Рефераты. Проблемы и пути их решения в области налоговой политики государства в связи со вступлением в ВТО (на...

По требованию самой ВТО (именно как организации) Армения должна была принять Закон РА "О защите внутреннего рынка" и антидемпинговое законодательство. Этим преследуется цель защиты национального производителя, ведь в законе прямо сказано, что если импорт какой-нибудь продукции наносит вред местному производству, то республика вправе применять определенные санкции - начиная от квотирования, лицензирования импорта до повышения на него заградительных пошлин. Причем там не указывается, сколько раз и на сколько процентов, то есть введя какие-то санкции, держать их можно до 8-10 лет - сколько государство найдет нужным. При этом, с другой стороны, четко прописаны необходимые процедуры - с тем, чтобы государство не могло необоснованно, просто так препятствовать импорту. Таким образом, налицо сбалансированное отношение как к защите национального производителя, так и интересов зарубежных торговых партнеров в данной стране.

Нельзя отождествлять условия вступления и членства Армении в ВТО с другими странами - в частности с Россией. Все эти страны до сих пор имеют защитный механизм, встроенный в свое время для протекции именно своей экономики. Мы же еще в середине 90-х настолько либерализовали свою экономику, что экстраполировать те же российские реалии на нас попросту некорректно. Причем либерализация носила для нас объективный характер, ведь, находясь в условиях блокады, с нашей стороны было бы неразумно и опрометчиво ставить новые границы и барьеры. Таким образом, мы вступаем сегодня в ВТО на условиях гораздо более протекционистских, нежели существующих у нас на практике еще с середины 90-х годов. И потом, кто сказал, что эти условия - догма: если возникнет острая необходимость, то по согласованию со странами-членами ВТО те же пошлины можно поднять, причем даже выше оговоренной при вступлении планки. Весь смысл пошлины в том и состоит, что она служит определенным барьером, ограждающим нарождающиеся или слабые местные производства от конкуренции ввозимой продукции. И сегодня на пути той продукции из-за рубежа, местные аналоги которой еще недостаточно окрепли, но имеют потенциал для развития, поставлены таможенные барьеры. Однако свой рынок, чтобы не развратить и не навредить своему же производителю, следует защищать умеренно и лишь в течение того временного периода, который необходим для становления того или иного местного производства.


Другими последствиями членства Армении в ВТО является то, что Армения сможет быстрее преодолеть «застарелую болезнь», заключающуюся в том, что, имея самые хорошие законы, мы плохо их применяем. Вступая же в ВТО, Армения принимает на себя обязательства не только иметь, но и применять их в наши отношения. Кроме того, вступление в ВТО станет еще одной возможностью пошире распахнуть ворота перед инвестициями в нашу страну. Этот факт говорит сам за себя, служа для других однозначным позитивным сигналом того, что в данной стране можно работать и иметь гарантированную прибыль.

Однако, вступление Армении в ВТО не означает автоматическую гармонизацию армянского законодательства с мировой экономикой и ее стандартами. Недостаточно иметь Таможенный кодекс и комплекс налоговых законов, которые не противоречат соглашениям ВТО. Этого мало, необходимо применять эти законы в хозяйственной практике. Мы говорим, что Армения - член ВТО, и она открыта для инвесторов. Но на деле инвесторы сталкиваются с массой проблем. Применение международных норм торговли в Армении затруднено по разным причинам, хотя бы потому, что таможня рассматривается как источник пополнения казны. В принципе для инвестора не будет иметь значения членство Армении в ВТО: если потенциальный инвестор узнает о наличии каких-либо проблем на границе, то он никогда сюда не придет. Он уйдет туда, где нет никакой неопределенности и где есть предсказуемость для его бизнеса. Поэтому в Армении необходимо устранить всякого рода административные препятствия. Если этого не сделать, эйфория от членства в ВТО может быстро пройти, а правительство останется с теми же нерешенными проблемами. Нужно работать над тем, чтобы возникла реальная хозяйственная выгода для экономики, чтобы можно было решить основные проблемы - сокращение уровня бедности и безработицы.
















Глава 3.


Проблемы, связанные со вступлением в ВТО                            и пути их решения.



 В Армении в течение последних шести лет в результате блокады возникла ситуация так называемого естественного протекционизма. Поэтому уже на первом этапе реформ в стране сформировалось одно из наиболее либеральных законодательств по тарифному регулированию внешней торговли, причем не только в рамках СНГ. Вхождение в ВТО практически никак не изменило тарифную политику Армении, потому что у нас тарифные ставки и так ниже предусмотренных нормами ВТО; средний тариф по Армении составляет 4%, в то время как по требованиям ВТО - около 8%. Таким образом, принципиально какого-либо улучшения внешнеторговых отношений, в частности, увеличения экспорта или уменьшения импорта не произойдет. воздействие может проявится в более долгосрочной перспективе, и уже через несколько лет на некоторых рынках произойдут серьезные изменения и возникнут проблемы, к решению которых Армения должна быть готова.

