Рефераты. Проблемы местных выборов p> Местная власть уже что – то сделала в этом направлении, а вот федеральная – нет.

2. Возрастной ценз (поскольку участие в выборах – дело ответственное). Федеральный законодатель, однозначно определяя условием обладания активным избирательным правом ( право избирать) достижение 18-летнего возраста для выборов любого уровня, применительно к пассивному избирательному праву ( право быть избранным ) вводит лишь минимальные возрастные пределы, которые субъекты федерации в своих законодательных актах, устанавливая нормы о возрасте для пассивного избирательного права, не могут превышать.
Среди подобных норм содержится и вводяшая минимальный возрастной предел для кандидатов на должность глав местного самоуправления – 21 год. Исходя из этого субъекты федерации сами вправе устанавливать возраст для обладания правом избираться на должность главы местного самоуправления, но он (возраст) должен бьть в пределах от 18 лет до
21 года включительно и не может быть более 21 года.
Аналогичного предела для права избираться в представительиые органы местного самоуправления федеральное законодательство не содержит.
Видимо, здесь необходимо основываться на том же правиле, которое введено для активного избирательного права и устанавливает в качестве условия обладания им достижение гражданином 18-летнего возраста. Из этого исходит законодатель Свердловской области, предусматривающий, что право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18- летнего возраста; право избирать главу местного самоуправления
(муниципального образования) также появляется с 18-летнего возраста, а право быть избранным на эту должность – с 21 года. Эти же возрастные цензы введены в Челябинской области и многих других субъектах федерации.
На какой же момент лицу должно исполниться 18 лет или 21 год? Для активного избирательного права лицо должно достичь 18-летнего возраста ко дню или на день официального голосования. Следовательно, в списки избирателей необходимо включать и тех лиц, которые не достигли
18-летнего возраста, но достигнут его на день голосования. В графе о возрасте напротив фамилии таких избирателей проставляется день и месяц рождения.
Вправе ли названные избиратели до достижения 18 – летнего возраста голосовать досрочно? Современное законодательство прямого ответа не дает, однако то обстоятельство что право избирать законом связывается с достижением 18-летнего возраста, заставляет на поставленный вопрос дать отрицательный ответ. Поэтому вполне обоснованно законодатель в Свердловской области, определяя порядок проведения досрочного голосования на местных выборах, использует для обозначения лица, голосующего досрочно, термин «избиратель», что подразумевает достижеиие им 18-летнего возраста.
Возраста пассивного избирательного права (18 лет, 21 год) гражданин должен достичь ко дню или на день голосования, хотя здесь допустимы и иные варианты толкования.
Можно ли усматривать возможность снижения возраста избирательного права в гражданско-правовом институте эмансипации? Эмансипация предусматривается в ст. 27 ГК РФ и заключается в объявлении полностью дееспособными несовершеннолетних, достигших шестнадцати лет, если они работают по трудовым договорам, контрактам, занимаются предпринимательской деятельностью. С полной определенностью надо сказать, что институт эмансипации не может прикладываться к избирательно-правовым отношениям, поскольку последние относятся к сфере публично-правового, а не гражданско-правового регулирования.
Гражданско-правовое законодательство действует в рамках выборного процесса лишь в специально оговоренных случаях либо регулирует такие из возникающих здесь отношений, которые не являются специфически избирательными (вопросы материальной ответственности субъектов выборного процесса; использование ими гражданско-правовых способов защиты чести, достоинства, деловой репутации, т. п.). Избирательное же законодательство, в том числе муниципально-правовое, института, аналогичного гражданско-правовому институту эмансипации, не предусматривает.
Этот ценз закреплён на территории Тюменской области пунктом 1.1 и пунктом 1.2 статьи 3 главы 2 Избирательного Кодекса Тюменской области.
3. Срок проживания на определенной территории (для пассивного избирательного права) и факт постоянного или преимущественного проживания на определённой территории (для активного избирательного права ).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 1994 г. основанием для включения в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого участка. Факт проживания гражданина на территории конкретного избирательного участка удостоверяется регистрацией его по месту жительства в органах регистрационного учета, коими по общему правилу выступают органы внутренних дел, а где они отсутствуют – органы местного самоуправления. Порядок регистрации граждан как по месту жительства, так и по месту пребывания определяется Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской
Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 17 июля 1995 г. №713[3].

