Рефераты. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

1.Введение.


На мой взгляд, тема правового положения иностранцев в России является сегодня одной из самых актуальных. И тому так много причин, что на перечисление их всех не хватит объема работы. Но все же основные причины ее актуальности назову. Во - первых, столь актуальной эта проблема стала для нас с распадом Советского Союза и образованием в результате этого ряда новых  государств по границам России. И не в том беда, что это были государства во многом с неустойчивыми режимами и не ясным будущим. Беда в том, что к такому повороту событий и складыванию такой геополитической ситуации мы были совершенно не готовы. В результате и сегодня мы еще во многом остаемся страной с прозрачными границами, и это приносит нам серьезные неприятности во многих сферах. Другая проблема заключалась в том, что даже психологически народы наших стран не были готовы считаться с новой геополитической реальностью. Границы между странами СНГ на протяжении 90-х годов оставались за редким исключением условными. Населением они воспринимались, как неуместные перегородки между помещениями некогда единого союзного дома.

       Но сама действительность вынудила нас отказаться от подобной схемы- СНГ, как интеграционная структура оказалось нежизнеспособным. У нас не получилось ни подобия Европейского союза, ни Британского содружества. Все отношения в рамках СНГ перешли постепенно на двустороннюю основу (однако, справедливости ради, отметим, что в рамках СНГ предпринимаются попытки более тесной интеграции и даже создания Союзного Государства), экономические связи стараниями политиков были подорваны, а значит, исчезла сама основа более тесного взаимодействия. Огромное большинство граждан этих новых государств продолжали, а некоторые и по сию пору продолжают оставаться гражданами СССР. Но такое положение, сколь это не горько, не может не вредить в современных обстоятельствах - мировые преступные группировки очень быстро сориентировались в сложившейся на постсоветском пространстве ситуации правового вакуума. Территории СНГ и России стали крупнейшей перевалочной базой наркоторговцев на пути в Европу, многочисленные межнациональные конфликты и войны в республиках выплеснулись на улицы наших городов сотнями тысяч беженцев и как следствие - возрастанием социальной напряженности внутри России. Настоящим бедствием стало засилье нелегальной иностранной рабочей силы из средней Азии и Закавказья. Нелегалы столь отрицательно повлияли на рынок рабочей силы в стране, что это обстоятельство сегодня стало национальной проблемой - зачем работодателю, в особенности частному, улучшать условия труда, предоставлять социальные гарантии, платить налоги и сборы в социальные фонды, когда всегда можно за копейки нанять бесправных нелегалов?

       Прозрачность наших границ мешает восстановлению порядка в Чеченской Республике - террористы постоянно получают помощь из-за границы, через прозрачные рубежи проходят наемники со всего света, сепаратисты отправляются на отдых и лечение в ближнее зарубежье.

    Отдельная тема для многих исследований - положение наших соотечественников в одночасье оказавшихся за пределами Родины. Таковых по некоторым оценкам, более 25 миллионов человек.

Сложность вопроса в том, что после распада Советского Союза его граждане не получили права на оптацию – такое право отчасти, имели лишь граждане СССР, проживавшие на территории нашей страны. Другие республики признали граждан СССР своими гражданами, при этом, не спросив желания состоять в гражданстве этих новых государств и не дав времени на решение вопросов об отношении к гражданству того или иного государства. Многие республики фактически против воли сделали людей своими гражданами под угрозой различных санкций. Были и более ужасные прецеденты – Латвия, претендующая на звание европейского демократического государства грубейшим образом нарушила права большей части собственного населения, признав за всеми русскими «уникальный» статус НЕграждан республики. Гонениям и преследованию по национальному признаку подверглось русское население не только прибалтики,  но также Средней Азии и Закавказья. Фактически повсеместно мы можем выявить в этот и, к сожалению, в настоящий период различные формы дискриминации русских в странах СНГ и прибалтики.

     Ввиду всего вышесказанного полагаю, что рациональное законодательство по вопросу привлечения в Россию наших соотечественников позволит решить многие проблемы, но, прежде всего, снизит остроту демографического кризиса в нашей стране. Удачно ведя переселенческую политику, можно решить проблему малонаселенных территорий Сибири и Дальнего востока. Можно укомплектовать хорошими специалистами учреждения в сельской местности, куда «свои» не поедут. Можно использовать потенциал этих людей для подъема экономики депрессивных регионов, поскольку, как показывает опыт большинство из них - очень инициативны и способны успешно вести дела.

