Рефераты. Правовое положение иностранных инвестиций в России

     Ц е л ь ю  этой работы является раскрытие понятия "иностранные инвестиции" в правовом смысле (т.е. с точки зрения законодательства и положений соответствующих международных  договоров); характеристика  Закона "Об иностранных инвестициях", перспективы развития законодательства об иностранных инвестициях; определение   системы  допуска  иностранного  капитала; проблемы страхования некоммерческих  рисков  и  регламентации государственного управления  в процессе привлечения иностранных инвестиций.

    В соответствии с этим определяется структура данной работы, которая состоит из нижеследующих глав.




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ЗАКОНА "ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РФ".


     Закон Российской Федерации "Об иностранных  инвестициях" является  основным источником права в рассматриваемой области отношений, это следует из названия самого закона, очерченного в нём круга регулируемых отношений, а также из того, что этот акт принят высшим органом законодательной  власти. В то же время, следует отметить, что на практике роль упомянутого акта не столь уж велика. Причиной тому являются недостатки самой концепции регулирования, заложенной в Законе, а также недостатки в формулировке отдельных его положений.

     Из недостатков  действующего в РФ Закона "об иностранных инвестициях" необходимо отметить следующие:

     Во-первых -  чрезвычайную декларативность многих его положений. В частности, раздел "Государственные гарантии защиты иностранных инвесторов" является скорее декларированием общих принципов, нежели собранием норм, чётко определяющих последствия принятия органами государства мер, нарушающих или ущемляющих права иностранных инвесторов.

     Во-вторых - многие положения Закона оказались устаревшими практически в момент его принятия. Так, Закон предписывает регистрацию  предприятий  в  Министерстве Финансов РФ,  или в "ином,  уполномоченном на то государственном органе".  Ст 16. Сама идея правовой нормы,  предписывающей регистрацию "там, или в другом месте" исключает возможность её использования в целях, предусмотренных в законе. Присутствие её может свидетельствовать лишь о том, что в момент принятия Закона законодатель не представлял, или имел неправильное представление о возможных способах регулирования  данной  области  отношений. Эта  формулировка привела в последствии к некоторой неопределённости в процессе практической  регистрации  предприятий с иностранными инвестициями. Разрешить сложившуюся проблему было призвано постановление  Правительства  РФ  "О регистрации предприятий  с  иностранными  инвестициями"  от  28.11.91 г., предписывающее осуществление регистрации предприятий с иностранными инвестициями сначала в местных органах власти,  а затем и в уполномоченном органе. Разумеется, что если бы на момент принятия Закона законодатель чётко представлял себе, каким должно быть регулирование деятельности совместных предприятий,  и как это регулирование должно соотноситься с регламентацией  предпринимательской деятельности на территории России,  то, возможно указанного недостатка можно было бы избежать.

     В-третьих - Закон лишь только касается вопросов, связанных с учреждением  и  деятельностью филиалов и представительств иностранных юридических лиц, приобретением ценных бумаг, заключением концессионных договоров и т.д. В то же время, каждая из перечисленных  форм  организации  предпринимательской деятельности  требует подробной регламентации,  или хотя бы соответствия с ранее принятыми в этой сфере отношений нормативными актами.

     За пределами регулирования Закона  "Об  иностранных инвестициях" остаются некоторые весьма распространённые формы осуществления иностранных инвестиций, такие, как договор целевого долгосрочного займа, вопросы, связанные с функционированием так называемых договорных форм совместных  предприятий (contractual joint ventures), соглашений о разделе продукции (production sharing contracts) и т.д.  Эти правовые формы  не рассматриваются  в Законе, хотя из перечня видов иностранных инвестиций, содержащегося в законе, можно сделать вывод о возможном подчинении их действию рассматриваемого закона.

     Кроме того, очевидно, что закон об иностранных инвестициях может  действовать  только в пакете с другими законами, прежде всего о частной собственности на землю,  о  приватизации, банкротстве,  валютном регулировании,  налогообложении. Вместе они должны формировать единую государственную инвестиционную политику.

     При работе над совершенствованием правового регулирования иностранных инвестиций представляется целесообразным учитывать весь опыт развития законодательства об иностранных инвестициях, начиная с периода, когда законы об иностранных инвестициях впервые появились в развивающихся странах, чтобы избежать ошибок прошлого этапа развития нормативной базы.

