Рефераты. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

    Интересна и формулировка Закона об отношении иностранных граждан к избирательному праву. Так согласно ч.1 ст. 12 иностранные граждане не имеют права избирать и быть избранными в Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако, согласно ч.2 этой же статьи, постоянно проживающие в России иностранцы, в случаях и порядке, предусмотренном Федеральными Законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и участвовать в местном референдуме.  Бесспорно то, что иностранцы не могут участвовать в выборах органов государственной власти. Бесспорно, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, но все же следовало бы, видимо, повременить с применением ч.2 настоящей статьи, пока не будет принят новый Федеральный Закон, который разграничит полномочия и что самое главное, четко закрепит распределение ответственности между Федеральными и региональными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления. И исходя из положений этого нового закона,  следует определить, в каких случаях целесообразно (если вообще целесообразно) предоставлять иностранцам избирательные права, пусть даже в органы местного самоуправления. Ведь допуск к  участию в выборах любого уровня иностранных граждан – серьезное решение. Для примера опять возьмем Великобританию. В этой стране выборах в парламент участвуют, в том числе и постоянно проживающие в этой стране иностранцы. И самым безобидным последствием этого является то, что уже сегодня политические деятели вынуждены ориентироваться и на эту категорию населения. А в нашей стране, где и без того постоянные конфликты между губернаторами областей и главами местного самоуправления, где порой по нескольку лет из-за этих конфликтов и бесконечных судебных тяжб невозможно избрать главу местного самоуправления и даже местный Совет, допуск иностранцев к выборам даже на местном уровне ставит многие вопросы.

     Так же, как и участвовать в федеральных избирательных компаниях и избирательных компаниях субъектов Российской Федерации Закон запрещает иностранцам находиться на государственной и муниципальной службе.[21] И в этом случае Закон более последователен, нежели чем в вопросе участия в выборах. Общим правилом должно стать то, что всякое участие иностранца в делах Государства Российского, какого бы уровня власти это ни касалось, начинается с принятия в гражданство и прекращается с выходом из него.  Но кроме государственной и муниципальной службы существуют и другие виды деятельности (охрана государственной тайны, обеспечение государственной безопасности и т.д.) доступ к которым иностранных граждан невозможен в силу ряда причин. Итак, иностранный гражданин не вправе: замещать должности на судне, плавающем под Государственным Флагом Российской Федерации, (этот пункт для конкретизации ограничений подобного рода устанавливает ссылку на Кодекс торгового мореплавания РФ); быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого, эксплуатируемого в некоммерческих целях судна; а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть командиром воздушного судна гражданской авиации; быть принятым на работу на объекты и организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации); заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранцев к которым ограничен Федеральным Законом.[22]

    А вот порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, где более 50% акций или долей принадлежит Российской Федерации согласно ч. 2 ст. 14 устанавливается Правительством Российской Федерации.

     Согласно частям 1-2 ст. 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации и проходится она в соответствии с Федеральным Законом. Из этого положения можно однозначно заключить, что иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу и не могут поступить на военную службу в добровольном порядке. Именно такую позицию закрепляет ст.15 Закона. Кроме того, закон запрещает принимать иностранцев на работу в силовые структуры в качестве гражданского персонала. Бесспорно, это положение целесообразно, однако, кто сказал, что на военную службу в особых воинских формированиях, формально не находящихся в подчинении Министерства обороны, нельзя на добровольной основе принять граждан стран СНГ, обусловив, скажем, получение гражданства пятилетней службой в рядах такого формирования? Это был бы неплохой вариант для наших соотечественников в странах СНГ, а с другой стороны государство может приобрести относительно дешевые контрактные формирования для эксперимента по переходу к добровольческой армии.  



2.5 Условия участия иностранных граждан в трудовой деятельности.

 

Процессы трудовой миграции в целом и участие иностранцев в трудовой деятельности в современной России в частности – тема столь многогранная и обширная, сложная и неоднозначная, что заслуживает не только отдельной курсовой, но и не одной фундаментальной научной работы. Прямым тому подтверждением является и то, что даже в этой небольшой работе о ней пойдет речь сразу в двух разделах.    

