Рефераты. Разделение властей в правовом государстве

    В Афинской республике положение было очень схоже с Римской. После реформ Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в стране образовались следующие взаимодействующие друг с другом органы. Народное собрание, обладающее законодательной инициативой. За ним следил суд Гелиэя, который к тому же обладал правом толкования законов. Исполнительную власть делили совет 500 и две коллегии — стратегов и архонотов. Контроль над всеми органами власти осуществляло особое народное собрание, которое собиралось раз в месяц и занималось проверкой деятельности властей, и была ли эта деятельность правильной.


Значительное развитие теория разделения властей получила в средние века. Особо выделяются, как уже было отмечено раньше, взгляды на государство и право английского философа-материа­листа Дж. Локка и французского философа-просветителя Ш. Мон­тескье.

Стремясь предотвратить узурпацию власти одним лицом или группой лиц, Дж. Локк разрабатывает принципы взаимосвязи и взаимодействия ее отдельных частей. Приоритет остается за зако­нодательной властью в механизме разделения властей. Она вер­ховна в стране, но не абсолютна. Остальные власти занимают по отношению к ней подчиненное положение. Однако они не пассивны по отношению к ней и оказывают на нее активное воздействие.

Обязательным условием нормального функционирования вла­стей Дж. Локк рассматривал законность. Он считал, что нет таких идеальных государств, которые бы были полностью гарантированы от опасности перерождения в тиранию, где строгое следование праву не превратилось бы в "осуществление власти помимо права".

Для предотвращения этого Дж. Локк наделяет угнетенный на­род правом и возможностью "воззвать к небесам". Это означает, что допускается возможность применения народом силы против "несправедливой и незаконной силы". Суверенитет народа ставит­ся гораздо выше суверенитета государства.

В широко известной работе "О духе законов" Ш. Монтескье доводит до логического завершения теорию разделения властей. Особое значение он придает системе взаимных сдержек и противо­весов властей. Ш. Монтескье справедливо полагал, что для того, чтобы создать стабильный механизм государственного управления, надо научиться "комбинировать власти, регулировать их, умерять, приводить в действие, подбавлять, так сказать, балласту одной, чтобы она могла уравновешивать другую". Это такой шедевр зако­нодательства, заключал Монтескье, который "редко удается вы­полнить случаю и который редко позволяют выполнить благора­зумию".

    Идеи теории разделения властей оказали огромное революционирующее воздействие на умы людей, их политическое мировоззрение. Они были отражены, например, уже в Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 г. Национальным Собранием Франции. В этом документе провозглашалось: "Общество, в   котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции".                     

Монтескье  делит власть на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная. По теории Монтескье все три власти должны были, уравновешивая друг друга, не дать осуществлять бесконтрольные действия в рамках своей компетенции. “Что бы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга”. Монтескье считает недопустимым объединением хотя бы двух ветвей власти в одни руках (Дж. Локк считал, что в обязательном порядке отделена должна быть только законодательная власть). “Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, т.к. можно опасаться, что монарх или сенат будет создавать тиранические законы для того,  чтобы так же тиранически применять их”. “Не будет свободы..., если судебная не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем”. Если же произойдет соединение трех ветвей власти, то, как считает Монтескье, неизбежно установление жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы.

Таким образом, разделение властей выражается в разграничении компетенции, взаимном контроле, в системе сдержек и противове­сов и направлено на то, чтобы препятствовать возможным зло­употреблениям. С одной стороны, правовое государство невоз­можно без разделения властей, поскольку это способ его ор­ганизации и функционирования; с другой — правовое государст­во само есть условие и основа для эффективного разделения властей. Разделение властей — это и результат, и сущностная характеристика степени развитости права, условие и предпосыл­ка для организации и функционирования государства, законнос­ти.                                                      

Без разделения властей и соответствующей эффективной сис­темы сдержек и противовесов не может быть правового госу­дарства и правовых законов. Препятствие для возникновения какой-либо неограниченной власти, не связанной правом и кон­ституционными принципами, состоит в распределении власти между органами государства таким образом, что ни одному из  них не принадлежит вся государственная власть в полном объеме.           

Законодательная власть.

Законодательная власть представительная. На основе выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять госу­дарственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве. Как отмечал Дж. Локк, «законодательная власть по необходимости должна быть вер­ховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей».

Верховенство — и это важно для сегодняшней российской действительности — не означает и не должно означать полно­властия законодательных органов. Имеются сущностные и поли­тико-юридические ограничения этой власти. Сущностные ограни­чения вытекают из ее делегированности (только народ обладает всей полнотой государственной власти), определяются принци­пиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юриди­ческие ограничения связаны с тем, что любой закон, дабы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаменталь­ному праву — конституции, иначе органы конституционного над­зора могут признать его недействительным.

Законодательная власть — это делегированная коллегиальная власть. Дж. Локк писал, что в хорошо устроенных государствах, где принимается во внимание благо целого, законодательная власть передается в руки различных лиц, которые, собравшись должным образом, обладают сами или совместно с другими властью создавать законы. Название данной ветви «законода­тельная» не означает, что, кроме законодательной деятельнос­ти, представительные органы не выполняют никакой другой. Не менее существенной функцией законодательной власти является финансовая, реализуемая в праве ежегодно утверждать госу­дарственный бюджет страны. Есть и определенные «распоряди­тельные» функции, связанные с формированием высших испол­нительных и судебных органов. Немаловажную роль в деятель­ности законодательных органов играет осуществляемый ими контроль за работой правительства, иных должностных лиц ис­полнительной власти. В отличие от судебной, законодательная власть вправе давать лишь политическую оценку тем или иным представителям исполнительной власти и на этой основе привле­кать их к политической ответственности (импичмент). Таким об­разом, законодательная власть — это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере. Законодательная власть реализуется избираемым (иногда частично назначаемым) пар­ламентом («parlare» — «говорить») — высшим представитель­ным органом государства. Парламент обычно включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Двухпалатная структура, как уже говорилось, предохраняет парламент от поспешных реше­ний нижней палаты. Как правило, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат только нижние палаты.

Руководство парламентом осуществляется единолично пред­седателем, коллегиальные органы (президиумы) крайне редки. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, коор­динирует работу внутрипарламентских органов и т.д.

Парламент и каждая палата на весь срок своих полномочий образуют комиссии (постоянные, временные, смешанные). Наи­более распространенной комиссией является согласительная, ее задача — выработка согласованных решений палат. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут также обладать правом зако­нодательной инициативы, контроля за правительством и аппара­том государственного управления.

Парламент обладает большими полномочиями в сфере зако­нотворчества (издавать законы самостоятельно или совместно с главой государства). Он вправе устанавливать налоги, прини­мать государственный бюджет, участвовать во внешнеполити­ческом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и определенные судебные функции: привлекать президента, членов правительства к судебной ответственности

(импичмент).

Порядок работы парламента определяется его регламентом, в котором также закрепляются основные стадии законодатель­ного процесса: законодательная инициатива, обсуждение зако­нопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование.


 Исполнительная власть

В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административ­ная) власть имеет по своей сути вторичный, производный харак­тер. Это, кстати, вытекает из этимологии понятия «админист­рация» («ad-minis+rare» — «служить для»; «minis+rare» — глагол, производный от «ministris» — «слуга», формы родительного па­дежа от основы «minus» — «минус»). Корень «минус» свиде­тельствует, что администрация всегда находится в подчиненном положении, над ней есть некто, кому принадлежит власть. Зада­чи администрации остаются неизменными по своей природе и состоят в исполнении поручений, данных ей носителями власти, и в разрешении сообразно с этим частных вопросов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.