Вариант 3
Правовой режим земель сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств
План:
1. Общая характеристика земель сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств...................... 2
2. Основания возникновения прав на землю сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. 5
3. Формы и виды собственности на землю у крестьян (фермеров), кооперативов, хозяйственных обществ. Их законодательное закрепление. 6
4. Аренда земельных участков сельскохозяйственными коммерческими организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.... 9
5. Использование земли: права и обязанности пользователей. 11
6. Охрана окружающей природной среды в связи с использованием земли........................................................................................................................ 13
7. Возмещение вреда при загрязнении окружающей среды и нерационального использования природных ресурсов: порядок и условия. 15
Задача................................................................................................. 18
Литература и нормативные акты........................................... 21
Сельскохозяйственные организации используют в настоящее время основную часть земель сельскохозяйственного назначения, к которым относятся земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.
Земля в сельскохозяйственном производстве является незамени- мым фактором в силу ряда особенностей, среди которых можно назвать следующие: ограниченность (неизмененность количества); неперемеща- емость; невоссоздаваемость; неуничножаемость; практически неисчер- паемость производительной силы.
Земли сельскохозяйственного назначения не случайно ставятся на первое место среди выделяемых в законодательстве семи категории зе- мель земельного фонда страны. Основное их назначение — производст- во сельскохозяйственной продукции. Иначе говоря, здесь земля высту- пает не только в качестве базиса для производственной деятельности, но и производительной силы, главного средства производства. Поэтому при характеристике данных земель выделяется такое важнейшее их свойство, как плодородие. При отсутствии плодородия невозможно про- изводство сельскохозяйственной продукции.
В отличие от ранее действовавшего законодательства, которое четко выделяло две основные формы сельскохозяйственного производства — колхозы и совхозы, и довольно подробно определяло правовой режим зе- мель сельскохозяйственного назначения, действующее законодательст- во и практика свидетельствуют о наличии многих неопределенностей в этой сфере.
Отсутствует прочная нормативная база, определяющая правовой режим земель сельскохозяйственных предприятий. Так, Указом Прези- дента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2287 “О приведе- нии земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации” отменены многие статьи Зе- мельного кодекса 1991 г., в том числе и те, которые затрагивают право- вой режим земель сельскохозяйственного назначения, а взамен не при- няты соответствующие акты. В Федеральном Собрании Российской Федерации обсуждались два конкурирующих проекта федерального закона о земле (один из них внесен Правительством, а другой — фракцией Выбор России”).
На их базе разработан объединенный проект Земельного кодекса РФ, последний вариант которого принят в мае 1996 г. Государст- енной Думой в третьем чтении. Президент РФ наложил на Кодекс вето.
При рассмотрении конкретных вопросов мы будем ссылаться не только на действующие нормативные акты, в том числе на неотмененные статьи Земельного кодекса 1991 г., но и на имеющийся проект.
Традиционно интересы сельского хозяйства в области землепользо- вания обставлялись особыми гарантиями. И ныне действующее законо- дательство, и указанный законопроект устанавливают приоритет сель- скохозяйственного землепользования, строго ограничивают возмож- ность изменения целевого назначения этих земель, в том числе изъятие их из сельскохозяйственного оборота. Земли, пригодные для сельскохо- зяйственного использования, должны предоставляться прежде всего для сельскохозяйственных целей. Иначе говоря, при наличии нескольких претендентов на определенный участок предпочтение должно быть от- дано тому, кто будет использовать участок для сельскохозяйственных целей. Правда, при предоставлении участка для сельскохозяйственных целей закон не предусматривает каких-либо преимуществ для тех или иных форм ведения хозяйства. Закон исходит из необходимости обеспе- чения свободы выбора форм использования земли. Поэтому при реше- нии вопроса о том, кому конкретно должен быть предоставлен участок для сельскохозяйственных делей, по смыслу закона необходимо учиты- вать не форму ведения хозяйства, а то обстоятельство, насколько умело и рачительно будет использовать участок соответствующий претендент.
Приоритет сельскохозяйственного землепользования выражается и в тех требованиях, которые должны учитываться при изъятии земель для несельскохозяйственных нужд. Ранее действовавшее земельное законо- дательство особо жесткий режим охраны земель при их изъятии уста- навливало в отношении пашни, орошаемых и осушенных земель. Дейст- вующее законодательство (ст. 24 ЗК РСФСР) применительно к изъятию земель для государственных и муниципальных (несельскохозяйствен- ных) нужд выделяет наиболее продуктивные земли двух видов по другим признакам:
1) сельскохозяйственные угодья с кадастровой оценкой выше сред- него районного уровня;
2) особо ценные для данного района продуктивные угодья (в том числе опытные поля).
Изъятие сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня с целью их предоставления для несельскохозяй- ственных нужд допускается лишь в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторожде- ний ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов , линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объек. тов.
Изъятие особо ценных для данного региона продуктивных земель в том числе опытных полей (участков) научно-исследовательских учреж-. дений и учебных заведений, а также других особо охраняемых террито. рий, не допускается. Перечень участков таких земель устанавливается органами власти субъектов Российской Федерации.
В случае изъятия земель сельскохозяйственного назначения для не- сельскохозяйственных нужд, кроме убытков, причиненных таким изъ- ятием, возмещаются потери сельскохозяйственного производства.
Последние возмещаются также при ограничении использования зе- мель сельскохозяйственного назначения, вызванного деятельностью каких-либо предприятий и организаций.
Земельное законодательство содержит подробный перечень субъек- тов сельскохозяйственного землепользования. Земли сельскохозяйст- венного назначения предоставляются гражданам и организациям. В частности, гражданам земли предоставляются для ведения крестьянско- го (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводст- ва, животноводства и иных целей, связанных с ведением сельскохозяй- ственного производства.
Подавляющая часть земель сельскохозяйственного назначения ис- пользуется предприятиями — колхозами и совхозами, которые упоми- наются и в проекте Земельного кодекса, иными государственными, ко- оперативными, общественными предприятиями, акционерными общест- вами, совместными сельскохозяйственными предприятиями, научно-ис- следовательскими учреждениями и учебными заведениями. В качестве субъектов права сельскохозяйственного землепользования могут высту- пать также несельскохозяйственные предприятия, религиозные органи- зации, использующие земли для ведения подсобного сельского хозяйст- ва. В настоящее время формы сельскохозяйственных организации при- водятся в соответствие с новым Гражданским кодексом Российской Фе- дерации и Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. “О сельскохозяй- ственной кооперации”, т.е. они преобразуются в хозяйственные обще- ства (акционерные, общества с ограниченной ответственностью), това- рищества, кооперативы.
Действующее законодательство предусматривает несколько видов прав, на которых может базироваться использование земли сельскохо- зяйственными предприятиями: собственность, бессрочное (постоянное) пользование, временное пользование, аренда.
Конституция Российской Федерации (ст. 9, 36) затрагивает только проблему собственности на землю, устанавливая, что “земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муни- ципальной и иных формах собственности”. Оставляя в стороне спорный вопрос о понятии “форма собственности”, введенном еще Конституцией СССР 1936 г., мы будем говорить не о разнообразии форм, а о множестве субъектов права собственности. До недавнего времени единственным субъектом права собственности на землю было государство. Сейчас вы- деляется и частная собственность на землю, к которой относится не только собственность отдельных граждан, но и юридических лиц. Иначе говоря, всякая земельная собственность, не являющаяся государствен- ной или муниципальной, относится к частной собственности, независи- мо от того, кто является ее субъектом (граждане или юридические лица).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5