   Итак, условия участия иностранных граждан в трудовой деятельности регулируются ст. 13 Закона. Права иностранных граждан в этой сфере такие же, какие закреплены Конституцией РФ для россиян, с учетом ряда ограничений. Согласно ч. 4 ст. 13 Закона иностранец вправе осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на некоторые категории иностранных граждан. А именно, постоянно проживающих в РФ, временно проживающих в РФ, являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования:

являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях

профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; (Довольно неоднозначная норма. Получается, что во время каникул студенты-иностранцы, допустим, из Вьетнама, могут легально торговать на московских рынках? И теперь нелегалам будет достаточно помимо поддельных документов, подтверждающих их обучение в ПТУ  заявить проверяющим, что у них каникулы? Закон не дает определения документам, подтверждающим наличие каникул в учебных заведениях, и поэтому злоупотребления данным правом вполне ожидаемы. И, видимо, целесообразно и правильно позволить работать без разрешения только в стенах родного учебного заведения. Во всех остальных случаях следовало бы оставить разрешительный порядок);  студент-иностранец, работающий в этом же учебном заведении в качестве вспомогательного персонала; приглашенные в РФ в качестве преподавателей, за исключением преподавателей религиозного образования. Важной оговоркой является также то, что временно проживающие в России иностранные граждане не вправе работать за пределами того субъекта Российской Федерации, где они проживают.[23] То есть, по Закону, китаец, временно проживающий в Амурской Области, не имеет прав работать на рынке в Москве.              

     Корме того, работодатель может привлечь иностранного работника только при наличии соответствующего разрешения. А согласно пп.3  ч. 3 ст. 36 только одно такое разрешение на одного работника обойдется работодателю в 3000 рублей, да и сам работник заплатит за разрешение 1000 рублей. Перспектива потратить на разрешение весь возможный заработок, а то и превысить его – не лучший стимул для иностранца, да и работодатель теперь подумает, не выгоднее ли привлечь за чуть более высокий заработок местных рабочих, чем рисковать, нанимать нелегалов и иметь проблемы с законом (а то и нести уголовную ответственность, т.к. подобные законопроекты существуют)?

    Но для того, чтобы остановить приток нелегалов на рынок труда, необходимо не просто обозначить основные принципы участия иностранцев в трудовых отношениях, ужесточить административную и ввести уголовную ответственность за использование их труда, но и принять Федеральный Закон «О государственной политике в области трудовой миграции и привлечения иностранной рабочей силы». И в этом Законе, прежде всего самим себе, ответить на вопросы для чего, в каких количествах и куда должна привлекаться иностранная рабочая сила, какой орган будет непосредственно  заниматься этим вопросом – ФМС МВД или Минтруд, а может быть необходимо создать специальное ведомство? Какова стратегия и долгосрочная цель данного процесса, как повернуть его на благо, а не во вред России и при этом максимально использовать национальный трудовой ресурс и не получить мест компактного проживания новых для России этнических групп. На эти и многие другие вопросы может ответить только специально принятый Закон, хотя, возможно и Закон не ответит на все эти вопросы и нужна Концепция развития рынка труда на долгосрочный период. К работе над этой концепцией должны быть привлечены специалисты разных отраслей знания и, конечно же, фундаментальная наука. Работа эта столь обширна и сложна, что при ее выполнении найдется дело практически для всех институтов Академии Наук и очень многих других научных учреждений страны. Безусловно, наработанный за эти годы опыт, как и предложения практических работников разрешительной системы и Министерства труда, необходимо всемерно учесть и выслушать их идеи и предложения. Региональные и муниципальные власти также непосредственно должны быть включены в этот процесс. А пока больше вопросов, чем ответов, слишком много разных проблем затрагивает эта обширная тема.



2.6 Порядок приглашения иностранных граждан в Российскую Федерацию.

 

Начиная рассказ о порядке приглашения иностранных граждан в Россию, хочу обратиться к истории вопроса. Все мы помним, как было непривычно еще в середине 90-х годов нам слышать такие слова - для поездки в республики прибалтики необходимо получить визу и оформить приглашение. И если в то время, когда связи союзных республик не были разрушены окончательно, эти правила прибалтийских государств были ни чем иным, как недружественной акцией по отношению к России (т.к. большинство иностранных граждан, приезжавших в эти республики, были именно нашими гражданами) и Российская Федерация ни в коей мере не представляла военную, террористическую и другие виды угроз, не являлась источником нелегальной трудовой миграции, не вела экономической либо переселенческой экспансионистской политики и поэтому никакой опасности не представляла,  то сегодня, когда  наша страна применяет у себя подобную процедуру, этому есть реальное обоснование. Нестабильность режимов в СНГ и других государствах, отсутствие защищенных южных границ, наличие всех вышеперечисленных угроз, да и многие другие факторы, вызвали необходимость введения подобного института.       

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.