|
Правотворчество выступает завершающим этапом процесса формирования государственной воли в право - правообразования.
Правообразование включает в себя следующие этапы:
- научный анализ действительности;
- выработка взглядов и концепций на необходимость правового регулирования;
- учет предложений, замечаний граждан и организаций, общественного мнения по вопросам правового регулирования;
- правотворчество.
На правообразование и правотворчество влияют многочисленные факторы: экономические, политические, социальные, национальные, идеологические, организационные, внешнеполитические.
5. Виды (формы) правотворческой деятельности.
1. Принятие норм права гражданами в результате референдума;
2. Принятие законов, других нормативных актов органами государственной власти;
3. Заключение договоров, соглашений нормативного характера между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов, с общественными объединениями, с другими государствами;
Рассмотрим каждую из названных форм правотворческой деятельности на примере РФ.
1. В соответствии с ФЗ «О референдуме в РФ», решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. На референдум может быть вынесен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение. Например, таким образом в 1993 году была принята Конституция РФ.
2. Наиболее распространенная в настоящее время форма правотворчества в РФ. Правом принятия нормативных актов в РФ обладают:
2.1. Государственная Дума;
2.2. Представительные (законодательные) органы субъектов РФ;
2.3. Органы местного самоуправления;
2.4. Президент РФ;
2.5. Правительство РФ;
2.6. Федеральные министерства и ведомства;
2.7. Президенты республик, главы администраций субъектов РФ;
2.8. Правительства, министерства, ведомства субъектов РФ;
2.9. Администрации предприятий и учреждений (локальное нормотворчество – например, разработка Правил внутреннего трудового распорядка).
Полномочия на издание различными органами и должностными лицами нормативных актов, а также их предметное содержание определяются Конституцией РФ, законами и другими нормативными актами.
3. Нормативные договоры, соглашения.
Данная форма все чаще используется в правотворческой деятельности. Договора и соглашения заключаются между различными субъектами права. Их юридическая сила неодинакова, зависит от правового статуса участвующих субъектов.
Примеры нормативных договоров:
- Федеративный Договор;
- Договоры РФ и субъектов РФ;
- Соглашения по установлению условий труда, занятости, социальных гарантий для работников определенных профессий, отраслей, территорий. Участвуют три стороны:
1. работодатели;
2. профсоюзы;
3. органы государственной власти.
6. Основные стадии правотворческого процесса:
Процесс можно разделить на 2 этапа и 10 основных стадий.
I. Этап подготовки проекта нормативного акта (осуществляется не обязательно правотворческим органом).
1. Принятие решения о подготовке проекта;
2. Анализ состояния правового регулирования в той сфере отношений, к которой относится предлагаемый нормативный акт;
3. Подготовка первоначального текста проекта;
4. Предварительное обсуждение проекта;
5. Вынесение проекта на всенародное обсуждение (факультативная стадия);
6. Окончательное редактирование проекта;
II. Этап, связанный с деятельностью правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта.
7. Внесение проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа, подготовившего проект;
8. Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания правотворческого органа;
9. Обсуждение и официальное принятие нормативного акта;
10. Официальное опубликование принятого нормативного акта.
Понятие законодательной техники.
Это система правил и приемов подготовки совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих необходимый охват регулируемых вопросов, полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту, обозримость нормативного материала.
Основные правила законодательной техники.
1. Сокращение до минимума нормативных актов по одному и тому же вопросу;
2. Отсутствие противоречий с действующими нормативными актами и в самом нормативном акте;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.