Выполнение соглашений ВТО, как правило, приносит не только долгосрочные выгоды, но и сиюминутные трудности. Например, снижение протекционистских таможенных тарифов облегчает покупателям приобретение более дешевых зарубежных товаров, но может привести к разорению отечественных производителей, если они производят товары с высокой себестоимостью. Поэтому по правилам ВТО дозволяется государствам-членам проводить предусмотренные изменения не мгновенно, а поэтапно, по принципу «прогрессирующей либерализации». При этом обычно развивающимся государствам представляется более длительный период для полной реализации их обязательств.
Основные функции ВТО.
1.контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;
2.создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;
3.урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;
4.контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;
5.оказание помощи развивающимся странам;
6.сотрудничество с другими международными организациями.
Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются большим количеством стран, участвующих во внешнеторговых отношениях, они часто вызывают дебаты и споры. Часто стороны, вступающие в переговоры, преследуют разнообразные цели. Кроме того, соглашения и контракты (включая те из них, которые были заключены после длительных переговоров при посредничестве ВТО) часто нуждаются в последующем толковании. Поэтому одна из основных задач ВТО заключается именно в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах, способствовать урегулированию споров.
Практика международных экономических конфликтов показала, что спорные вопросы лучше всего решать в установленном ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базе и обеспечивающим сторонам равные права и возможности.
Именно с этой целью в тексты соглашений, подписанных в рамках ВТО, обязательно включают пункт о правилах урегулирования споров. Как гласит текст договоренности по правилам и процедурам урегулирования споров, «система урегулирования споров в рамках ВТО является ключевым элементом в обеспечении безопасности и предсказуемости мировой системы торговли».
Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям. Решения по спорным вопросам принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.
Организационная структура ВТО.
Органы управления ВТО имеют три иерархических уровня.
Стратегические решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей стран-членов ВТО (обычно послов и глав делегаций стран-участниц). В ведении Генерального совета находятся два специальных органа – по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны специальные комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Генеральный совет ВТО действует как орган разрешения споров для урегулирования конфликтов, возникающих в связи с выполнением базовых соглашений. Он обладает исключительными полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.
Генеральный совет частично делегирует свои функции трём советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО, – Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соглашения ТРИПС, также занимается проблемами, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет Генеральный Директор ВТО (с 2002 – Супачаи Панитчпакди). Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.
Противоречия между странами-членами ВТО.
Хотя устав ВТО декларирует равноправие всех стран-участниц, внутри этой организации существуют сильные объективные противоречия между развитыми и развивающимися странами.
Развивающиеся страны обладают дешевой, но не слишком квалифицированной рабочей силой. Поэтому государства «третьего мира» могут импортировать в основном традиционные товары – прежде всего, ткани и одежду, сельскохозяйственную продукцию. Развитые страны, защищая свою текстильную промышленность и агробизнес, ограничивают импорт из развивающихся стран, налагая на импортные товары высокие таможенные пошлины. Свои протекционистские меры они обычно обосновывают тем, будто развивающиеся страны применяют политику демпинга. В свою очередь, развитые страны лидируют на рынках высокотехнологичных товаров, и теперь уже развивающиеся страны используют против них меры протекционистской защиты.
Таким образом, к протекционистской защите прибегают в той или иной степени практически все страны. Поэтому взаимное снижение протекционистских барьеров становится довольно трудным процессом.
ГЛАВА 2.
Перспективы экономического развития Республики Армения после вступления в ВТО
Процесс вступления Армении в ВТО потребовал многолетних переговоров. Параллельно в многосторонними переговорами, в 1996 году Армения также проводила двусторонние переговоры со странами-членами ВТО, которые проходили в 11 этапов. 11 июня 2002 года Армянская сторона передала странам-участникам ВТО пакет документов, касающийся вступления Армении в эту организацию, а 11 декабря 2002 года ВТО дала официальное согласие на вступление Армении в организацию.
По заявлению министра торговли и экономического развития Армении Карена Чшмаритяна, вступление Армении во ВТО обеспечит дополнительный рост ВВП на 1-4%. По его словам, членство Армении в ВТО приведет к притоку инвестиций, росту экспорта отечественной продукции и доступности мировых рынков. Как считает министр, это те элементы, которые обеспечат дополнительный экономический рост.
Что можно ожидать от вступления Армении в ВТО?
· Торговля с 140 странами-членами ВТО будет использоваться в наиболее благоприятном режиме.
· Армения станет более привлекательной для прямых иностранных инвестиций.
· Кредитоспособность Армении как экономически предскзуемой стрнаы с минимальныыми рисками возрастет.
· Армения, являясь членом ВТО, выиграет от возможностей и преимуществ от многосторонних переговоров, механизмов урегулирования споров и обсуждения торговой политики в рамках организации.
· Страна будет защищена от постоянно увеличивающегося лоббирования со стороны местных производителей, которые мало озабочены интересами мировой экономики.
· Интересы местных производителей будут защищены более эффективно.
· Страна сможет избежать членства в более ограниченных таможенных союзах
· Участие в ВТО будет содействовать более интенсивоной торговле и экономическим отношениям между Арменией и ЕС.
Вступление Армении в ВТО несет в себе для нашей республики не только экономические выгоды, но и политические дивиденды. Прежде всего этим фактом Армения со стороны порядка 150 стран - членов ВТО признается равноправным деловым партнером, имеющим полную законодательную базу, соответствующую мировым стандартам. Ведь этот процесс охватывает не только налогово-таможенное законодательство, но и Конституцию РА, Гражданский и Уголовный кодексы, и инвестиционное, и антимонопольное законодательства, и защиту прав на интеллектуальную собственность и т.д. и т.п. - весь комплекс законодательства, обеспечивающего, в частности, примерно равные права для резидентов и нерезидентов. Кроме того, это своего рода рычаг для более активной интеграции Армении в мировой рынок. Армения в силу своих малых масштабов может эффективно развиваться только при условии максимальной открытости внешнему миру. Очень важно, чтобы ее ВВП рос именно за счет экономического обмена с остальным миром, как это происходит в странах с маленькими экономиками, таких, как Эстония. Как известно, экспортная квота товаров и услуг Эстонии составляет больше половины ее ВВП. Армения пока не вышла на этот уровень по объективным причинам, обусловленным блокадой со стороны Турции и Азербайджана. Блокада пока остается неопровержимым фактом, который не будет ликвидирован даже несмотря на то, что оба государства - Армения и Турции - на сегодня являются членами ВТО. Устав ВТО и Уругвайский раунд предусматривают неприменение правил ВТО для стран, имеющих политические разногласия. И Турция этим правом воспользовалась, она заявила, что не будет применять в отношении Армении режима свободной торговли.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5