Рефераты. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

    Иностранный гражданин может быть зарегистрирован и в гостинице. Для этого администрация гостиницы должна в день его прибытия направить в органы внутренних дел информацию о дате его приезда и сроке пребывания, а в день его убытия – о дате выезда.[30]     

Но есть такие категории иностранцев, которые, согласно Закону, освобождаются от регистрации. Это главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, руководители международных организаций, въехавшие в Российскую Федерацию по приглашениям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также члены семей указанных лиц; иностранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию на срок не более трех дней, за исключением случая, предусмотренного статьей 24 настоящего Федерального закона;  иностранные граждане - моряки, являющиеся членами прибывших в Российскую Федерацию с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом экипажей военных кораблей, и члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств; иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города либо в случае выезда на экскурсии в городские или сельские поселения на срок не более двадцати четырех часов; члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и бригад транспортных средств, участвующих в международном движении, при нахождении в аэропортах или на станциях, указанных в расписаниях (графиках) движения указанных транспортных средств.

И в этой связи вспоминается недавний скандал по поводу несостоявшегося визита Далай-ламы в Калмыкию. Республиканские власти утверждали, что последний является главой иностранного государства. Но визу, несмотря на многочисленные протесты и даже организованные республиканскими властями митинги, Далай-лама так и не получил. А даже если бы визит его состоялся, то и регистрацию ему пришлось бы пройти на общих основаниях, как гражданину КНР, т.к. главой международно-признанного государства он не является и проживает в автономном образовании КНР. 

    Для учета иностранных граждан создается центральный банк данных, что, безусловно, является большим шагом вперед в деле эффективного учета иностранцев. Теперь информация об иностранцах, работающих или обучающихся в России, будет сконцентрирована в один информационный блок. И если раньше информация по каждой категории иностранцев уходила по вертикали в соответствующее федеральное ведомство, то теперь она направится в центральный банк данных, что позволит сконцентрировать всю эту информацию в одной структуре.     

Естественно, что данная информация, согласно  ч. 2  ст. 26 Закона, будет конфиденциальна. И, разумеется, для иностранных граждан, имеющих дипломатические привилегии и иммунитеты, установлен иной порядок учета. Их учет, согласно ст. 29, осуществляет Министерство Иностранных Дел.  



2.8 Контроль за пребыванием и проживанием иностранных граждан. Ответственность за нарушение настоящего Закона.

 

Контроль за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации осуществляет МВД РФ, а за пребыванием отдельных категорий иностранцев МИД РФ.[31]

    Однако если проконтролировать пребывание иностранцев, въехавших в страну в порядке визового режима относительно легко, то пребывание и проживание иностранцев, прибывших в порядке, не требующем получения виз, очень трудно и даже не всегда возможно. А если учесть еще и тот факт, что иностранцы из т.н. «ближнего» зарубежья въезжают на основании внутренних документов, причем не только паспортов, то даже проставление отметки пограничного контроля во внутренний документ проблематично. По этой и по многим другим причинам давно велся разговор о необходимости внедрения миграционных карт. Изучался иностранный опыт применения такой формы контроля. К слову, и некоторые наши соседи по СНГ, к примеру, Украина, уже применяют подобную форму контроля. И вот теперь и у нас такой документ появился. Согласно совместному приказу МВД РФ, МИД РФ, Минтранса РФ, МПС РФ, ГТК РФ. ФПС РФ от 11 ноября 2002 года № 1095/16531/143/49/1189/692 «О введении в действие миграционных карт», утверждено Положение о миграционной карте[32] и форма миграционной карты.[33] Документ состоит из двух отрывных частей. При въезде иностранный гражданин обязан заполнить этот документ, при этом одна часть с отметкой о въезде изымается должностным лицом органа пограничного контроля, а другая остается у иностранного гражданина и при выезде будет изъята. Обратная сторона предназначена для отметок о регистрации по месту временного пребывания. Миграционная карта содержит личные данные иностранного гражданина, а также цель его визита в Российскую Федерацию. Это может быть учеба, работа, транзит, туризм, служебная коммерческая или частная поездка. Такая форма контроля позволит получить достоверные данные о том, кто и с какой целью прибывает в Россию. Кроме того, теперь будет невозможно для иностранца утверждать, что он обучается в российском учебном заведении, и при этом торговать на рынке. Новый порядок заставляет однозначно определиться с целью поездки. А если сроки пребывания в Российской Федерации нарушены, либо утрачены основания для проживания (сокращен его срок, аннулированы разрешение на временное проживание или вид на жительство), и если иностранный гражданин не выехал из России в течение трех дней, его ждет депортация. Она осуществляется органами внутренних дел за счет средств депортируемого, либо за счет средств пригласившей его организации, диппредставительства страны, гражданином которой является депортируемый, других лиц, указанных в законе, либо за счет федерального бюджета. Органы внутренних дел передают информацию о депортации в Министерство иностранных дел, которое уведомляет диппредставительство той страны, гражданином которой является депортируемый. Иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения о депортации.[34] Здесь важно отметить такую особенность – Закон установил возможность регионального регулирования вопросов содержания лиц, подлежащих депортации. Это открывает путь к учету особенностей каждого субъекта РФ и возможности для регионального законодателя наиболее рационально отрегулировать данный вопрос на местном уровне. Так, на мой взгляд, условия и режимы в учреждениях для иностранцев, ожидающих депортации должны различаться. В приграничных и стратегически важных районах страны он должен быть жестче, чем в тех регионах, которым по тем или иным обстоятельствам не вредит приток иностранных граждан.                  

