Рефераты. Правовое положение иностранных инвестиций в России

Правовое положение иностранных инвестиций в России

Московский Институт Предпринимательства и Права

Дипломная работа по предмету

«Международное право»

 

по теме

«Правовое положение

иностранных инвестиций в России»



Научный руководитель: кандидат юр. наук Лобанов С.А.




      студентки IV-го курса Юридического факультета группы 404

Евдокимовой Татьяны













Москва 1998 г


ПЛАН.



    Введение  ( стр. 3-12)


1. Общая  характеристика Закона "Об иностранных  инвестициях в РФ" ( предмет регулирования закона, формы иностранных инвестиций, система допуска иностранного капитала ).(стр. 13-35)

2. Международные соглашения о защите иностранных инвестиций и арбитражная практика по рассмотрению споров предприятий с иностранными инвестициями. (стр. 36-50)


3. Проблемы  страхования некоммерческих рисков иностранных инвесторов. (стр. 51-64)


4. Положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах. (стр. 65-71)


    Заключение. (стр. 72-76)


 


ВВЕДЕНИЕ.


     Если суммировать представления о России,  складывающиеся за  рубежом,  то можно придти к выводу,  что главной причиной чрезмерной осторожности зарубежного капитала была и  остаётся нестабильность в стране.  Иностранные инвесторы постоянно сетуют на то, что в России сохраняется опасность негативных перемен в политике,  экономике и праве. Тревога за будущее вложенного капитала подпитывается экстремистскими лозунгами  отдельных политических группировок и партий, требованиями национализации приватизированной собственности. Имидж России также ухудшается вследствие роста преступности,  отсутствия спокойных бытовых условий для семей лиц,  занятых в сфере иностранных инвестиций.

     Негативное влияние оказывает  запаздывание  модернизации экономики,  низкий уровень управления ею. Немало недовольства у иностранных инвесторов вызывает и жёсткая налоговая политика,  к тому же постоянно подвергающаяся непредсказуемым изменениям,  высокий уровень инфляции,  наличие правовых препятствий  в  виде слабости и несовершенства действующих норм российского законодательства об иностранных инвестициях.

     Улучшение же инвестиционного климата, по прогнозам Правительства, способно привести к тому, что объём зарубежных капиталовложений в экономику России уже в 1998 году составит  более 8 миллиардов долларов США. Чтобы добиться таких показателей важно осуществить пересмотр налоговой политики,  рассмотреть возможность установления таможенных льгот, повысить уровень управления инвестиционными процессами  и  решить  многие другие  задачи комплексного характера.  Речь идёт о большой и многосторонней работе по модернизации  правового  регулирования.  Необходимо  подготовить и принять серию новых законов и других правовых актов,  отвечающих потребностям времени. Опыт ряда стран показывает,  что даже при сложностях в экономике и известной нестабильности путем правового регулирования и создания для иностранного инвестора благоприятного правового режима им удается привлекать значительный иностранный капитал.

     Состояние правового регулирования  в  сфере  иностранных инвестиций не вызывает восторга и в России. Российские предприниматели убеждены в том, что иностранные инвестиции в принципе  не  только не препятствуют развитию отечественного бизнеса и экономики в целом, но и открывают перед ними новые интересные перспективы.  Во взаимодействии с иностранными партнёрами наши  предприниматели  могут  быстрее  модернизировать производство, получив для этого нужные средства, новые технологии; перестроить систему обработки информации и управления. Иностранные инвестиции в различных формах могут успешно сочетаться с капиталовложениями российских предпринимателей,  разумеется, когда дело с обоих сторон ведётся грамотно,  на профессиональной основе и с соблюдением интересов России.

     Становление законодательства  об иностранных инвестициях - составная часть процесса формирования правового государства в  России.  Предстоит сделать ещё очень многое для того, чтобы наше государство стало действительно правовым. Пока что такое его определение,  закреплённое в Конституции,  воспринимается больше как идея,  чем как осязаемая реальность.  Таким  образом,  наступила  пора нового поколения законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции.  Для того, чтобы уровень правового  регулирования  не отставал от развития экономики и всего российского  общества  в  целом  необходимо  обновление действующего  законодательства.  Здесь можно говорить практически о формировании второго  поколения  законодательства  об иностранных  инвестициях.  Возможности дополнений и изменений существующих законов,  в сущности, оказались исчерпанными, не случайно  разработка  проекта Закона о поправках к Закону "Об иностранных инвестициях в РФ" так затянулась.  Последние проекты  Закона о поправках больше говорят в пользу принятия нового самостоятельного закона.1

     Многие вопросы,  касающиеся  иностранных  инвестиций уже разрешены более общими законами. Это прежде всего Гражданский Кодекс РФ. Правила, установленные ГК применяются к отношениям с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц, если иное не установлено федеральным законом. Характерным для Гражданского Кодекса России является последовательное закрепление в нём принципов частного права.  Это, в первую очередь, равенство правового режима субъектов гражданских правоотношений, неприкосновенность частной собственности,

недопустимость произвольного вмешательства государства в экономическую  жизнь  общества,  обеспечение  беспрепятственного осуществления права собственности и  гарантии  восстановления нарушенного права.  ГК нацелен на то, чтобы развивать свободу предпринимательства,  создавать благоприятные условия для его развития в России.

