Рефераты. Правовое положение иностранных инвестиций в России

     В то же время, в Законе прослеживается соблюдение и защита государственных интересов, что явствует, например, из того, что «право землепользования иностранным юридическим и физическим лицам, международным организациям с участием российских и иностранных физических и юридических лиц на территории СЭЗ предоставляется исключительно на основании договоров аренды (без права выкупа)» ст.5 Закона.

     Во-вторых, возвращаясь к теме несовершенства существующего законодательства, хотелось бы отметить, что гораздо рациональнее было бы использовать общий Закон «О свободных экономических зонах», учитывая особенности каждой отдельной создаваемой СЭЗ в соглашении, заключаемом между Правительством РФ и Администрацией региона, что позволило бы избежать однообразного декларирования одних и тех же гарантий и постоянных ссылок на регулирование в соответствии с законодательством РФ.

     На настоящий момент на территории РФ создано и действуют более 10 свободных экономических зон (см. Приложение №2). Причины их возникновения различны, однако едина цель - возрождение экономики этих регионов с помощью иностранных и отечественных капиталовложений. Не думаю, что сейчас стоит надеяться на обширные отечественные инвестиции, к сожалению, российские предприниматели предпочитают вывозить деньги из страны, но привлечение иностранных инвесторов в СЭЗ - реальность.

      Сегодня Совет Европы даёт нашей стране за содержание законодательства - «4», а за его исполнение - «1» по пятибалльной шкале. Совершенствование законодательной базы (и, не в последнюю очередь, принятие Закона «О свободных экономических зонах в РФ») и неукоснительное соблюдение и исполнение законов - единственная возможность привлечения больших объёмов иностранных, и, возможно, отечественных инвестиций.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


     Итак, рассмотрев в данной работе определённый круг проблем,  связанных с ситуацией в сфере  правового  регулирования иностранных инвестиций в России, можно попытаться сделать некоторые выводы.

     Налицо очевидная  потребность  в  ускорении и завершении работы законодательных органов по подготовке новой  законодательной базы, регулирующей процесс инвестирования в экономику России. Хочется отметить некоторые важные положения в проекте закона  "О  внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РФ",  которые направлены на улучшение инвестиционного климата для зарубежных инвесторов. Помимо закрепления национального режима для осуществления капиталовложений за изъятиями, которые могут быть введены только федеральными законами;  вводится пятилетняя отсрочка для применения  положений  новых  законодательных и правовых нормативных актов,  ухудшающих условия деятельности предприятий с  иностранными инвестициями, которые действуют в отраслях материального производства (со вкладом зарубежного партнера  не  менее 100 тыс.  долл. США и не менее 30% уставного капитала). Определяется  конкретный  федеральный орган исполнительной власти по координации государственной деятельности по привлечению, защите  и  эффективному использованию иностранных инвестиций, являющийся,  по сути,  единым органом в сфере  международного инвестиционного  сотрудничества.  Вводится применение поощрительной таможенной пошлины (50% от действующей ставки ввозной пошлины и на срок до 5 лет) при ввозе товаров предприятиями с иностранными инвестициями в случае осуществления ими инвестиционного проекта с капитальными затратами, эквивалентными 100 млн.  долл.  США и выше.  Проект  Закона  содержит  и  другие перспективные положения, но это всего лишь проект, тем более, что в процессе принятия закона возникает необходимость  компромиссов, поиск которых неизбежно отражается на формулировках закона.

     Как объект  инвестиций российская экономика потенциально обладает рядом привлекательных особенностей  для  иностранных компаний и предпринимателей. Среди них - ёмкий рынок, богатые запасы природных ресурсов,  относительно квалифицированная и дешёвая рабочая сила,  огромный багаж научно-технических знаний и наличие неиспользуемых производственных мощностей (например, бывший ВПК).

     Однако, в то же время, нестабильная экономическая ситуация, своеобразная нервозность на политической арене; несмотря на все усилия правительства, всё же прогрессирующая инфляция, не отлаженный  внутренний механизм управления экономикой,  относительная неразвитость инфраструктуры связи, бытовых услуг и т.д. негативно отражаются на инвестиционном имидже России.

     По оценкам западных специалистов инвестиционный климат в России рассматривается сегодня как неблагоприятный и предстоит сделать очень многое,  чтобы эти оценки поменялись на противоположные. Ведь для нашей страны, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и стремиться создать открытую экономическую систему,  участие в процессах движения капитала и как импортёра, и как экспортёра является вопросом стратегически  важным.  Сегодня  же участие России в этих процессах с трудом можно назвать активным,  а с точки зрения  привлечения зарубежных  капиталовложений  ей  предстоит  конкурировать со странами, рынки которых оказываются сейчас более привлекательными для инвесторов,  особенно со странами Латинской Америки и азиатского региона.