В первую очередь это изменения на рынке труда. В связи со вступлением в ВТО Армения  вынуждена принять основную систему трудового законодательства, принятую в странах-членах ВТО, что может отразиться на экономическом росте, и уже в конце прошлого года  наше государство приняло Трудовой Кодекс, который уже соответствует международным стандартам, например согласно этому кодексу работа считается незаконной, если нету трудового договора между работадателем и работником, то есть государство уже заставляет работадателям и работникам заключать договоры между собой.  С одной стороны, это хорошо, так как наемные рабочие будут защищены на тех же условиях (продолжительность рабочего дня, условия оплаты, оплачиваемый отпуск и др.), на которых защищается труд во всех странах-членах ВТО. С другой стороны, на определенном этапе это может привести к дополнительным расходам в экономике, к снижению производительности труда (и так находящейся на довольно низком уровне), снижению конкурентоспособности нашей продукции и как следствие - к замедлению экономического роста. И в связи с этим Армения создала новый институт- Трудовая Инспекция, чтобы эти новые трудности связанные с новым Трудовым Кодексом были разделены от Налоговой Инспекции, у которых и без того немало проблем. Я думаю что Армения на правильном пути по отношению к институциональным реформам, это разделение поможет государству лучше следить за трудовыми отношениями в нашей стране. Правда еще год полтора потребуется чтобы этот новый институт сформировался окончательно и нашло свое место в нашей экономике. Еще окончательно не решено какие задачи будут поставлены на Трудовую Инспекцию, которые раньше были задачами Налоговоых Инспекций и других институтов.

   






    Другое направление - это защита интеллектуальной собственности. Армения в настоящее время пытается выйти на новый уровень в сфере новых и информационных технологий. Требования ВТО по защите интеллектуальной собственности для Армении имеют свои плюсы и минусы. Во-первых, они позволят нам защитить на внешних рынках интеллектуальную собственность, созданную в Армении. Но в то же время и внешние производители будут защищать свою собственность в Армении, и тут возникнут проблемы. Как только наши производители начнут самостоятельно выходить на внешние рынки с конкурентоспособной продукцией, естественно, возникнет вопрос об использовании в процессе разработки этих информационных и технологических продуктов интеллектуальной собственности иностранных производителей. В случае, если этот информационный продукт был разработан с применением пиратских программ, будут вводиться ограничения на его экспорт, т.е. произойдет снижение конкурентоспособности нашей продукции в сфере информационных технологий, являющейся одной из приоритетных отраслей армянской экономики. Сегодня Армения может конкурировать на внешнем рынке в этой сфере во многом за счет дешевых технологий, применяемых в производстве информационных продуктов.

Лицензированные программные продукты, используемые для чип-дизайна, или разработки информационных продуктов в области мобильной связи и других областях очень дороги. Многие армянские компании после введения в действие механизмов защиты иностранной интеллектуальной собственности окажутся в очень затруднительном положении. Даже самый дешевый программный продукт "Windows"  (100$) - с учетом постоянно возрастающего числа компьютеров после введения механизмов защиты поглотит значительную часть средств, выделяемых разработчиками на создание программных продуктов. Конечно, использование нелицензированных программ - пиратство, но многие развивающиеся страны обеспечивают таким образом свое развитие.

Само собой разумеется, что любая собственность, в том числе и интеллектуальная, должна быть защищена. Но игнорирование этой проблемы может иметь серьезные последствия. Уже сегодня надо думать о том, как реально оценить эту опасность, как сформировать, например, определенную систему государственного дотирования или специальные фонды для финансирования подобных затрат. Если мы не найдем эффективного решения этой проблемы, стоимость наших информационных продуктов резко возрастет, что приведет к снижению их конкурентоспособности на мировом рынке. И делать это надо сейчас, пока к Армении еще не предъявляются серьезные требования по защите интеллектуальной собственности.

От решения этой проблемы может зависеть и то, по какому пути пойдет развитие информационных технологий в Армении. По так называемому оффшорному, когда иностранные компании, в частности, американские размещают в развивающихся странах (где себестоимость создания программных продуктов гораздо ниже, чем в развитых странах) разработку отдельных блоков крупного программного продукта, а окончательную его доработку производят в самой компании. В этом случае иностранные компании закрывают глаза на несанкционированное использование их продуктов. По такому пути развиваются информационные технологии в Индии. Таким же образом пока создается и значительная доля промежуточных программных продуктов в Армении. Однако, если Армения решит пойти по пути Израиля или Ирландии, возникнут сложности, так как эти страны ориентированы на создание конечных программных продуктов. И разница очень существенная. Если Индия, имея 200 тыс.программистов, экспортирует программные продукты на 3 млрд.долларов, то Израиль, где программистов на порядок меньше, экспортирует их на 30 млрд.долларов.

Другое направление, которое требует особого внимания, - сельское хозяйство. За прошедший период за счет естественного протекционизма начался подъем сельского хозяйства и перерабатывающей отрасли. В настоящее время мы находимся на этапе импортозамещения, производя пищевую продукцию на базе собственного сельскохозяйственного сырья. Однако, по мнению многих экспертов, потенциал роста импортозамещения будет исчерпан к 2005-2006 гг., и тогда самым серьезным образом встанет вопрос наращивания экспорта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.