     Немаловажная роль в регулировании иностранных инвестиций отводится  и другим общим законам.  В новом Земельном Кодексе должен быть полностью решён вопрос о праве  собственности  на землю, что крайне важно для становления рыночной экономики.

     Стимулирование зарубежных капиталовложений тесно связано и  с  принятием Налогового Кодекса.  Многие проблемы деятельности иностранных банков в РФ уже сняты новым Законом "О банках  и банковской деятельности".  Этот перечень можно продолжить, поскольку он охватывает большую часть законов, в настоящее время находящихся на стадии разработки.

     Для понимания особенностей современного подхода российского законодателя к регламентации иностранных инвестиций, следует иметь в виду,  что он является результатом эволюции регулирования порядка создания и деятельности на территории бывшего СССР так называемых совместных  предприятий. Главным  источником регулирования статуса совместного предприятия являлись постановления Совета министров СССР от 13.О1.87.  "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий,  международных объединений и организаций СССР  и других  стран-членов СЭВ" и "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных  предприятий  с  участием  советских  организаций  и фирм из капиталистических и развивающихся стран".1

     Согласно постановлениям  Правительства,  касающимся  СП, под  последними следует понимать правосубъектные организации, учреждённые на основании  договора,  заключённого  между  советскими  государственными предприятиями и иностранными партнерами,  и действующие в соответствии с уставом.  Причем доля иностранного  партнера вначале была ограничена 49%  от общего капитала (в дальнейшем это ограничение было снято).  Содержащееся  в  упомянутом  постановлении Правительства определение совместного предприятия в значительной степени предопределило характер  законодательства  об  иностранных инвестициях как в бывшем СССР, так и в современной России.

     Дальнейшей вехой  в развитии советского законодательства об иностранных  инвестициях  стал  Указ  Президента  СССР  от 26.10.90 г. "Об иностранных инвестициях в СССР".1 Этот акт в силу своего характера не содержал  детального  регулирования, но давал определенные направления для его развития. В основном Указ предусматривал:  создание как  совместных  предприятий, так и предприятий со 100-процентным участием иностранного капитала;  возможность портфельных  инвестиций;  долгосрочную аренду имущества и земли иностранными инвесторами;  предоставления иностранным инвестициям не менее благоприятного  режима,  чем  для инвестиций советских юридических и физических лиц.

     После принятия  Указа Президента СССР последовала разработка и принятие Основ законодательства  об  иностранных  инвестициях  в СССР,  которые в значительной степени восприняли уже сложившийся подход в регулировании  иностранных  инвестиций,   получивший   отражение  в  Указе  Президента  СССР  от 26.10.90 г.  Основами  было  установлено,  что правовой режим иностранных инвестиций на территории СССР не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав,  а  также  инвестиционной  деятельности  советских предприятий и граждан за изъятиями,  предусмотренными законодательными актами Союза ССР и республик об  иностранных инвестициях.

     Российский "Закон об иностранных инвестициях",  принятый       4 июля 1991 года, разрабатывался параллельно с Основами и содержит значительное число заимствований из союзного законодательства,  что отражает сложившуюся в СССР систему  законодательного  регулирования.  После  распада  СССР  Закон  РФ "Об иностранных   инвестициях"    продолжает    сохранять    своё

действие, неизменной  остаётся и концепция правового регулирования иностранных инвестиций в России.  В частности, основной формой  инвестирования капитала в российскую экономику на сегодняшний день продолжает оставаться учреждение предприятий с иностранными  инвестициями,  наделённых статусом юридического лица по российскому законодательству.  Большая часть норм Закона об иностранных инвестициях ( из 42 статей - 23,  т.е. больше половины ) касается  порядка  создания  и  деятельности предприятий с иностранными инвестициями.

     В настоящее время в Государственной Думе рассматривается проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон  РСФСР  "Об иностранных инвестициях", в котором предусматривается обеспечение необходимых условий для привлечения иностранных  инвестиций в экономику России. Законопроект учитывает рекомендации международной организации - Организации по экономическому сотрудничеству и развитию по составлению законодательных актов об иностранных инвестициях, обобщившей опыт многих стран в этой области, и включает положения о национальном режиме и принципе недискриминации. Имеется в виду, что сам национальный режим (т.е. те равные экономические и правовые условия, в которых действуют российские и иностранные инвесторы ) должен быть радикально улучшен: кардинально должно быть изменено налогообложение,  когда  собираемость налогов  должна достигаться не за счет непосильного для товаропроизводителей налогового бремени, а за счет ускорения экономического оборота; целенаправленной должна быть и политика государственной поддержки, стимулирования и финансирования инвесторов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.