Рефераты. Правовой режим земель сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозя...

Важное значение имеет борьба с водной и ветровой эрозией почв.
По этому вопросу принималось немало специальных нормативных
актов, среди которых следует особо выделить Федеральную целевую
программу стабилизации и развития агропромышленного производства
в Российской Федерации на 1996—2000 гг. Она предусматривает пере-
ход на системы земледелия нового поколения (ландшафтные и другие),
технологии возделывания сельскохозяйственных культур, обеспечиваю-
щие предотвращение деградации и эрозии почв, экологическую сбалан-
сированность и безопасность применения минеральных удобрений и хи-
мических средств защиты растений.

В случае невозможности в ближайшее время восстановить плодоро-
дие почв деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, за-
грязненных химическими и радиоактивными веществами свыше допус-
тимой концентрации, а также карантинными вредителями и болезнями
растений предусматривается консервация земель (т.е. прекращение на
них всякой хозяйственной деятельности). Огромный ущерб земле нано-
сится вследствие загрязнения почв различными химическими, бактери-
альными, паразитарно-бактериальными и радиоактивными веществами.
Вред земле могут причинить обычные минеральные удобрения в случае
нарушения технологии их применения. Особую опасность представляют
химические средства борьбы с сорняками, вредителями и болезням
сельхозкультур и т.д. Согласно ст. 102 Земельного кодекса .1991 г., в >№
тересах охраны здоровья человека, окружающей среды и для оценки с
стояния почв устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, паразитарно-бактери-
льных и радиоактивных веществ в почве. Перечень этих вредных ве-
йств весьма широк.

Минеральные удобрения, средства борьбы с сорняками, вредителя-
„ц и болезнями сельскохозяйственных культур, регуляторы роста рас-
тений должны применяться с соблюдением научно обоснованной техно-
логии с целью обеспечения правильного положительного эффекта, с уче-
,ди возможных отрицательных последствий. Перечень химических и
биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений, со-
рняками, регуляторами роста растений, разрешенных для применения в
сельском хозяйстве, устанавливается Министерством сельского хозяй-
ства и продовольствия, Министерством здравоохранения, Министерст-
вом природных ресурсов Российской Федерации. Этот перечень посто-
янно пересматривается и либо уменьшается за счет запрета ряда ве-
ществ, либо увеличивается за счет разрешения новых. Для указанных
веществ устанавливаются соответствующие нормы и правила их приме-
нения: порядок транспортировки, хранения, сроки внесения и дозировка
и т.д. При соблюдении необходимых условий указанные вещества если
и приносят вред земле и окружающей природной среде в целом, то он не
превышает соответствующего уровня, т.е. является минимальным. До-
пущенные к применению вещества проходят испытания и подлежат ре-
гистрации. Перечисленные процедуры должны обеспечить экологичес-
кую безопасность при применении агрохимикатов,

В списки веществ, запрещенных к применению, входят те из них,
которые вызывают крайне отрицательные последствия. В качестве при-
мера можно привести препарат ДДТ, который практически не подверга-
ется распаду и представляет огромную опасность для всех живых орга-
низмов, поскольку он почти не выводится из них и имеет свойство на-
капливаться. За использование запрещенных веществ предусмотрена от-
ветственность. Применение бактериальных и паразитарно-бактериаль-
ных веществ регулируется прежде всего Министерством здравоохране-
ния Российской Федерации, поскольку эти вещества затрагивают не
только сугубо природоохранный аспект, но и здоровье населения. К
числу исключительно вредных относятся радиоактивные вещества как
особо опасные для загрязнения окружающей природной среды.


7. Возмещение вреда при загрязнении окружающей среды и нерационального использования природных ресурсов: порядок и условия.


Вопросы охраны окружающей природной среды регулируются спе-
циальными законами РСФСР от 19 декабря 1991 г. “Об охране окружаю-
щей природной среды” с последующими изменениями и дополнениями,
 и земельным законодательством.