Согласно п.3 упомянутых Правил местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды, либо на иных законных основаниях. Местом жительства могут выступать жилые дома, квартиры, служебные жилые помещения, специализированные дома
(общежития, гостиницы, приюты, дома для одиноких и престарелых, дома- интернаты, т. п.), иные жилые помещения.

При регистрации гражданина по месту жительства органом регистрации в его паспорте производится соответствующая отметка, если регистрация осуществляется по иным удостоверяющим личность документам, то гражданину выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

Итак, юридически значимый факт проживания гражданина на территории конкретного муниципального образования определяется как факт его постоянного или преимущественного проживания на этой территории.
Данный факт удостоверяется в ходе его государственной регистрации и закрепляется отметкой в паспорте о регистрации по месту жительства или в свидетельстве о регистрации по месту жительства.

Для пассивного избирательного права в некоторых случаях важно не только наличие факта проживания гражданина на конкретной территории, но и срок данного проживания. В соответствии с Федеральным законодательством предоставляется право субъектам федерации вводить подобные ограничения, но они не могут превышать одного года. Так, например, в Свердловсной области срок обязательного проживания на территории конкретного муниципального образования для осуществления права быть избранным на должность главы местного самоуправления
(муниципального образования) равен одному году. Отсчет срока проживания начинается с момента регистрации гражданина по месту жительства. Возникает вопрос: имеется ли в виду общий годичный срок проживания (любой другой) на конкретной территории или речь идет о сроке непрерывного проживания на момент выдвижения кандидатуры гражданина? Представляется, что все-таки значим годичный (или любой иной) срок непрерывного проживания, он свидетельствует о реальной укорененности лица на территории соответствующего муниципального образования. С учетом изложенного, правильна формулировка ст. 27
Устава муниципального образования «Ревдинский район»: «...главой района может быть избран гражданин Российской Федерации ... проживающий в районе не менее одного года в период, предшествующий выборам». Аналогичное правило содержится в ст. 11 Устава г.
Екатеринбурга.

Что касается Тюменской области, то в Тюменском законодательстве данный ценз закреплён в пункте 1.1 статьи 3 главы 2 Избирательного
Кодекса Тюменской области.
4. Недееспособные граждане, признанные таковыми по суду (ч. 3 ст. 32
Конституции Российской Федерации).
Статья 29 ГК РФ гласит: « Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими может быть признан судом недееспособным. Над ним устанавливается опека». Таким образом, одного факта серьезного психического расстройства для лишения гражданина избирательного права недостаточно.
Необходимо чтобы после установления этого факта в судебном порядке суд признал гражданина недееспособным. Участие суда в подобных делах нужно рассматривать как гарантию от необоснованного ограничения гражданской дееспособности, в том числе в сфере избирательного права.
Невозможность расширенного толкования ограничительных избирательных цензов означает, что по анализируемому основанию не могут лишаться избирательного права ограниченно дееспособные лица. В соответствии со ст. 30 ГК РФ ограниченным в дееспособности по суду может быть гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение.
На территории Тюменской области данный ценз закреплён в пункте 2 статьи 3 главы 2 Избирательного Кодекса Тюменской области.
5. Лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч.
3 ст. 32 Конституции Российской Федерации). К данной категории не относятся лица, содержащиеся в приемниках-распределителях, подвергнутые административному аресту, в отношении которых избрана мера пресечения – заключение под стражу, в отношении которых вынесен обвинительный приговор суда, либо не связанный с лишением свободы, либо предусматривающцй лишение свободы, но на день голосования еще не вступивший в законную силу.
Относительно законодательства Тюменской области, то на территории
Тюменской области этот ценз закреплён в пункте 2 статьи 3 главы 2
Избирательного Кодекса Тюменской области.

6. Несовместимость депутатского мандата или должности с деятельностью иного рода. Приведём в пример Свердловскую область.
Часть 4 ст. 11 областного закона «О муниципальной службе в
Свердловской области» от 3 апреля 1996г. предусматривает, что муниципальные служащие за исключением глав местного самоуправления не могут быть депутатами представительных органов местного самоуправления. Иные положения упомянутой статьи вводят целый ряд подобных ограничений для глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Так, муниципальные служащие не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Часть 1 ст. 11 областного закона «О государственной службе свердловской области» от 18 октября 1995 г.[4] указывает, что государственные служащие не вправе быть депутатами органов местного самоуправления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.