Рефераты. Правоведение - курс лекций

3.      Логическая последовательность изложения и взаимосвязь помещаемых в акте нормативных предписаний;

4.      Наличие в акте правовых средств, обеспечивающих его соблюдение (меры поощрения, контроля, порядок разрешения споров, меры ответственности за нарушение правовых предписаний или отсылки к устанавливающим их действующим нормативным актам и др.);

5.      Использование одинаковых, унифицированных официальных атрибутов (наименование акта, заголовок, порядковый номер и т.п.) и структурных частей (главы, разделы, части, статьи, пункты и т.п.);

6.      Наличие в акте определений имеющих принципиальное значение терминов (законодательных дефиниций);

7.      Отсутствие рассуждений, научных положений, деклараций и т.п.;

8.      Язык должен быть точным и лаконичным, один и тот же термин должен всегда использоваться для обозначения одного и того же понятия;

9.      Акт должен излагаться простым, ясным языком, по возможности короткими фразами, не должны употребляться в акте эпитеты, метафоры, образные сравнения, цитирование и многозначные слова и выражения;

10.  В случае необходимости одновременно с проектом акта вносится проект постановления о порядке введения акта в действие. В этом проекте должны быть отражены вопросы отмены (изменения) ранее принятых нормативных актов (либо их частей), начало действия акта, другие вопросы по его реализации.




лекция 7. нормативно-правовые акты.


1. Понятие и признаки нормативно-правового акта.

Под нормативно-правовым актом понимается документ органов государственной власти, содержащий нормы права.

Признаки нормативно-правового акта (отличия от других документов):

1.  Исходит от всего населения (в случае принятия на референдуме) или от органов государственной власти.

2.  Содержит нормы права.

3.  Создается в особом, процессуальном порядке.

4.  Оформляется в определенном виде.

5.  Образует единую, иерархическую систему.

6.  Обязательно доводится до сведения населения.


2. Классификация нормативно-правовых актов.


Для упорядочивания нормативно-правовых актов используются различные классификации и способы систематизации нормативно-правовых актов.

Основания для классификации:

1.  Юридическая сила нормативно-правового акта.

2.  Содержание нормативно-правового акта.

3.  Субъекты, издавшие нормативно-правовой акт.

4.  Объем и характер действия нормативно-правового акта.

Юридическая сила нормативно-правового акта отражает его место в иерархической системе нормативно-правовых актов.

Наибольшей юридической силой обладает Конституция РФ – основной закон государства.

Все множество нормативно-правовых актов по юридической силе делится на 2 подмножества:

1.  Законы

2.  Подзаконные нормативно-правовые акты.


По содержанию нормативно-правовые акты подразделяются на:

1.  Однородные нормативно-правовые акты.

2.  Комплексные нормативно-правовые акты.

Однородные нормативно-правовые акты содержат нормы права, относящиеся к одной отрасли права.

Комплексные нормативно-правовые акты относятся к разным отраслям права.

Пример однородных нормативно-правовых актов:

 Трудовой Кодекс РФ

Пример комплексного нормативно-правового акта:

Федеральный закон «Об образовании».

 По субъектам, издавшим нормативно-правовой акт, выделяют:


1.  Нормативно-правовые акты органов законодательной власти (законы).

2.  Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти (подзаконные нормативные акты).

3.  Нормативно-правовые акты органов судебной власти (постановления).


По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на:

1.  Акты общего действия.

2.  Акты ограниченного действия.

Акты общего действия распространяются на все население государства.

Акты ограниченного действия распространяются только на определенный контингент лиц (например, на беженцев).

4.      Законы: признаки и виды.


Признаки:

1.  Регулируют наиболее важные общественные отношения.

2.  Принимаются в результате всенародного волеизъявления на референдуме, либо органами законодательной власти.

3.  Обладают высшей юридической силой по сравнению с другими нормативно-правовыми актами.

Виды:

По юридической силе законы подразделяются на:

1.  Конституцию .

2.  Федеральные конституционные законы

3.  Федеральные законы.

4. Законы субъектов РФ.


5.      Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие и виды.


Подзаконный нормативно-правовой акт – это нормативно-правовой акт, принятый органами исполнительной власти.

