Важное значение имеет борьба с водной и ветровой эрозией почв. По этому вопросу принималось немало специальных нормативных актов, среди которых следует особо выделить Федеральную целевую программу стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996—2000 гг. Она предусматривает пере- ход на системы земледелия нового поколения (ландшафтные и другие), технологии возделывания сельскохозяйственных культур, обеспечиваю- щие предотвращение деградации и эрозии почв, экологическую сбалан- сированность и безопасность применения минеральных удобрений и хи- мических средств защиты растений.
В случае невозможности в ближайшее время восстановить плодоро- дие почв деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, за- грязненных химическими и радиоактивными веществами свыше допус- тимой концентрации, а также карантинными вредителями и болезнями растений предусматривается консервация земель (т.е. прекращение на них всякой хозяйственной деятельности). Огромный ущерб земле нано- сится вследствие загрязнения почв различными химическими, бактери- альными, паразитарно-бактериальными и радиоактивными веществами. Вред земле могут причинить обычные минеральные удобрения в случае нарушения технологии их применения. Особую опасность представляют химические средства борьбы с сорняками, вредителями и болезням сельхозкультур и т.д. Согласно ст. 102 Земельного кодекса .1991 г., в >№ тересах охраны здоровья человека, окружающей среды и для оценки с стояния почв устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, паразитарно-бактери- льных и радиоактивных веществ в почве. Перечень этих вредных ве- йств весьма широк.
Минеральные удобрения, средства борьбы с сорняками, вредителя- „ц и болезнями сельскохозяйственных культур, регуляторы роста рас- тений должны применяться с соблюдением научно обоснованной техно- логии с целью обеспечения правильного положительного эффекта, с уче- ,ди возможных отрицательных последствий. Перечень химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений, со- рняками, регуляторами роста растений, разрешенных для применения в сельском хозяйстве, устанавливается Министерством сельского хозяй- ства и продовольствия, Министерством здравоохранения, Министерст- вом природных ресурсов Российской Федерации. Этот перечень посто- янно пересматривается и либо уменьшается за счет запрета ряда ве- ществ, либо увеличивается за счет разрешения новых. Для указанных веществ устанавливаются соответствующие нормы и правила их приме- нения: порядок транспортировки, хранения, сроки внесения и дозировка и т.д. При соблюдении необходимых условий указанные вещества если и приносят вред земле и окружающей природной среде в целом, то он не превышает соответствующего уровня, т.е. является минимальным. До- пущенные к применению вещества проходят испытания и подлежат ре- гистрации. Перечисленные процедуры должны обеспечить экологичес- кую безопасность при применении агрохимикатов,
В списки веществ, запрещенных к применению, входят те из них, которые вызывают крайне отрицательные последствия. В качестве при- мера можно привести препарат ДДТ, который практически не подверга- ется распаду и представляет огромную опасность для всех живых орга- низмов, поскольку он почти не выводится из них и имеет свойство на- капливаться. За использование запрещенных веществ предусмотрена от- ветственность. Применение бактериальных и паразитарно-бактериаль- ных веществ регулируется прежде всего Министерством здравоохране- ния Российской Федерации, поскольку эти вещества затрагивают не только сугубо природоохранный аспект, но и здоровье населения. К числу исключительно вредных относятся радиоактивные вещества как особо опасные для загрязнения окружающей природной среды.
Вопросы охраны окружающей природной среды регулируются спе- циальными законами РСФСР от 19 декабря 1991 г. “Об охране окружаю- щей природной среды” с последующими изменениями и дополнениями, и земельным законодательством.
