Рефераты. Субъекты избирательных правоотношений

Все избирательные комиссии можно разделить на две группы:

1) постоянно действующие избирательные комиссии, которые являются государственными органами – Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, а также избирательные комиссии муниципальных образований, которые являются муниципальными органами;

2) избирательные комиссии, которые создаются в конкретном избирательном процессе – окружные, территориальные, участковые. В отличие от постоянно действующих избирательных комиссий, являющихся государственными органами, окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии представляют собой общественные формирования.

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» устанавливает систему избирательных комиссий. Система избирательных комиссий в Российской Федерации состоит из следующих звеньев:

- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

- избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

- окружные избирательные комиссии. Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, при проведении выборов по одномандатным или многомандатным избирательным округам;

- территориальные избирательные комиссии (территориальные избирательные комиссии в предусмотренных законом случаях могут действовать в качестве избирательных комиссий муниципальных образований);

- участковые избирательные комиссии.

При этом избирательные комиссии не образуют единую для проведения всех выборов в Российской Федерации систему. При проведении различного уровня и видов выборов действует определенная соответствующим законом система избирательных комиссий.

Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Избирательные комиссии вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений законодательства в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно принять меры по пресечению этих нарушений. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах.

Совмещение избирательной комиссией полномочий по подготовке и проведению выборов различных уровней возможно по решению вышестоящей (соответственно уровню выборов) избирательной комиссии, которое принято на основании обращения нижестоящей избирательной комиссии, согласованного с соответствующими органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам или законам субъектов Российской Федерации либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией (соответственно уровню проводимых выборов) или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса.

Государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации

Деятельность избирательных комиссий строится на принципах независимости, коллегиальности и гласности.

Избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции обязательны для органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, кандидатов, избирательных объединений (блоков), общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей (части 12, 13 ст. 21 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…»).

Принцип коллегиальности проявляется в организации работы избирательных комиссий, в порядке принятия ими решений. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях..» устанавливает, что избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа ее членов.

Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются тайным голосованием на первом заседании из числа ее членов.

Заседание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса соответственно. Член избирательной комиссии обязан присутствовать на всех ее заседаниях.

Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, за исключением решений по следующим вопросам: об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решений нижестоящей избирательной комиссии. Решения по этим вопросам принимаются большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии.

Принцип гласности в деятельности избирательных комиссий выражается в праве зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений (блоков), средств массовой информации присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий; в обязанности избирательных комиссий публиковать свои решения (в том числе об итогах голосования и результатах выборов) в средствах массовой информации.

Порядок формирования избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации формируется на паритетной основе палатами Федерального Собрания и главой государства. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями в Государственной Думе, иными депутатскими объединениями, а также депутатами Государственной Думы. От одного депутатского объединения в Государственной Думе может быть назначено не более одного представителя. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Пять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Президентом Российской Федерации.

Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти осуществляется двумя ветвями власти (законодательной и исполнительной) на основе предложений избирательных объединений (блоков), общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательных комиссий предыдущего созыва. Половина членов комиссии назначается законодательным органом, другая половина – исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Законодательный и исполнительный органы государственной власти Российской Федерации обязан назначить не менее одной второй назначаемого ими количества членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений (блоков), имеющих фракции в Государственной Думе, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений (блоков), имеющих фракции в законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений (блоков).

Государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.

Предложения о кандидатурах в состав избирательных комиссий субъектов РФ от имени избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе, вносятся общероссийскими политическими общественными объединениями, либо по их поручению – региональными отделениями этих политических общественных объединений в субъектах РФ. Предложения от имени избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе вносятся общероссийскими политическими общественными объединениями, входящими в блок.

Решение о выдвижении кандидатур в состав избирательной комиссии субъекта РФ от избирательного блока, имеющего фракцию в Государственной Думе, принимается решением органа избирательного блока, полномочного принимать такое решение.

Решение о выдвижении кандидатур в состав избирательной комиссии субъекта РФ от избирательного блока, имеющего фракцию в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, принимается коллегиальными органами избирательных объединений, входящих в данный избирательный блок, и подписывается их руководителями.

ЦИК РФ разработал Методические рекомендации о порядке формирования избирательных комиссий субъектов РФ, согласно которым законодательному и исполнительному органам государственной власти субъекта РФ рекомендуется не позднее чем за 30 дней до истечения срока полномочий избирательной комиссии опубликовать в СМИ сообщение о предстоящем формировании избирательной комиссии. Сообщение должно содержать информацию о сроках и порядке представления предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.