     В соответствии с основными целями национальной стратегии экономического развития России,  определившимися в  последнее время,  органами  государственной власти на различных уровнях разрабатывается комплексная программа привлечения  иностранных  инвестиций.  Оздоровление  экономики нашей страны прежде всего связывается со значительными вливаниями материальных  и финансовых ресурсов из-за рубежа. Поэтому так актуален и необходим грамотный подход к регламентации, правовому регулированию процесса привлечения иностранных инвестиций.

     Обобщая практические предложения решений проблем в этой области,  наряду с необходимостью совершенствования законодательства об иностранных инвестициях, отметим следующее:

     Те экономические  и правовые условия в которых действуют иностранные инвесторы (национальный режим) должны быть  радикально улучшены, в первую очередь путем кардинального изменения налогообложения, когда собираемость налогов должна достигаться  не за счет непосильного для товаропроизводителя налогового бремени, а за счет ускорения экономического оборота.

     Необходимо создать в России устойчивую систему организаций, способных осуществлять страхование инвестиционных рисков, из:

а) частных  коммерческих страховых компаний - страховщиков иностранных инвесторов;

б) российской  государственной  структуры для  защиты интересов российских предпринимателей за рубежом;

в) международной компании по страхованию иностранных инвестиций в России.)

     Помимо таких масштабных проблем хочется отметить и  более узкие,  функциональные.  При подготовке данной работы определенные сложности возникли с подбором законодательных актов, регламентирующих рассматриваемые правоотношения.  Представляется целесообразной систематизация законодательства  и  более широкое освещение этого вопроса в печати.

     Инвестиции, как иностранные, так и отечественные, представляют собой значительную часть в предпринимательском праве. Однако, изучение этой области предпринимательства конкретно в нашем институте  весьма ограничено. Считаю необходимым устранение этого пробела в программе обучения. Ведь, в сущности, залогом решения  многих  проблем  является  профессиональный подход к ним.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1


     Двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций

     ------------------------------------------------------------------------------


     В число международных двусторонних соглашений,  участницей которых является Россия, входят:

     1)Соглашение о содействии,  осуществлении и взаимной защите капиталовложений с Австрией от 17 мая 1990 года. Ратифицировано 27 мая 1991 года.

     2) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений с Правительством Канады от 20 ноября 1989 года. Вступило в силу 27 июня 1991 года.

     3) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений с Правительством Французской республики от 4 июля  1989 года. Вступило в силу 17 июля 1991 года.

     4) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений  с Китайской Народной Республикой от 21 июля 1991 года. Вступило в силу 26 июля 1991 года.

     5) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений с Королевством Нидерландов  от  5  октября  1989  года. Вступило в силу 20 июля 1991 года.

     6) Соглашение о содействии осуществлению и взаимной  защите  капиталовложений с правительством Финляндской Республики  от   8 февраля 1989 года. Вступило в силу 15 августа 1991 года.

     7) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений со Швейцарским Федеральным Советом от  1 декабря  1990 года. Вступило в силу 26 августа 1991 года.

     8) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений  с Правительством Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии от 6 апреля 1989 года. Вступило в силу 3 июля 1991 года.

     9) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений  с  Правительством  Итальянской Республики от 30 ноября 1989 года. Вступило в силу 8 июля 1991 года.

     10) Соглашение  о поощрении и взаимной защите капиталовложений с Правительством Республики Корея от 14 декабря  1990 года. Вступило в силу 10 июля 1991 года.


ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 

Действующие нормативные акты по свободным экономическим зонам.

----------------------------------------------------------------------------------

1) Постановление Совмина РСФСР от 23.11.90г. № 540 «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в районе г. Находки (СЭЗ Находка) Приморского края» (ред. от 26.02.92г.) вместе с «Положением о свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края».

2) Постановление Совмина РСФСР от 23.05.91г. № 280 «О формировании бюджета в свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края».

3) Постановление Совмина РСФСР от 07.06.91г. № 312 «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в Еврейской Автономной области» (ред. от 13.04.93г.) вместе с «Положением о СЭЗ в Еврейской Автономной области «ЕВА»

4) Постановление Совмина РСФСР от 07.06.91г. № 314 (ред. от 13.04.93г.) «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны Алтайского края (СЭЗ «Алтай») вместе с «Положением о СЭЗ «Алтай»».

5) Постановление Совмина РСФСР от 26.06.91г. № 359 ( ред. от 08.01.98г.) «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны «Сахалин» (СЭЗ «Сахалин») вместе с «Положением о СЭЗ «Сахалин».

6) «Положение о СЭЗ в Кемеровской области (СЭЗ «Кузбасс»)» от 09.07.91г. № 1588-1, утв распоряжением Председателя ВС РСФСР.

7) «Положение о СЭЗ в Новгородской  области (СЭЗ «Садко»)» от 09.07.91г. № 1588-1, утв распоряжением Председателя ВС РСФСР

8) «Положение о СЭЗ в г. Выборга Ленинградской области (СЭЗ «Выборг»)» от 09.07.91г. № 1588-1, утв распоряжением Председателя ВС РСФСР

9) Постановление Совмина РСФСР от 25.09.91г. № 497 «О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон в Калининградской и Читинских областях» (ред. от 13.10.95г.) вместе с «Положением о СЭЗ в Калининградской области (СЭЗ «Янтарь») и «Положением о СЭЗ в Читинской области (СЭЗ «Даурия»).