Выделяют в порядке убывания юридической силы следующие виды подзаконных нормативно-правовых актов:

1.  Указы Президента РФ.

2.  Постановления Правительства РФ.

3.  Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, федеральных служб).

4.  Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

6.  Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.


6.      Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.


Действие нормативно-правовых актов во времени начинается с момента вступления нормативно-правового акта в силу и заканчивается в момент прекращения действия нормативно-правового акта.

Момент вступления нормативно-правового акта в силу определяется:

1.  Указанием в самом нормативно-правовом акте (например, с 1 января 2004 года).

2.  Днем опубликования закона.

3.  По прошествии определенного количества дней после опубликования нормативно-правового акта.


Прекращение действия нормативно-правового акта определяется:

1.  Путем указания на то в новом нормативно-правовом акте.

2.  По истечении срока его действия, указанного в самом акте.

По общему правилу, нормы нормативно-правового акта начинают применяться для регулирования общественных отношений, возникших после вступления в силу данного акта.

Имеется два исключения:

1.  Если об обратной силе акта прямо указано в самом акте.

2.  Обратную силу имеют акты с нормами права, устраняющими или смягчающими уголовную или административную ответственность.


Действие нормативно-правовых актов в пространстве определяется полномочиями субъекта, издавшего акт.

Акты, которые издаются федеральными органами государственной власти, действуют на всей территории РФ.

Акты, которые издаются органами государственной власти субъектов РФ, действуют только на территории субъектов.

По кругу лиц, на которых распространяется действие акта, выделяют общие и специальные акты.

Общие распространяют свое действие на всех граждан.

Специальные – на определенную категорию граждан(пенсионеров,студентов и др.).


7.      Характеристика основных способов систематизации нормативно- правовых актов.


Систематизация – упорядочивание.

Коллизия – столкновение.

Кодекс – книга.

Существуют следующие основные способы систематизации нормативно-правовых актов:

1.  Инкорпорация.

2.  Кодификация.

3.  Консолидация.

Инкорпорация – это объединение в сборнике действующих нормативно-правовых актов без изменения их содержания.

Кодификация – это деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующих нормативно-правовых актов путем принятия нового кодифицированного акта (при кодификации устраняются коллизии норм из разных нормативно-правовых актов).

По своему содержанию кодифицированные акты бывают:

1.  Основами законодательства.

2.  Кодексами.

3.      Уставами.

4.  Положениями.


Консолидация – это деятельность, направленная на объединение множества нормативно-правовых актов, касающихся определенной сферы общественных отношений, в один укрупненный акт.

Консолидация является промежуточным шагом к кодификации.

ЛЕКЦИЯ 8. система права

 

1.Понятие системы права.


Все множество норм права образует систему права.

Под системой понимается целое, состоящее из частей. Как целостное образование система права включает в себя все действующие в государстве нормы права. В качестве составных частей системы права выступают отрасли права, подотрасли права и институты права, но базовыми частями системы права выступают отрасли права. 

Под отраслью права понимается совокупность норм права, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений. Основаниями для разбиения права на отрасли являются предмет правового регулирования и метод правового регулирования .

Система права – это совокупность отраслей права, в которых выражена общая воля господствующего класса или всего общества.


2.Строение права.


В свою очередь, каждая отрасль права может состоять из подотраслей права и институтов права.Графически система права выражается в следующем виде:

           

Горизонтальное строение права представляет собой разбиение права на отдельные отрасли права.

Вертикальное строение права – иерархическая связь различных частей, входящих в отрасль права.

Подотрасль права – совокупность норм права, регулирующих специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования отрасли права. Например, в качестве подотраслей гражданского права выступают авторское право, наследственное право и др. подотрасли.

Институт права – совокупность норм права, регулирующих однородную группу общественных отношений.

По своему содержанию институты права бывают простыми и сложными.

Простой институт права включает в себя нормы права одной отрасли права. Например, институт залога в гражданском праве.

Сложный институт права включает в себя нормы права из различных отраслей права. Например, институт собственности включает в себя нормы права из конституционного права, гражданского права, семейного права и др. отраслей права.

Каждая отрасль права имеет основной институт права, в котором определяются:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.