Так, в ст. 103 ЗК РСФСР 1991 г. сформулированы экологические и са- харно-гигиенические требования к размещению, проектированию и вводу в эксплуатацию объектов, строении и сооружении, влияющих состояние земель. В ней, по существу, определяется, в каких случаев должны применяться экологические и санитарно-гигиенические требо- вания, каково их содержание. При размещении, проектировании, стро- ительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объекта” строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отриця тельно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться осуществляться мероприятия по охране земель. Оценка влияния на ее стояние земель и эффективность защитных мероприятий производится по результатам государственной санитарно-гигиенической и экологичес кой экспертиз, без положительного заключения которых запрещается внедрение новых техники и технологий, осуществление мероприятии по мелиорации земель, строительству (реконструкции) предприятий и дру. гих объектов. Среди таких объектов, непосредственно связанных с сель- скохозяйственным производством, следует назвать сельскохозяйствен- ные и перерабатывающие предприятия, животноводческие комплексы и даже жилые дома в населенных пунктах. Отрицательное влияние на со- стояние земель и других природных ресурсов соответствующих объек- тов должно быть предотвращено своевременно. Поэтому предусматри- вается предпроектная и последующая оценки возможного отрицательно- го влияния соответствующих объектов на окружающую природную среду с тем, чтобы заблаговременно определить меры по недопущению вредного воздействия. Указанные меры сводятся прежде всего к оснаще- нию строящихся и действующих объектов современным обезвреживаю- щим, улавливающим, очистным оборудованием, прогнозированию воз- можных вредных последствий и их предупреждению.
Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. “Об охране окружающей при- родной среды” содержит обширные экологические требования, соблю- дение которых обязательно при осуществлении сельскохозяйственного производства. Так, согласно ст. 46 Закона, предприятия, объединения, организации и граждане, ведущие сельское хозяйство, обязаны выпол- нять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов и иной растительнос- ти, животного мира от вредного воздействия стихийных сил природы, по- бочных последствий применения сложной сельскохозяйственной техни- ки, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухуд- шающих состояние окружающей природной среды, причиняющих вред здоровью человека.
На животноводческие фермы и комплексы, предприятия, перераба- тывающие сельскохозяйственную продукцию, возлагается обязанность создавать необходимые санитарно-защитные зоны и очистительные со- оружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, поверхностей водосборов, водоемов и атмосферного воздуха.
Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. предусматривает различные виды ответственности за экологические правонарушения. В частности, в ст. 84 Закона предусмотрена административная ответственность:
за невыполнение обязанностей по проведению государственной эко- логической экспертизы и требований, содержащихся в ее заключениях, за предоставление заведомо необоснованных экспертных заключений;
нарушение экологических требований при проектировании, разме- щении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и правил эксплуатации предприятий, сооружений, технологических линий;
загрязнение окружающей природной среды и причинение вследст- вие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру и т.п.
За экологические правонарушения предусмотрен штраф, размер ко- торого определяется в кратном исчислении к минимальному размеру за- работной платы. Штрафы налагаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природ- ной среды и санитарно-эпидемиологического надзора.
Привлечение к административной, а в предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации случаях и к уголовной ответственнос- ти не освобождает от обязанности полного возмещения вреда, причинен- ного экологическими правонарушениями (ст. 86—87 Закона).
Действующее законодательство предусматривает не только меры от- ветственности за нарушение требований по охране земель и в целом ок- ружающей природной среды, но и меры поощрения, экономического сти- мулирования охраны земель и других природных ресурсов. Согласно ст. 103 ЗК РСФСР 1991 г., экономическое стимулирование рациональ- чого использования и охраны земель направлено на повышение заинте- ресованности собствеников земли и землепользователей в сохранении и производстве плодородия почв, на защиту земель от негативных пос- ябдствий производственной деятельности. В ст. 106 Кодекса установле- чывиды экономического стимулирования рационального использования и охраны земель: выделение средств республиканского или местного бюджета для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, ис- пользующих эти земли. Необходимость восстановления земель чаще всего возникает в тех случаях, когда земли сельскохозяйственного на- значения возвращаются после использования их для нужд горных разработок, изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почв ного покрова.
И хотя рекультивация нарушенных земель возлагаете на предприятия и организации, которые возвращают земли после их ис пользования, все же они редко возвращаются в состоянии, пригодное для использования в сельскохозяйственном производстве. Отсюда воз- никает необходимость выделения бюджетных средств на восстановл3 ние нарушенных земель.
Земельный кодекс предусматривает далее освобождение от платы земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освое3 ния, в период, предусмотренный проектом производства работ. Это от. носится к случаям освоения новых земель или мелиорирования уже ис- пользуемых. Такая льгота объясняется тем, что соответствующие земли в период освоения являются бездоходными, а само освоение относится к числу мероприятий, направленных на рационализацию использования и охрану.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5