10) Указ Президента РФ от 04.06.92г. № 548 ( ред. от 16.05.97г.) «О некоторых мерах по развитию СЭЗ на территории РФ»

11) Указ Президента РФ от 22.03.95г. № 300 «О свободной экономической зоне «Кабардино-Балкария».

12) Постановление Правительства РФ от 08.09.94г. № 1033 «О некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны «Находка».

13) Постановление Правительства РФ от 29. 09.97г. № 1259 «О Федеральной целевой программе развития особой экономической зоны в Калининградской области на 1998 - 2005 годы».

14) Письмо Госналогслужбы РФ от 29.06.93г. № НП-4-06\93н, Минфина РФ от 25.06.93г. № 04-06-01 «О налогообложении предприятий, расположенных  в свободных экономических зонах».

15) Письмо Госналогслужбы РФ от 19.07.93г. № ЮУ-6-06\235 «О налогообложении предприятий в свободных экономических зонах».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


      1) отв.ред.   Астапович.   "Иностранные   инвестиции  в  России:  тенденеции и перспективы. Второй аналитический док лад независимых экспертов" Агенство "ИНФОМАРТ" 1995 год.

      2) Богатырёв  А.Д.   "Инвестиционное   право"   Москва.  Российское право 1992 год.

      3) Богуславский М.М.  "Правовое  положение  иностранных  инвестиций  в РФ" Москва.  1993 год.  "Международное частное  право" Москва. " Международные отношения" 1994 год.

      4) Голубович А.Д. "Иностранные инвестиции в России. Законодательное регулирование" Москва. "АРГО" 1993 год.

      5) Доронина Н.Г.  Семилютина Н.Г. "Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и  за  рубежом"  Москва.

 1993 год.  "Многосторонние международные конвенции в области  защиты иностранных инвестиций и российское законодательство"  Государство и право" 1992 год №10.

      6) Доронина Н.Г.  "Иностранные инвестиции и современное международное право. Проблемы регулирования инвестиций в СССР" Москва. "Де-юре". 1991 год.

      7) Мартынов А.С.  "Россия:  стратегия инвестирования  в  кризисный период." Москва. 1994 год.

      8) Моргунова А.И. Шакалов М.И. "Инвестиционное и валютное законодательство.  Теоретический курс" Москва. МЭГУ 1995

 год.

      9) Рубанов А.А.  "Основные проблемы законодательства об  иностранных инвестициях в России и других государствах  бывшего СССР" Москва. 1992 год.

      10) отв.ред.  Светланов. "Правовое регулирование иностранных  инвестиций  в  России" Институт государства и права.  Москва. 1995 год.

      11) отв.ред.  Фоминский Н.П.  "Иностранные инвестиции в  России.  Современное состояние и перспективы".  Москва. 1995  год.

      12) Чжун Ми Кен "Инвестиционная  ситуация  в  России  и  правительственные  мероприятия  по её улучшению" Университет  СпБ. 1996 год.

      13) "Регулирование иностранных инвестиций. Сборник нормативных документов".  Журнал "Рынок ценных  бумаг"  Москва. 1995 год.

      14) "Иностранные  инвестиции.  Совместные  предприятия  и  представительства".  Тематический выпуск.  Москва.  "ТРИАДА" 1994 год.

      15) Журнал "Иностранные инвестиции для  профессионалов" №11-12.1995 год.

      16) Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991г. ( в редакции Указа Президента РФ от 24.12.93г. № 2288, Федеральных законов от 19.06.95г. № 89-ФЗ, от 16.11.97г. № 144-ФЗ).

      17) Федеральный закон РФ «Об особой экономической зоне в Калининградской области» от 22 января 1996г.

      18) Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995г.

      19) Постановления Совета Министров СССР «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ» и «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм из капиталистических и развивающихся стран» от 13.01.87г. №№ 48,49.

      20) Указ Президента СССР «Об иностранных инвестициях в СССР» от 26.10.90г.

      21) Указ Президента РФ «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» от 27.09.93г. № 1466.

      22) Постановление Правительства РФ от 29.09.94г. № 1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций  в экономику РФ».











1  На сегодняшний день Закон  действует со следующими поправками: от 24.12.93г. в редакции Указа Президента; от 19.06.95г. №89-ФЗ; от 16.11.97г. № 144-ФЗ.

1  Собрание Постановлений правительства СССР, 1987г. №8 ст. 35, №9 ст.40.

1  Ведомости Съезда Народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990г. №44.

[1]  Использованы материалы дел, опубликованных в статьях Кабатова В.А. «Из практики Международного Коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ в городе Москве», журналы «Внешняя торговля» 1992г. №9, «Хозяйство и право»  1994г. №3.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.