    Иностранные граждане, незаконно находящиеся на территории РФ подлежат административному выдворению, согласно ст. 34 Закона. Выдворение осуществляется ФПС РФ Порядок его осуществления сходен с порядком депортации.                                                          

    И недавно положения настоящего Закона были реализованы в г. Москве. Рядовое событие, которое произошло в полном соответствии с Законом, вызвало грандиозный общественный резонанс - из столицы депортировали первую партию нелегалов и иностранцев, срок проживания которых в Российской Федерации истек. В основном это граждане Таджикистана. Москва не случайно стала тем субъектом Федерации, который первым применяет положения нового Российского Закона. Столица больше других регионов страдает от притока нелегальных мигрантов из стран СНГ, и теперь, когда подобную проблему стало возможно решить правовыми средствами, Москва немедленно приступила к выполнению этой задачи. В ходе исполнения данного решения возникли и дипломатические сложности, таджикские представители первоначально заявили, что в отношении граждан их страны произошел противоправный акт, но когда представителям Таджикистана было разъяснено, что данная мера законна и обоснована и что даже решения Суда выдали на руки всем, подлежащим депортации, последовала иная реакция. Официальные власти Душанбе заявили, что подготовят специальные брошюры с разъяснением нового Российского миграционного законодательства и проведут информационные мероприятия для своих граждан, отправляющихся на работу в Российскую Федерацию. Такая реакция очень обнадеживает и хочется верить, что жесткость нового законодательства будет гарантировать наведение правового порядка в этой непростой сфере общественных отношений и наши соседи, для которых, безусловно, важны отношения с Российской Федерацией, наконец-то научат своих граждан уважать и соблюдать российские Законы.


3. Государственная политика помощи и поддержки соотечественников.

Так же, как и вопросы трудовой миграции, эта тема может послужить для написания отдельной работы. Но основных направлений данной политики стоит коснуться. Начать хотя бы с того, что до сих пор продолжаются споры, кого считать соотечественниками. Законодательные акты по этому вопросу дают достаточно обтекаемые формулировки.

    Долгое время не осознавалось необходимость государственной политики помощи и поддержки соотечественников, не осознавалась, хотя многие депутаты Государственной Думы, политические и общественные деятели говорили о необходимости такой работы. И отдельные подвижки были. В федеральном бюджете предусматривались средства на поддержку соотечественников за рубежом. Однако они были столь малы, (25 миллионов рублей) что, как заметил председатель комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками Б.Надеждин, приходилось как раз по рублю на каждого соотечественника, проживающего в СНГ. Да и вообще государственная политика в этой области отличается редкой непоследовательностью. Эта тема популярна в период выборных компаний или когда какое-либо событие с этим связанное, вызывает большой общественный резонанс.     

      Есть и в нашем законодательстве обращения к этой проблеме. Так существует Закон "О государственной политике Российской Федерации

в отношении соотечественников за рубежом", принятый 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ. Отношения с соотечественниками за рубежом данный Закон провозглашает «важным направлением внешней и внутренней политики Российской Федерации». Итак, согласно настоящему Закону соотечественники вправе свободно выражать, сохранять и развивать свою самобытность, поддерживать и развивать духовный и интеллектуальный потенциал; устанавливать и свободно поддерживать всесторонние связи между соотечественниками и связи с Российской Федерацией, получать информацию из Российской Федерации; создавать национально-культурные автономии, общественные объединения, средства массовой информации и участвовать в их деятельности; участвовать в работе неправительственных организаций на национальном и международном уровнях; участвовать в развитии взаимовыгодных отношений между государством проживания и Российской Федерацией; осуществлять свободный выбор места жительства или права на возвращение в Российскую Федерацию.[35] Для того чтобы доказать, что данный Закон не работает, (хотя в таком положение вещей «заслуга» не только безразличного отношения нашей бюрократии, но и внутренней политики государств СНГ, на которую Россия по тем или иным причинам влиять не может) можно рассматривать прямо по пунктам отдельные его положения. Если сохранять «духовный потенциал» и самобытность русским людям в странах СНГ еще удается, то ни о каком развитии не может быть и речи. Приведем в качестве аргумента такую информацию: система образования в Латвийской и Эстонской Республиках будет полностью переведена на латышский и эстонский языки соответственно с 1 января 2003 года, а в Казахстане – с 1 января 2005. Нарушения прав русских допускают власти Украины, записывая в паспортах насильственно украинские эквиваленты русских имен и фамилий, именно украинские эквиваленты, а не русские имена средствами украинского алфавита. Этому вопросу были в одном из номеров Российской Газеты посвящены разъяснения ученых-лингвистов. Информационный голод – едва ли не важнейшая проблема, которую испытывают наши соотечественники. Украина только в текущем году прекратила вещание сразу двух Российских и русскоязычных телеканалов и пяти радиостанций, а правительство Украины издало постановление, в соответствии с которым доля вещания на украинском языке должна составлять две трети, а по определенным дням – полностью проходить на украинском. Информационную блокаду русского вещания проводят Туркмения и страны прибалтики. Казахстан и некоторые другие республики проводят политику «скрытой» блокады. Внешне все вещание сохранено, но оно прекращается в 10 часов утра и возобновляется вечером. Но это еще не все. Русское вещание не просто ограничено, но и на основе якобы российских каналов в эфире проходят передачи местного производства и на местном языке. То же самое и с газетами. Вы не купите в Казахстане или Молдавии русские газеты без местных вставок и т.н. купюр. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.