      И, наконец, невозможно не отметить, что страшной реальностью стал для современно мира международный терроризм. Наша страна одной из первых вступила в борьбу с ним. Осознание этой опасности пришло к нам раньше других потому, что мы первые столкнулись с этим злом и вот уже более 10 лет ведем беспощадную борьбу с ним. Россия, находясь на передовой борьбы с террористическим интернационалом, не может позволить пребывание на своей территории террористам и их пособникам, поэтому сегодня борьба с международным терроризмом – задача, в том  числе и законодательства о статусе иностранных граждан. Эта задача послужила одной из главных причин ужесточения законодательства в отношении статуса иностранных граждан на территории РФ.

     Все это и определило необходимость разработки и принятия в нашей стране нового закона, регулирующего правовое положение иностранных граждан.


2. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом №115 от 25.07.2002 г. Вступил в силу 25.10.2002 г.

 2.1 Общая характеристика закона.


Принятие данного Федерального закона произошло в общем контексте процесса модернизации и реформирования законодательства, начавшегося с 2000 года. В этот период приступили к разработке новых законодательных актов во многих отраслях права. В том числе  не обошли вниманием и такой вопрос, как правовое положение иностранцев. И здесь, как и в большинстве других вопросов накопилось большое количество нормативных актов. Некоторые остались в наследство от СССР, другие были приняты поспешно, третьи не учитывали новые обстоятельства и изменившуюся обстановку в жизни государства. Достаточно сказать, что на протяжении 90-х годов основным документом, регулирующим статус иностранных граждан в России, продолжал до 25 октября нынешнего года оставаться Закон СССР от 24.07. 81 г.  № 5152-Х  «О правовом положении иностранных граждан  в СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, № 26 ст. 836). Но советский закон был хорош для своего времени. После принятия новой Конституции РФ он с неизбежностью вошел в противоречие со многими ее положениями. А, учитывая также наличие большого количества международных договоров РФ с рядом зарубежных стран, так или иначе регулирующих этот круг отношений, можно сделать вывод о недопустимости такого состояния правовой базы по данному вопросу. Помимо этого, как старые, так и новые нормативные акты вошли в противоречие с Конституцией РФ 1993 года, провозгласившей, что « Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности  наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных Федеральным законом или международным договором Российской Федерации».[1] Это обстоятельство повлекло за собой обращения иностранцев в Конституционный Суд Российской Федерации с требованием восстановления нарушенных прав. В этой связи в сложном положении оказался Конституционный Суд, который с одной стороны был обязан восстановить нарушенные права иностранных граждан, а с другой своим решением не разрушить и без того слабую нормативно-правовую базу, регулирующую статус иностранцев в РФ, и Конституционный Суд частично удовлетворял жалобы отдельных иностранцев, но, в общем, стремился к сохранению имеющейся нормативно правовой базы, дабы вовсе ее не лишиться.[2]   Именно для того, чтобы в будущем исключить возникновение противоречий нового закона с основными правами, гарантированными Конституцией РФ в ст. 3 Закона  «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации » говорится, что « Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на  Конституции Российской Федерации».[3] И поэтому главная особенность этого закона - четкое и однозначное определение пребывания и проживания иностранных граждан на территории РФ, правил их участия в трудовых отношениях, порядок учета и регистрации. Он установил пределы ограничения их прав, регламентировал условия и порядок депортации иностранцев. Новым для данного закона является то, что в отличие от советского законодательства, где собственно закон содержал общие положения о правовом статусе иностранных граждан в СССР, а порядок их въезда, регистрации, пребывания и проживания регулировался Правилами пребывания иностранных граждан в СССР, то новый закон объединил в одном документе все эти функции, что существенно упростило использование и улучшило качество законодательства. Еще одним существенным моментом является то, что в отличие от своего предшественника новый закон более детально и полно регулирует процедуру пребывания и проживания иностранных граждан на территории Российской Федерации.



2.2 Основные понятия закона.


Правильно понимание положений настоящего Закона, а значит и адекватное его толкование и применение невозможно без конкретизации основных правовых понятий и институтов, существующих в нашем законодательстве о правовом положении иностранных граждан:

иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

приглашение на въезд в Российскую Федерацию - документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.