара (или услуги).[6]
Вот уже несколько лет в России успешно развивается электронная коммерция. Как и в обычной коммерции, в электронной коммерции можно выделить два направления: межфирменное деловое партнерство и розничная торговля. Первое направление развивается довольно успешно, так как многие фирмы и компании поняли, что заключать договора и вести переговоры с помощью технологий Интернет гораздо быстрее и дешевле, нежели обычными способами. Что касается розничной торговли, то в России она находится на начальном этапе развития по сравнению с аналогичным направлением в мире. Однако уже сейчас можно сказать, что через некоторое время конкуренция в розничной торговле через Интернет станет столь же напряженной, как и в обычной розничной торговле.
Однако, что же представляет из себя Интернет-магазин, как он создается, в чем его преимущества и в чем недостатки? Прежде всего, Интернет-магазин - это сайт, содержащий подробный каталог товаров с описанием и изображением.[4]Основное отличие от обычного интернет-каталога состоит в том, что товары представленные в интернет-магазине можно не только увидеть, но и заказать, не вставая с места и не прерывая увлекательного путешествия по просторам Интернет. [9]
Существует несколько типов интернет-магазинов: [5]
· магазин, торгующий определенным видом товаров, представленными в небольшом ассортименте - например Интернет-магазин фирмы, продающей собственные программные продукты;
· магазин, в котором торгуют товарами узконаправленной категории - компьютеры, комплектующие, технические пособия, сотовые телефоны, учебники программирования, а также книги, музыка, видеокассеты с фильмами;
· электронные супермаркеты, в которых можно купить практически все от бытовой техники до одежды;
· торговые сети интернет-магазинов, товары которых объединены в общий каталог, с универсальной системой поиска и заказа товаров.
Для всех интернет-магазинов свойственен определенный обязательный набор элементов, таких как:
§ Специализированный каталог с подразделами, в которых представлены все имеющиеся в наличии товары. Внешний вид каталога может быть разным - дерево, выпадающие или вложенные списки меню.
§ Система регистрации пользователя, которая создает для каждого нового клиента его собственную "корзину", в которую можно "положить" выбранный товар и впоследствии заказать. По мере передвижения клиента по каталогу система также отслеживает предпочтения клиента, на основе которых в будущем может строиться не только ассортимент магазина, но и структура выдачи сопутствующей информации каталога. Например, если человек заказал книгу, система может ненавязчиво предложить посмотреть другие книги из той же серии или той же тематики или предложить почитать отзывы читателей. Система может "доложить", что люди, которые заказывали подобный товар, также интересовались сопутствующими товарами - например, при покупке картины предлагается выбрать рамку для нее.
§ Система оплаты товара: покупателю предлагается использовать различные способы оплаты - кредитные карты, электронные деньги, оплата наличными (курьеру или при получении на почте).
§ Система доставки товара: здесь тоже широкий выбор возможностей: пересылка по электронной почте (программное обеспечение), доставка курьерской службой, обычная почта.
Однако, несмотря на общие черты, Интернет-магазины все же отличаются друг от друга. Владелец каждого магазина стремится сделать свой сайт максимально удобным для посетителя, совершенствуя систему заказа и способы перехода от одного раздела к другому. Как и в обычном магазине, в Интернет-магазине могут устраиваться распродажи и скидки. Главное отличие Интернет-магазина от обычного магазина - это не только возможность купить что-то, не выходя из дома или офиса, а также возможность потратить меньшие средства. За счет чего получается так, что покупка в Интернет-магазине становится предпочтительнее.
Для создания Интернет-магазина не требуется покупать или арендовать помещение под магазин, ремонтировать и оформлять его, нанимать штат продавцов и охрану - а значит снижаются первоначальные затраты, а с ними и цена товара. Теперь даже с учетом доставки товар будет стоить дешевле только потому, что клиенту не придется платить ту часть цены, с помощью которой продавец пытается возместить затраты за ежемесячное содержание магазина и штата сотрудников.
Опрос в Интернет показал, что в целом большинство посетителей Рунета позитивно настроены в отношении совершения покупок через Интернет (80% опрошенных).[8]
В Интернет-торговле, точно также, как и в обычной, можно выделить множество различных классификаций потребителей по типам поведения, которые будут объяснять их мотивацию.
Прежде всего, всех посетителей электронных магазинов можно разделить на:
§ Тех, кто заходят в Интернет-магазин для того, чтобы совершить покупку;
§ Тех, кто заходят в Интернет-магазин без намерения совершить покупку.
При проведении качественного исследования специалистами были основные факторы, которые привлекают посетителей в Интернет-магазины и объясняют их мотивацию при совершении покупок: удобство, разнообразие, экономия времени и цена. На основе этих факторов выделены стили поведения, характерные посетителям, которые совершают покупки и тем, кто не совершает. Однако возможно смешение этих стилей, и в различных ситуациях один и тот же человек будет вести себя по-разному.
"Любители поторговаться". Это люди, которые путешествуют по Интернет в поисках наиболее низких цен и считают экономию денег важнейшим аспектом онлайновых покупок. Ключевым факторами, влияющими на совершение ими он-лайн покупки, являются:
§ Более низкая цена по сравнению с обычным магазином;
§ Бесплатная доставка, особенно для покупок большого веса. Данная категория покупателей неохотно платит за доставку, и часто этот фактор может повлиять на отказ от заказа;
§ Различные скидки, сниженные цены и подарки.
Данная категория покупателей обычно в первую очередь обращает внимание на цену товара и сравнивает условия в различных магазинах по таким параметрам, как цена на товар и стоимость доставки, так как фактор цены является преобладающим.
По данным анкетирования, фактор цены является определяющим в принятии решении о совершении покупки для 30% опрошенных.[8] При ответе на вопрос о том, что необходимо изменить в работе Интернет-магазинов 39%[8] респондентов выделило, что нужно уровнять цены с офф-лайн магазинами и 50%[8] - за то, чтобы ввести гибкую систему скидок. Таким образом, данные цифры подтверждают, что тип поведения "любители поторговаться" встречается довольно часто и поставленная мной гипотеза о том, что фактор цены не является основным мотивом совершения покупок, опровергается.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12