 Так, в ст. 103 ЗК РСФСР 1991 г. сформулированы экологические и са-
харно-гигиенические требования к размещению, проектированию и вводу в эксплуатацию объектов, строении и сооружении, влияющих
состояние земель. В ней, по существу, определяется, в каких случаев
должны применяться экологические и санитарно-гигиенические требо-
вания, каково их содержание. При размещении, проектировании, стро-
ительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объекта”
строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отриця
тельно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться
осуществляться мероприятия по охране земель. Оценка влияния на ее
стояние земель и эффективность защитных мероприятий производится
по результатам государственной санитарно-гигиенической и экологичес
кой экспертиз, без положительного заключения которых запрещается
внедрение новых техники и технологий, осуществление мероприятии по
мелиорации земель, строительству (реконструкции) предприятий и дру.
гих объектов. Среди таких объектов, непосредственно связанных с сель-
скохозяйственным производством, следует назвать сельскохозяйствен-
ные и перерабатывающие предприятия, животноводческие комплексы и
даже жилые дома в населенных пунктах. Отрицательное влияние на со-
стояние земель и других природных ресурсов соответствующих объек-
тов должно быть предотвращено своевременно. Поэтому предусматри-
вается предпроектная и последующая оценки возможного отрицательно-
го влияния соответствующих объектов на окружающую природную
среду с тем, чтобы заблаговременно определить меры по недопущению
вредного воздействия. Указанные меры сводятся прежде всего к оснаще-
нию строящихся и действующих объектов современным обезвреживаю-
щим, улавливающим, очистным оборудованием, прогнозированию воз-
можных вредных последствий и их предупреждению.

Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. “Об охране окружающей при-
родной среды” содержит обширные экологические требования, соблю-
дение которых обязательно при осуществлении сельскохозяйственного
производства. Так, согласно ст. 46 Закона, предприятия, объединения,
организации и граждане, ведущие сельское хозяйство, обязаны выпол-
нять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов и иной растительнос-
ти, животного мира от вредного воздействия стихийных сил природы, по-
бочных последствий применения сложной сельскохозяйственной техни-
ки, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухуд-
шающих состояние окружающей природной среды, причиняющих вред
здоровью человека.

На животноводческие фермы и комплексы, предприятия, перераба-
тывающие сельскохозяйственную продукцию, возлагается обязанность
создавать необходимые санитарно-защитные зоны и очистительные со-
оружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных
вод, поверхностей водосборов, водоемов и атмосферного воздуха.

Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. предусматривает различные
виды ответственности за экологические правонарушения. В частности,
в ст. 84 Закона предусмотрена административная ответственность:

за невыполнение обязанностей по проведению государственной эко-
логической экспертизы и требований, содержащихся в ее заключениях,
за предоставление заведомо необоснованных экспертных заключений;

нарушение экологических требований при проектировании, разме-
щении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и правил
эксплуатации предприятий, сооружений, технологических линий;

загрязнение окружающей природной среды и причинение вследст-
вие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру
и т.п.

За экологические правонарушения предусмотрен штраф, размер ко-
торого определяется в кратном исчислении к минимальному размеру за-
работной платы. Штрафы налагаются специально уполномоченными на
то государственными органами в области охраны окружающей природ-
ной среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

Привлечение к административной, а в предусмотренных Уголовным
кодексом Российской Федерации случаях и к уголовной ответственнос-
ти не освобождает от обязанности полного возмещения вреда, причинен-
ного экологическими правонарушениями (ст. 86—87 Закона).

Действующее законодательство предусматривает не только меры от-
ветственности за нарушение требований по охране земель и в целом ок-
ружающей природной среды, но и меры поощрения, экономического сти-
мулирования охраны земель и других природных ресурсов. Согласно
ст. 103 ЗК РСФСР 1991 г., экономическое стимулирование рациональ-
чого использования и охраны земель направлено на повышение заинте-
ресованности собствеников земли и землепользователей в сохранении и
производстве плодородия почв, на защиту земель от негативных пос-
ябдствий производственной деятельности. В ст. 106 Кодекса установле-
чывиды экономического стимулирования рационального использования
и  охраны земель: выделение средств республиканского или местного
бюджета для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, ис-
пользующих эти земли. Необходимость восстановления земель чаще
всего возникает в тех случаях, когда земли сельскохозяйственного на-
значения возвращаются после использования их для нужд горных разработок, изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почв
ного покрова.

И хотя рекультивация нарушенных земель возлагаете на предприятия и организации, которые возвращают земли после их ис
пользования, все же они редко возвращаются в состоянии, пригодное для использования в сельскохозяйственном производстве. Отсюда воз-
никает необходимость выделения бюджетных средств на восстановл3
ние нарушенных земель.

Земельный кодекс предусматривает далее освобождение от платы
земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освое3
ния, в период, предусмотренный проектом производства работ. Это от.
носится к случаям освоения новых земель или мелиорирования уже ис-
пользуемых. Такая льгота объясняется тем, что соответствующие земли
в период освоения являются бездоходными, а само освоение относится
к числу мероприятий, направленных на рационализацию использования
и охрану.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.