Рефераты. Приватизация государственной и муниципальной собственности

Приватизация государственной и муниципальной собственности

                                   Содержание

 

Введение…………………………………………………………… стр.2


Понятие и правовое содержание приватизации.

Особенности приватизации в России…………………………стр.3-5


Нормативно-правовая основа приватизации

государственного и муниципального имущества……………стр.6-9


Правовое регулирование процесса приватизации…………стр.10-19


Заключение………………………………………………………. стр.20


Список литературы ……………………………………………. стр.21








































                                                                           Введение


На протяжении многих лет экономика России, как и союзная экономика, подчинялась жесткому директивному планированию из центра, что привело к тяжелым последствиям.  Экономика страны носила явно  выраженный дефицитный характер.  С середины 80-х годов начался постепенный демонтаж командно-распредилительной системы, но она, несмотря на различные разработки, не была заменена каким-либо другим целостным экономическим механизмом.  Все это привело к крупным диспропорциям на  макроэкономическом уровне, к усилению инфляции и резкому спаду производства. Страна в целом подошла к состоянию  острого  экономического  и  политического кризиса.  "Переход в 1991 г.  к демократической форме правления, - как отмечается в Меморандуме об экономической политике Российской  Федерации, - создал предпосылки для устранения коренных причин этих негативных явлений".

Правительством России был осуществлен ряда мер по переходу к более открытой экономике,  ориентированной на рынок.  Среди них либерализация цен; реформа предприятий и развитие частного сектора путем широкой приватизации государственных и муниципальных  предприятий; содействие  развитию конкуренции и антимонопольные меры;  развитие финансовой сферы, внешней торговли и инвестиций, а также создание адресной системы социальной  защиты. 

Переход к экономической системе, основанной на рыночных отношениях,  и создание эффективной рыночной экономики предполагал действие в таких основных взаимосвязанных направлениях, как-то: дерегулирование экономики,  снятие административных ограничений с основных  ее направлений; стабилизация финансов и денежной системы, развитие предпринимательства;  структурная перестройка, ее демилитаризация; создание конкурентной рыночной среды; активная социальная политика, защита наиболее уязвимых слоев населения  от  негативных  проявлений  переходных процессов. Средство достижения поставленных целей —  формирование  эффективной  рыночной  экономики, глубокое преобразование социальных институтов, поощряющее инициативу и предприимчивость.

Важным условием формирования эффективной рыночной экономики является самостоятельность и независимость товаропроизводителей. Предприятие (объединение),  предприниматель,  производящее тот или иной товар, должны обладать полной самостоятельностью в части его реализации и использования  полученной прибыли после внесения налогов и других платежей в бюджет, а также нести экономическую ответственность за свои операции. Такое положение обеспечивается лишь при многообразии форм собственности и их равноправии.  Предприятия,  базирующиеся  на  различных формах собственности,  наилучшим образом обеспечивают конкуренцию производителей,  что является одним из основных экономических законов рыночной  экономики. 

Многолетняя практика хозяйствования показала,  что экономика, базирующаяся на государственной собственности, не эффективна ни экономически,  ни социально. Это обусловило необходимость проведения широкомасштабной приватизации, являющейся центральным звеном экономической  реформы.








Понятие и правовое содержание приватизации.

      Особенности приватизации в России.

1. Обстоятельное изучение приватизации государственного муниципального имущества, ее значения в развитии предпринимательства невозможно в отрыве от уяснения приватизации в целом — совершенно нового для России явления. Приватизация как теоретическая и практическая проблема связана с наличием в обществе особой политической организации — государства, с устранением негативных последствий его функционирования. Одной из давно выработанных человечеством форм контроля за государством со стороны общества служит избирательное право. Внутренний самоконтроль государства выражается в разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную. В этом же ряду находится и приватизация — средство ослабления и преодоления засилья государства в обществе, выражающегося в излишнем огосударствлении общественных отношений.

Суть огосударствления состоит в следующем. Свое социальное назначение в обществе и его политической системе государство реализует посредством функций — основных направлений стельности в каждой из сфер общества. Соответственно госу­дарство выполняет  экономическую,  социальную,  политичес­кую и духовную функции, которые распределяются в виде пол­номочий государственных органов и должностных лиц, составляющих их компетенцию. Полномочия закрепляются в законах и иных нормативных правовых актах таким образом, что государственные структуры наделяются обязанностями и правами которым корреспондируют права и обязанности участников общественных отношений, подпадающих под компетенцию дарственных органов и должностных лиц. Так выстраиваются прямые и обратные связи между ними: государственные  структуры должны обеспечивать права тех, на кого распространи их управляющее воздействие, а последние, в свою очередь, - беспрекословно исполнять обязанности, соответствующие пра- вам государственных структур.  Огосударствление и состоит в двусторонних связях государства и всех других участников общественных отношений через посредство нормативных правовых актов, а более конкретно огосударствленными являются общественные отношения, одной из сторон которых выступает государство в лице его органов, должностных лиц и иных представителей. Закрепленная в нормативных правовых актах компетенция государственных структур определяет пределы вмешательства непосредственно самого государства в жизнедеятельность общества.

