Рефераты. Приватизация государственной и муниципальной собственности

6. Последствия  приватизации,   проведенной  в  различных сферах общества, неодинаковы. Не стихающую до сих пор критику вызывает приватизация в экономике.  Ее результаты неоднократно обсуждались высшими органами государственной власти, и ни разу им не была дана положительная оценка. Ряд аспектов приватизации   народного хозяйства  критически  рассматривается и теми, кто руководил ее осуществлением.

Приватизация государственного и муниципального имущества продолжается. Важный урок истории отечественной приватизации состоит в том, что лицам, занимающим государственные должности, государственным и муниципальным служащим, директорскому корпусу пока еще не приватизированный предприятий, а также лицам, выполняющим управленческий функции на уже приватизированных предприятиях, крайне не­обходимо основательное изучение приватизационных нормативных правовых актов и процедур их реализации. Для исправления, где это возможно, перекосов в приватизации государственной и муниципальной собственности, явившихся следствием недостатков соответствующих нормативных правовых актов и практики их применения, недопущения новых ошибок полезно знать не только существующую сейчас, но также и действовавшую ранее нормативно-правовую основу приватизации, ее генезис и причины изменений.




















            Нормативно-правовая основа приватизации
      государственного и муниципального имущества.                                                                                                                                                                                                     


1. Начало приватизации, получившей название спонтанной, характеризуется   крайне   ограниченной   нормативно-правовой основой, которая не давала ответов на элементарные вопросы, возникавшие в ходе приватизации государственной и муниципальной собственности. Сейчас эта основа, напротив, включает многие сотни актов различной юридической силы. Ни один акт, к сожалению, не был вынесен на всенародное обсуждение, хотя речь в них идет о замене собственника имущества, которое веками на­капливалось всеми поколениями россиян.

Надо особо подчеркнуть, что речь идет о приватизации госу­дарственного и муниципального имущества. Именно с последним связаны сама приватизация как социальное явление и наличие соответствующей нормативной правовой системы. Грубым извращением сути рыночной экономики являются попытки приватизировать имущество общественных организаций, осуществление­ ими коммерческой деятельности, что наблюдается, на­пример, со стороны Всеобщей конфедерации профсоюзов.

Сложившаяся нормативно-правовая основа имеет сложную структуру. Заметим сначала, что ни в действующей, ни в прежних конституциях России о приватизации государственной и муниципальной собственности ничего не говорится. Согласно Конституции РФ 1993 г., повторим, признаются и защищаются равным образом все формы собственности.

2. Основным регулятором приватизации является законодательство. Понятием приватизационного законодательства охватываются не только федеральные законы, но также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации,  законы  и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Прежде всего, следует обратить внимание на динамизм приватизационного законодатель­ства, которым отмечена этапность самой приватизации. Термин «приватизация»  впервые упоминается  в Законе от 31 октября 1990 г. «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР».

Первый специальный Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» появился в июне 1991 г. Через год в июне 1992 г. в него были внесены изменения и дополнения.

Заметной вехой в развитии приватизационного законодательства стало принятие Гражданского кодекса РФ. Статья 217 Кодекса подтвердила курс на приватизацию государственного и му­ниципального имущества и решила две актуальные задачи: уточнила понятие приватизации и закрепила так необходимый приватизационной практике критерий, разграничивающий действие гражданского законодательства и законов о приватизации.

Законодательство первых четырех лет не содержало каких-то отличий  в  приватизации  государственной  и  муниципальной собственности. Обе формы собственности приватизировались по одинаковым правилам, централизованно и единообразно. Приватизационные нормы, устанавливаемые государством, имели обязательную силу и для приватизации муниципального имущества, хотя его собственником было не государство, а  иной субъект — муниципальные образования. Этот явный изъян  исправил Федеральный закон от 28 августа  1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.4 ст.29 которого зафиксировал правило: порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

Различные цели ставились и государственными программами приватизации в России. Прежние программы первой как главную ставили цель формирования слоя (широкого слоя) частных собственников.  Основные положения государственной программы впервые на первое место в качестве главной цели поставили повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий. Тем самым они недвусмысленно закрепили отказ от ускоренной массовой приватизации, от «приватизации ради приватизации» и выдвинули новый ориентир — достижение позитивных изменений в народном хозяйстве. В соответствии с Федеральным законом о приватизации 1997 г. она проводилась в целях повышения эффективности экономики, а также в целях ее социальной ориентации, улучшения платежного баланса  Российской Федерации осуществления протекционизма по отношению к российским товаропроизводителям.

