Рефераты. Субъекты избирательных правоотношений

Права избирательных объединений, избирательных блоков. Полномочия избирательных объединений, избирательных блоков складываются из процессуальных прав и обязанностей, предоставленных им нормами избирательного права. Избирательные объединения и избирательные блоки обладают равными правами. Можно выделить следующие виды полномочий избирательных объединений, избирательных блоков, возникающие на разных стадиях избирательного процесса:

1) права в отношении кандидатов (списков кандидатов). Избирательные объединения и блоки вправе:

- на своих съездах (конференциях) выдвигать кандидатов, списки кандидатов;

- осуществлять сбор подписей в поддержку выдвинутых кандидатов (списков кандидатов), вносить избирательный залог для регистрации списка кандидатов;

- отзывать кандидатов, списки кандидатов;

- исключать кандидатов из списков кандидатов;

2) права по осуществлению предвыборной агитации. Избирательные объединения и блоки вправе в допускаемых законом формах вести предвыборную агитацию. Избирательным объединениям, избирательным блокам, которые зарегистрировали списки кандидатов (при проведении выборов по пропорциональной избирательной системе), гарантируются равные по сравнению с другими избирательными объединениями, избирательными блоками условия доступа к средствам массовой информации, в том числе возможность использования бесплатного эфирного времени, печатной площади, помещений для проведения массовых мероприятий;

3) права  по финансированию избирательной кампании. Избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, обязаны создавать избирательные фонды. Избирательные объединения и блоки вправе распоряжаться средствами своих избирательных фондов. Избирательные объединения, избирательные блоки обязаны вести учет поступления и расходования средств избирательных фондов и не позднее 30 дней после опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и обо всех источниках создания своего избирательного фонда, а также обо всех произведенных затратах;

4) права по контролю за ходом выборов. Избирательные объединения, избирательные блоки, зарегистрировавшие списки кандидатов, вправе назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей, обладающими установленными законом правами по контролю за деятельностью избирательный комиссий, контролю за ходом голосования, подведением его итогов и определением результатов выборов, уполномоченных и доверенных лиц;

5) права по формированию избирательных комиссий. Избирательные объединения и блоки имеют право направлять соответствующим представительным и исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления предложения по назначению членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны назначить не менее одной второй состава избирательной комиссии на основе предложений, поступивших от избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе, избирательных объединений и блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе местного самоуправления.

Полномочия и, следовательно, процессуальный статус избирательного объединения, избирательного блока прекращается:

1) в случае отказа от участия в выборах. Избирательное объединение, избирательный блок вправе в любое время, но не позднее, чем за три дня до дня голосования, отозвать выдвинутые ими списки кандидатов и отказаться от участия в выборах по решению органа, выдвинувшего список кандидатов, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию. При этом отказ избирательного блока от участия в выборах не лишает входившие в него избирательные объединения права на участие в этих выборах. Вышедшие из блока избирательные объединения, если не истекли сроки для выдвижения кандидатов, могут самостоятельно выдвинуть кандидатов (списки кандидатов);

2) в случае отказа в регистрации или отмены регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением;

3) после официального опубликования результатов выборов, в случае если избирательное объединение, избирательный блок не набрали необходимого для принятия участия в распределении мандатов количества голосов.

Избирательные объединения, принявшие участие в распределении мандатов на выборах и сформировавшие фракции в законодательных органах государственной власти, сохраняют свой статус и по окончании соответствующего избирательного процесса. Не урегулирован в законодательстве вопрос о правовом статусе избирательных блоков, принявших участие в распределении мандатов на выборах. Например, может ли избирательный блок участвовать в таком же качестве в дополнительных выборах в этот же орган государственной власти, орган местного самоуправления.


3. Правовой статус кандидатов в избирательном процессе

Кандидатом признается лицо, обладающее пассивным избирательным правом и выдвинутое в установленном законодательством порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления (ст. 2 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…»).

Зарегистрированным кандидатом признается лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией кандидатом на должность, замещаемую посредством прямых выборов.

Правовой статус кандидата, зарегистрированного кандидата – это закрепленное нормами избирательного права положение кандидата, зарегистрированного кандидата в избирательном процессе. Правовой статус кандидата, зарегистрированного кандидата складывается из следующих элементов:

1) принцип равного статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов;

2) права и обязанности кандидата, зарегистрированного кандидата в избирательном процессе;

3) гарантии деятельности кандидата, зарегистрированного кандидата.

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» закрепляет принцип равенства кандидатов, зарегистрированных кандидатов. В соответствии с ст. 39, все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения следует понимать:

- привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;

- использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;

- использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;

- бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом, в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;

- проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;

- преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами – зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации, в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.

Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.

С момента регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией, он приобретает статус зарегистрированного кандидата.

Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях…». К числу таких случаев Федеральный закон относит, в частности, обязанность кандидата, находящегося на государственной или муниципальной службе либо работающего в средствах массовой информации сложить на время участия в выборах исполнение служебных обязанностей; отсутствие у кандидата, баллотирующегося только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением (блоком), права на создание собственного избирательного фонда.

На обеспечение равного статуса зарегистрированных кандидатов направлены положения ст. 40 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», где установлено, что зарегистрированные кандидаты, замещающие согласно Федеральному закону РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственные должности категории «А», не вправе использовать преимущества своего должностного положения. Такие зарегистрированные кандидаты вправе вести предвыборную агитацию только в свободное от исполнения должностных обязанностей время.

Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей, представляют в избирательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации и не вправе использовать преимуществ своего должностного или служебного положения. При этом законом субъекта РФ может быть установлено, что на выборах в представительные органы местного самоуправления при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.

Журналистам, другим творческим работникам, а также должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.