Рефераты. Правоведение - курс лекций

1.  Правовые обычаи.

2.  Юридические прецеденты.

3.  Нормативно-правовые акты.

4.  Договоры нормативного содержания.

5.  Общие принципы права.

6.  Религиозные тексты.

 

2. Характеристика основных форм правА


Правовые обычаи – это такие обычаи, которые признаны государством в качестве общеобязательных правил поведения. Правовые обычаи были основной формой права на ранних этапах развития человеческого общества. В настоящее время правовые обычаи в качестве форм права используются редко.

Юридические прецеденты – решения суда или какого-либо другого государственного органа, вынесенное по конкретному делу и обязательное для использования при решении аналогичных дел в последующем. Юридические прецеденты получили наибольшее распространение в Англии, далее они стали использоваться как форма права в США, Канаде, Австралии и др. странах (издаются Law reports).

Нормативно-правовые акты – это документы государственных органов, содержащие нормы права. Являются основной формой права во многих странах.

                     Достоинства формы:

 1.Возможность быстрого и эффективного реагирования на изменения в жизни общества.

2. Точность и определенность при фиксации норм права.

                          Недостаток:

Длительность процесса разработки нормативно-правовых актов.

Договоры нормативного содержания – это соглашения между различными субъектами права, содержащие нормы права. В настоящее время роль соглашений как формы права возрастает. Это относится как к международному праву, так и к национальному праву.

Общие принципы права – в тех случаях, когда при рассмотрении конкретного дела обнаружится, что отсутствуют подходящие нормы права или юридические прецеденты, то в качестве форм права могут использоваться общие принципы права. Общие принципы права прежде всего являются формами международного права.

Общие принципы права:

1.  Принцип демократизма (народовластия).

2.  Принцип социальной справедливости.

3.  Принцип равенства всех перед законом и судом.

4.  Принцип гуманизма.

Религиозные тексты – на начальном этапе правового регулирования в качестве норм права использовались религиозные нормы, которые содержались в различных религиозных книгах. В настоящее время в странах так называемого «мусульманского права» (Иран, Пакистан и др.) такие тексты до сих пор используются в качестве основных форм права (Коран – книга, содержащая заповеди и поучения Аллаха).

3.      Формы права в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


В РФ в качестве форм права используют:

1.  Правовые обычаи.

2.  Юридические прецеденты.

3.  Договоры нормативного содержания.

4.  Нормативно-правовые акты.

Правовые обычаи в РФ используются тогда, когда их применение оговорено в действующем нормативно-правовом акте. Например, в Гражданском Кодексе РФ имеется ссылка на возможность использования в некоторых случаях обычаев делового оборота (ст. 5). Правовые обычаи в РФ используются редко.

Юридические прецеденты в РФ.

В качестве формы права используются незначительно, прежде всего они являются результатом деятельности Конституционного Суда.

Договоры нормативного содержания в РФ принимают все большее значение как форма права. Это связано с тем, что в Конституции РФ имеется положение о том, что  международные договоры являются составной частью правовой системы РФ. При этом, если в международном договоре установлены другие правила, чем в национальном нормативно-правовом акте, то применяются правила международного договора.

В качестве договоров нормативного содержания в РФ используются:

1.  Международные договоры РФ.

2.  Соглашения между федеральными государственными органами и государственными органами субъектов РФ.

3.  Коллективные договоры между работодателями и работниками.


Нормативно-правовые акты являются наиболее распространенной формой права в РФ.

4.      Понятие и принципы правотворчества.

Правотворчество (нормотворчество) это форма государственной деятельности, направленная на создание, изменение, отмену норм права.

Принципы осуществления правотворчества:

1.      демократизм;

2.      профессионализм;

}

кто создает

нормы права



3.      законность;

4.      гуманизм;

5.      научный подход;

6.      тщательность и скурпулезность подготовки;

7.      использование современной законодательной техники.

}


как создаются

нормы права


Правотворчество выступает завершающим этапом процесса формирования государственной воли в право - правообразования.

            Правообразование включает в себя следующие этапы:

-         научный анализ действительности;

-        выработка взглядов и концепций на необходимость правового регулирования;

-        учет предложений, замечаний граждан и организаций, общественного мнения по вопросам правового регулирования;

-        правотворчество.

 На правообразование и правотворчество влияют многочисленные факторы: экономические, политические, социальные, национальные, идеологические, организационные, внешнеполитические.


5.      Виды (формы) правотворческой деятельности.


1.      Принятие норм права гражданами в результате референдума;

2.      Принятие законов, других нормативных актов органами государственной власти;

3.      Заключение договоров, соглашений нормативного характера между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов, с общественными объединениями, с другими государствами;

Рассмотрим каждую из названных форм правотворческой деятельности на примере РФ.

1.  В соответствии с ФЗ «О референдуме в РФ», решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. На референдум может быть вынесен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение. Например, таким образом в 1993 году была принята Конституция РФ.

2.    Наиболее распространенная в настоящее время форма правотворчества в РФ. Правом принятия нормативных актов в РФ обладают:

2.1.   Государственная Дума;

2.2.   Представительные (законодательные) органы субъектов РФ;

2.3.   Органы местного самоуправления;

2.4.   Президент РФ;

2.5.   Правительство РФ;

2.6.   Федеральные министерства и ведомства;

2.7.   Президенты республик, главы администраций субъектов РФ;

2.8.   Правительства, министерства, ведомства субъектов РФ;

2.9.   Администрации предприятий и учреждений (локальное нормотворчество – например, разработка Правил внутреннего трудового распорядка).

Полномочия на издание различными органами и должностными лицами нормативных актов, а также их предметное содержание определяются Конституцией РФ, законами и другими нормативными актами.

3.  Нормативные договоры, соглашения.

Данная форма все чаще используется в правотворческой деятельности. Договора и соглашения заключаются между различными субъектами права. Их юридическая сила неодинакова, зависит от правового статуса участвующих субъектов.

Примеры нормативных договоров:

-        Федеративный Договор;

-        Договоры РФ и субъектов РФ;

-        Соглашения по установлению условий труда, занятости, социальных гарантий для работников определенных профессий, отраслей, территорий. Участвуют три стороны:

1.      работодатели;

2.      профсоюзы;

3.      органы государственной власти.

6.      Основные стадии правотворческого процесса:


Процесс можно разделить на 2 этапа и 10 основных стадий.

I.   Этап подготовки проекта нормативного акта (осуществляется не обязательно правотворческим органом).

1.      Принятие решения о подготовке проекта;

2.      Анализ состояния правового регулирования в той сфере отношений, к которой относится предлагаемый нормативный акт;

3.      Подготовка первоначального текста проекта;

4.      Предварительное обсуждение проекта;

5.      Вынесение проекта на всенародное обсуждение (факультативная стадия);

6.      Окончательное редактирование проекта;

II. Этап, связанный с деятельностью правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта.

7.      Внесение проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа, подготовившего проект;

8.      Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания правотворческого органа;

9.      Обсуждение и официальное принятие нормативного акта;

10.  Официальное опубликование принятого нормативного акта.

Понятие законодательной техники.

Это система правил и приемов подготовки совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих необходимый охват регулируемых вопросов, полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту, обозримость нормативного материала.

Основные правила законодательной техники.

1.      Сокращение до минимума нормативных актов по одному и тому же вопросу;

2.      Отсутствие противоречий с действующими нормативными актами и в самом нормативном акте;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.