Указом Президента РФ от 21 мая 1999 г. № 632 «Об особен­ностях   применения  Основных  положений  государственной программы приватизации  государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом  Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. № 1535» установлено: Основные положения го­сударственной   программы приватизации применяются при проведении приватизации объектов муниципальной собственности, в том числе земельных участков, в случаях, если населением муниципальных образований непосредственно или органами местного самоуправления, действующими в пределах их компетенции, установленной Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации», не определены другие порядок и условия приватизации таких объектов.

3. Во всем мире отмечается огромный вред, причиняемый предпринимательской деятельностью окружающей среде. С 12 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В нем закреплено главное условие: при приватизации и национализации имущества должны обеспечиваться проведение мероприятий по охране окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде. Федеральный закон касается, но сути, всех участников социального общения:  физических и юридических лиц,  Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Он обязывает нас всех прежде всего осуществлять деятельность, направленную на сохранение и восстановление природной среды. Далее, Федеральный закон определил систему принципов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих воздействие природную среду. Наконец, Федеральный  закон установил  строгую  юридическую ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

4. Решающее значение на ближайшие годы для судеб российской   приватизации   будет   иметь   Федеральный   закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Федеральный закон о приватизации 2001 г.), который вступил в действие с 26 апреля 2002 г.  Он без  преувеличения знаменует качественно новый этап в осуществлении этого важнейшего мероприятия. Федеральный закон обобщил лучшие достижения правового регулирования   приватизации   государственного   и   муниципального имущества, вобрал оправдавшие себя на практике правовые нормы из многих сотен актов различной юридической силы, изданных в последние 10 лет, о которых говорилось в начале настоящего параграфа. С определенной долей условности Федеральный закон о приватизации 2001 г. можно отнести к актам кодификационного уровня.

Немалое практическое значение имеет четкое закрепление сферы действия Федерального закона. В нее входят не только отношения, возникающие непосредственно при приватизации государственного и муниципального имущества, но также отношения, связанные с управлением этим имуществом.

Подобно прежнему Федеральному закону о приватизации, Федеральный закон о приватизации 2001 г. не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении: земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы; природных ресурсов; государственного и муниципального жилищного фонда; государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации; государственного и муниципального имущества на основании судебного решения и некоторые другие. Отчуждение  указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

 Федеральный закон о приватизации 2001 г., наконец, структурировал законодательство Российской Федерации о приватизации, выделив в нем три среза: законодательство Российской Федерации; законодательство ее субъектов; регулирование приватизации муниципального имущества.

 Федеральный закон четко разграничил полномочия различных органов государственной власти при проведении приватизации: Президента РФ, Государственной Думы и Правительства РФ.

5. Большой вклад в создание нормативно-правовой основы приватизации внес Президент РФ, реализуя предоставленные ему V Съездом народных депутатов РФ дополнительные полномочия по изданию указов, равных по юридической силе законам. Число приватизационных указов велико, а значение неодинаково, поэтому их изучение и практическая реализация предполагают классификацию.

Указы Президента РФ подразделяются на две группы. В первую входят акты, содержащие общие правила приватизации. Именно такие акты дали первый импульс широкомасштабной приватизации.

В этой группе нормативных указов Президента РФ особо следует выделить те, которыми утверждались типовые акты, регулирующие порядок создания и функционирования возникавших в ходе  приватизации   новых  организационно-правовых форм юридических лиц, не известных прежней нашей экономике.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.