     Основываясь на опыте правового регулирования иностранных инвестиций промышленно-развитых стран в современных условиях, следует попытаться решить некоторые концептуальные проблемы в рассматриваемой области. Одной из таких проблем в конспекте развития  отечественного  законодательства об иностранных инвестициях является вопрос о предмете регулирования инвестиционного права.



     Определение категории  "иностранная инвестиция" является ключевым вопросом для законодателя, поскольку таким  образом определяется круг правоотношений, попадающих под регулирование данного закона. Признавая то или иное лицо иностранным инвестором, государство тем самым признаёт его право на льготы и гарантии, провозглашенные в законе.

     Статья 2 Закона РФ под иностранными инвестициями понимает "все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода)."

     Обобщая это определение можно сказать,  что  иностранные инвестиции  являются иностранным капиталом - собственностью в различных видах и формах,  вывезенным из одного государства и вложенным  в  предприятие (или  дело) на территории другого государства.

     Дающийся в законодательных актах и международных договорах перечень видов (форм) иностранных инвестиций обычно является примерным, а не исчерпывающим, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на территории принимающей страны.

     В этот перечень входят: недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, включая право залога; денежные средства; акции, вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах, предприятиях, в том числе и в совместных; право требования по денежным средствам, которые вкладываются для  создания  экономических  ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность; права на осуществление хозяйственной деятельности,  предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов;  права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на  интеллектуальную ( в том числе промышленную ) собственность.  Под  интеллектуальной  собственностью следует понимать авторские права,  права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки или знаки обслуживания,  а также "good will"  (это  понятие  означает  репутацию предприятия,  состав, стоимость его деловых связей). В эту же группу  включаются  права   на   технологию,   информацию   и "ноу-хау".

     Международные соглашения распространяются как на капиталовложения,  так и на доходы, получаемые в результате капиталовложений, в частности, в качестве прибыли или доли прибыли, дивидендов,  процентов,  лицензионных  и иных вознаграждений, платежей за техническую помощь и техническое обслуживание, а также других вознаграждений.

     Точное определение понятия "иностранные инвестиции" имеет важное значение не только в целях внутригосударственного регулирования, но также и для участия России в различных международных конвенциях по иностранным инвестициям.  Это будет способствовать не только совершенствованию национального  законодательства, но и положительно повлияет на процесс интеграции России в действующие  механизмы  международно-правового регулирования иностранных инвестиций.

     Рассматривая вопросы законодательного регулирования иностранных инвестиций, нельзя не отметить, что в настоящий момент стала актуальной необходимость принятия системы допуска иностранного капитала,  которая подтверждается успешной практикой регулирования этой сферы отношений в странах с развитой рыночной экономикой.

     Закон "Об иностранных инвестициях в РФ"  предусматривает осуществление иностранных инвестиций "путём долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РФ ...; создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц; приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий и сооружений, долей участия в предприятиях, паёв, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое в соответствии с действующим на территории РФ законодательством может принадлежать иностранным инвесторам; приобретения прав пользования землёй и другими природными ресурсами; приобретения других имущественных прав; иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещённой действующим на территории РФ законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав".(ст.3).

     Законом предусмотрены различные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения  иностранных  ресурсов, но, в то же время, все регулирование иностранных инвестиций было практически сведено к установлению  порядка  регистрации СП.  Это существенно сузило сферу применения закона и,  в конечном итоге, оттолкнуло значительное число потенциальных инвесторов. Последующее появление отдельных правовых актов ( Например, Распоряжение Совета Министров Правительства РФ от 7.10.93., предусматривающее привлечение на основе кредитного соглашения с Дойче Банком иностранных инвестиций для развития Тюменской  области,  Указ Президента РФ от 22.12.93. "О вопросах соглашений о разделе продукции при пользовании недрами" , практика государственных органов, осуществляющих регистрацию предприятий с иностранными инвестициями, в частности Российского  Агентства  международного сотрудничества и развития (РАМС), ранее осуществлявшего не только регистрацию вновь учреждаемых  предприятий с иностранными инвестициями, но и случаи приобретения ими акций российских акционерных обществ.) свидетельствует о том, что в России существует объективная потребность в законодательном регулировании не только деятельности совместных предприятий, но также и других правовых форм осуществления иностранных инвестиций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.