Рефераты. Субъекты избирательных правоотношений

Права избирателей, связанные с созданием избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений (блоков). Избирательное законодательство предоставляет избирателям право принять участие в создании избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений (блоков). Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» в число источников средств избирательных фондов включает добровольные пожертвования граждан. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры добровольных пожертвований граждан. Федеральными законами устанавливается порядок налогообложения добровольных пожертвований.

Избиратели  вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку деятельности, способствующей избранию кандидата (списка кандидатов), только через соответствующие избирательные фонды. Допускается добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц.

Права избирателей на стадии предвыборной агитации. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации при проведении выборов свободное проведение агитации.

Граждане Российской Федерации вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата (за список кандидатов или против него). При этом запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования.

Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие группам избирателей в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий.

Необходимо отметить, что избиратели при проведении агитации могут пользоваться не всеми ее формами, предусмотренными законом. Так, избиратели не имеют права доступа к средствам массовой информации, право выпускать печатные агитационные материалы. Ограничения в формах ведения предвыборной агитации для избирателей обусловлены тем, что оплата теле-, радиоэфира, печатной площади, оплата агитационных печатных материалов должна осуществляться исключительно из средств избирательных фондов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений (блоков).

Права избирателей, связанные с голосованием, подсчетом голосов, установлением результатов выборов и их опубликованием. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» предусматривает следующие права и обязанности избирателей, связанные с организацией и порядком проведения голосования: право избирателей на получение не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом информации о времени и месте голосования; право избирателя на информацию о всех зарегистрированных кандидатах, избирательных объединениях (блоках); право избирателя на получение избирательного бюллетеня для голосования; обязанность избирателя голосовать лично; обязанность избирателя для получения избирательного бюллетеня предъявить паспорт или заменяющий его документ; обязанность избирателя при получении избирательного бюллетеня проставить серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа в списке избирателей или предоставить это право члену избирательной комиссии с правом решающего голоса; право избирателя, не имеющего возможность расписаться в получении избирательного бюллетеня, заполнить бюллетень, воспользоваться помощью другого избирателя; право избирателя получить новый бюллетень взамен испорченного; право избирателя на заполнение избирательного бюллетеня в специально оборудованной кабине для тайного голосования.

В целях обеспечения возможности участия в выборах избирателей, которые по каким-либо причинам не могут прийти в день голосования на свой избирательный участок, Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» предусмотрел институты открепительного удостоверения, досрочного голосования, голосование вне помещения для голосования.

При проведении выборов в органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, группам избирателей предоставляется возможность назначать наблюдателей, в полномочия которых входит наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей и иной деятельностью избирательной комиссии, связанной с подведением итогов голосования и определением результатов выборов.

В части, касающейся установления итогов голосования и результатов выборов, Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» закрепил за избирателями право требовать от избирательных комиссий предоставления сведений об итогах голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность соответствующей избирательной комиссии, результатов выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и нижестоящих избирательных комиссий.

Гарантии избирательных прав. Под гарантиями избирательных прав понимаются средства правового, организационного, информационного и иного характера, направленные на обеспечение избирателю реальной возможности в осуществлении его избирательных прав.

Центральное место в системе гарантий занимает право граждан на обжалование нарушений избирательных прав и установление действующим законодательством ответственности за нарушение избирательных прав.

В соответствии со ст. 75 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Право избирателей на обращение за защитой своих избирательных прав в суд, предоставленное избирательным законодательством вытекает из конституционного права граждан на судебную защиту (ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации). Кроме того, решения и действия избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов). При этом, предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. Если указанные в жалобе (жалобах) нарушения касаются значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу по существу.

Таким образом, избиратель может по своему усмотрению обратиться в суд или вышестоящую избирательную комиссию за защитой нарушенных прав. В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения гражданина с аналогичной жалобой в избирательную комиссию последняя приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу.

Действующее законодательство предусматривает конституционно-правовую, уголовную и административную ответственность за нарушение законодательства о выборах.


2.       Правовой статус избирательных объединений, избирательных

блоков


Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» содержит определение избирательного объединения: это политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.

Понятие избирательного объединения определяет его правовой статус, который распадается на две части: материально-правовой и процессуально-правовой статус избирательного объединения. Материально-правовой статус избирательного объединения означает его потенциальную возможность (способность) участвовать в избирательном процессе. Условиями обладания материально-правовым статусом являются:

1) государственная регистрация избирательного объединения в качестве политического общественного объединения;

2) истечение с момента государственной регистрации определенного периода времени с тем, чтобы срок между государственной регистрацией и днем голосования на выборах, в которых имеет право участвовать избирательное объединение, составлял не менее одного года (шести месяцев – в указанных выше случаях).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ «О политических партиях» под ней понимается общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

- политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

- в политической партии должно состоять не менее десяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона;

- руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.