Рефераты. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

миграционная карта - документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации;

 

разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;

вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность;

законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство;

трудовая деятельность иностранного гражданина - работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, - иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности;

депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

            Понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.[4]

     Необходимо отметить, что в Советском Законе дано было лишь понятие иностранного гражданина, тогда, как настоящий Закон определяет широкий спектр понятий, необходимых для правового регулирования данной сферы правоотношений. Впервые появились такие понятия, как миграционная карта, приглашение на въезд в Российскую Федерацию, иностранный работник, иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, депортация. Все эти понятия отражают изменения в жизни страны, произошедшие со времени принятия прежнего Закона, характеризуют возросший уровень юридической техники, являются отражением отдельных правовых новаций, характерных для данного Закона.  


2.3 Режимы пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Новый закон устанавливает три режима пребывания иностранных граждан на территории России: 


1.     Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации.[5]

2.     Временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации.[6]

3.     Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации.[7]


Наличие данных правовых режимов пребывания и проживания иностранных граждан на территории Российской Федерации вызвано, как уже говорилось, во Введении уникальной геополитической ситуацией, когда наша страна, оставшись без укрепленных рубежей и не имея адекватного сложившейся ситуации законодательства, подверглась мощному миграционному напору с территории, прежде всего, среднеазиатских и закавказских республик бывшего СССР. Во времена существования Советского Союза необходимости в столь детальной регламентации порядка пребывания и проживания иностранцев не было - поток мигрантов был весьма незначительным, иностранные граждане не стремились обосноваться в Советском Союзе, заниматься трудовой деятельностью. Советский Союз был, во многом закрытой страной и даже как некоторые считают, изолированной. Иная ситуация сложилась в России в середине 90-х годов. Несмотря на все трудности в нашей стране экономическая ситуация объективно лучше и выше уровень жизни, чем, скажем, в Таджикистане или Киргизии. Но в этих республиках населению надо как-то выживать и поэтому вот уже более 10 лет мы являемся свидетелями неконтролируемого потока нелегальной миграции из вышеперечисленных регионов. А так как эти граждане пребывают в Российскую Федерацию еще и в порядке безвизового въезда, то ситуация становится катастрофической. Поэтому закон ограничил срок временного пребывания таких граждан на территории России 90 сутками, за исключением случаев, предусмотренных Законом. [8]  Таковыми закон признает заключение иностранным гражданином трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ или оказание услуг. В этом случае срок временного пребывания может быть продлен на срок действия договора (но не более чем до одного года, исчисляемого со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию).[9]

      Временное проживание отлично от временного пребывания тем, что для этого иностранному гражданину надо получить разрешение на временное проживание в пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации. Порядок выдачи иностранным гражданам разрешений на временное проживание установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года № 789 « Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание». Данное Постановление, принятое в соответствии с Законом регламентирует применение норм, содержащихся в статье 6-7 Федерального Закона «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации». Срок действия такого разрешения составляет три года.[10] Однако в разрешении может быть отказано по основаниям, предусмотренным ст. 7 Закона. И если иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности России или наших граждан, в разрешении на временное проживание ему будет отказано. Второе основание в отказе как никогда злободневно – если иностранец финансирует, планирует,  террористические (экстремистские) акты,  оказывает содействие в совершении таких актов или сам совершает их, он, естественно, не может находиться на территории Российской Федерации. Другие основания для отказа в выдаче разрешения на временное проживание вызваны необходимостью  предотвращения проникновения в Российскую Федерацию преступных элементов, фиктивных браков для получения разрешения на временное проживание и других обстоятельств. Впервые в этом законе учитывается изменившаяся со времени принятия Советского Закона экономическая ситуация. Теперь важно, может ли иностранец, претендующий на разрешение, содержать себя и членов своей семьи хотя бы в пределах прожиточного минимума, имеет ли жилье в России. Это как раз тот случай, когда законодательство учитывает реальные обстоятельства. Действительно странно, если иностранец, не имея источника дохода и жилого помещения, стремится получить разрешение даже на временное проживание. Какова будет цель такого стремления? В лучшем случае, всеми правдами и неправдами 58-м прописавшись в снимаемую его соотечественниками однокомнатную квартиру, он займется торговлей на рынке. Другой вариант – в обличии просителя получить террориста. Подобный конфуз несколько лет назад произошел в одной из наших кавказских республик, когда якобы переселенцы из сопредельной Грузии оказались террористами-наемниками, направлявшимися в Чечню.

 Прежде не было в Законе и положения о  таком основании отказа в разрешении, как заболевание наркоманией, не имение сертификата об отсутствии ВИЧ- инфекции, заболевание некоторыми инфекционными заболеваниями. О ВИЧ-инфекции, я думаю, говорить бессмысленно - всем и без того ясно, что и своих проблем с этим заболеванием у нас больше, чем достаточно и приток еще и извне такого рода переселенцев принес бы огромный вред. Более того, известны прецеденты, когда ВИЧ-инфицированные граждане государств СНГ пытались получить разрешение на проживание в РФ, получали его, а затем выдворялись (!) своими же странами в Россию.  О том, какие другие инфекционные заболевания признаны опасными, еще не ясно, так как соответствующего Постановления Правительства РФ об утверждении их перечня еще не издано. В случае отказа через год иностранный гражданин может повторно обратиться за разрешением на временное проживание.[11]                                                                                                                

Новым является то, что разрешение на временное проживание выдается с учетом квоты, установленной Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст. 6 Закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года № 790 «О квотах на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации». Согласно этому Постановлению Министерство внутренних дел Российской Федерации по предложению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно вносит в Правительство Российской Федерации предложения об утверждении на очередной год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание. Причем вносить эти предложения рекомендуется не позднее 1 ноября текущего года.[12] Субъектам Российской Федерации рекомендовано вносить в МВД РФ соответствующие предложения не позднее 1 октября.[13]  Без учета квоты разрешение могут получить иностранцы, которые соответствуют хотя бы одному из установленных в ст. 6 ч.3 условий: родившиеся на территории РСФСР и состоявшие в прошлом в гражданстве СССР, либо родившиеся на территории Российской Федерации. (Заметим, не просто ранее состоявшие в гражданстве СССР, а при этом еще и родившиеся на территории России.)., Признанные нетрудоспособными и имеющими дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации, имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя – гражданина РФ (пожалуй, единственный путь для относительно легкого получения разрешений на проживание нашим соотечественникам из ближнего зарубежья.)., Состоящие в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в российской Федерации. Последнее положение направлено на максимальное предотвращение фиктивных браков с целью получения разрешения на проживание. Действительно, за границей оформить фиктивный брак, видимо, легче, чем в России. Осуществившие инвестиции в экономику России в размерах, установленных Правительством Российской Федерации, в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.        

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.