2. Огосударствление общественных отношений состоит только в их предельно полном нормативно-правовом регулировании, но и в наличии в них жесткой административной вертикали,   выражающейся   во   властных  полномочиях  у  стороны представляющей государство.  И для любого государства, тем более современной России, только что начавшей путь суверенного существования, вопросы огосударствления, его возможности и необходимости, недопущения излишеств, равно как и «недобора» в этом деле, никогда не утрачивают актуальности.

Огосударствление вызывается различными причинами, прежде всего объективными, обусловленными социальным назначением государства. Такова, например, норма ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, гласящая: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. А бывают причины субъективные, вытекающие из политического режима, «кадрового» состава властных структур. Те и другие причины в ходе исторического развития претерпевают изменения — появляются новые, требующие огосударствления тех или иных социальных связей, исчезают прежние и, как следствие, возникает надобность в разгосударствлении каких-то общественных отношений.

Разгосударствление означает устранение государства от ведения определенных дел и передачу их негосударственным организациям. Приватизация, будучи одним из основных видов разгосударствления, представляет собой процесс, направленный на удовлетворение  потребностей  и  интересов участников  обществе отношений во все большей мере частными институтами общества путем передачи им функций, ранее выполнявшихся государством, его органами и должностными лицами.

3. Подытоживая изложенное, можно сделать выводы:

а)         со времени возникновения государства сложились две противоречивые объективные закономерности развития общества и самого государства — огосударствление и разгосударствление общественных отношений, включая приватизацию. Проявляться их действие может лишь через посредство права в форме  закона и соответствующих ему нормативных правовых актов;

б) прибегать к приватизации надо там и тогда, где и когда
государство неэффективно выполняет свои функции. Прежде чем
 приступать к приватизации, надо осуществить тщательный расчет — прогноз ее последствий;

в) приватизация должна сопровождаться повышением материального уровня жизни людей, созданием более благоприятных условий для удовлетворения их нужд;

г) приватизация должна вести к укреплению России как демократического федеративного правового социального и светского государства.

 4. Отдельные государства живут и развиваются в оригинальных условиях, не повторяя судьбу других государств. И каждому из них присущи свои особенности приватизации. Яркие отличительные черты имеет и российская приватизация, которой посвящена обширная литература. Именно они объясняют те трудности, с которыми столкнулась приватизация в нашей стране, не во всем удовлетворительные ее результаты.

5. Самой радикальной приватизации подверглась экономическая сфера, бывшая почти полностью огосударствленной. Здесь во весь рост встала проблема выбора пределов приватизации, которая, к сожалению, своевременно не ставилась и не решалась. Между тем огосударствление имущественных отношений само по себе весьма противоречиво. С одной стороны, сосредоточение собственности в руках государства делает его независимым от общества. Это создает объективные экономические предпосылки для формирования государства с недемократическим режимом, сосредоточивающим в своих руках тотальный контроль над производством, распределением и обменом товаров. С другой стороны, государство, не имеющее собственности и не наладившее плодотворного сотрудничества, в том числе в налоговых отношениях, с субъектами частной и иных негосударственных форм собственности, лишенное действенных правовых средств влияния на них включая контроль за их деятельностью, становится слабым и не эффективным. С таким государством перестают считаться, принимать его всерьез как внутри страны, так и за рубежом.

Самым важным последствием приватизации государственной
собственности явилось качественное изменение состава участников
рыночных отношений. Ведущее место среди них занял частный предприниматель. Конечно, в качестве предпринимателя вправе выступать каждый субъект гражданского права, а само предпринимательство осуществляться с использованием любой формы собственности. Но российский и мировой опыт свидетельствуют, что отсутствие частного сектора делает экономику неполноценной,   лишает   необходимого  динамизма,   в   целом обедняет ее. Вхождение же в рынок непосредственно самих собственников — частных предпринимателей наделяет народное хозяйство новыми, необходимыми ему свойствами. Деятельности предпринимателя — частного собственника, в отличие от других участников рынка, свойственна более полная мотивация и содержательная наполняемость, самостоятельность и инициатива, что в конечном счете повышает эффективность находящегося у них имущества, а значит, и всего народного хозяйства. Поэтому приватизацию не без основания можно расценивать как необходимое условие становления и развития предпринимательского способа хозяйствования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.