Рефераты. Правоведение - курс лекций

ми правонарушениями(42);

-         право каждого на труд в условиях,отвечающих требованиям безопасности и гигиены(37);

-         право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь(41);

-         право на природопользование.



                      3. Правовое регулирование права природопользования.

                                       Формы природопользования


    «Земельный,Водный,Лесной кодексы,ФЗ «Онедрах», «О животном мире» и др.

  Совокупность норм,регулирующих отношения по использованию природных богатств образуют правовой институт права природопользования.


                        Классификация видов (форм) природопользования


1 по критерию «объекта природы»

 Различают:

1.1  право землепользования;

1.2  недропользования;

1.3  водопользования;

1.4  пользования атмосферным воздухом;

1.5  лесопользования;

1.6  пользования растительным миром вне лесов;

1.7  пользования животным миром.


   В свою очередь каждый из видов права природопользования может подразделяться

на подвиды.Например,право землепользования имеет след. подвиды:

1.1.1        п. пользования землями сельскохозяйственного назначения;

1.1.2        землями населенных пунктов;

1.1.3        землями промышленности,транспорта,связи и иного назначения;

1.1.4        землями природоохранного ,природнозаповедного,оздоровительного ,историко-культурного назначения;

1.1.5        землями лесного фонда,водного фонда,запаса.


     2.Важное значение имеет классификация природопользования на общее и специальное.

Критерием такой классификации является основания возникновения прав природопользо-

ния.

  2.1 Право общего землепользования:не требует получения разрешения от гос. органов,

юридических и физических лиц,за к. природные объекты закреплены в пользование

(улицы,площади,парки,лесопарки,леса,реки,моря и т.п.).

    При этом право общ. природопользования законодательство ограничивает удовлетво-

рением человеком собственных потребностей.

2.2 Право специального природопользования.

   Связано не с удовлетворением собственных потребностей ,а с удовлетворением эконо-

мических интересов юридических и физических лиц.В этом случае воздействие на природу более значительное.Поэтому  для приобретения таких прав требуется разреше-

ние гос. органов(лицензии) При этом на обладателя лицензии накладываются обязанности

по рациональному использованию природными ресурсами,не допущения нарушения прав

других пользователей,не допущения нанесения вреда здоровью людей и окружающей природной среде.




                   4. Правовое регулирование охраны окружающей среды.

                                            Формы охраны окр. среды

   1.Мониторинг окружающей среды.Мониторинг-система долгосрочных наблюдений,

оценки и прогноза состояния окр.среды  и его  изменений.

   2.Экологическое нормирование и стандартизация(см. раздел 4.Нормирование качества окр. среды ФЗ «Об охране окр. природной среды»)

 3.Экологическая экспертиза.Это установление соответствия намечаемой хозяйственной

и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта эспертизы.ФЗ «Об экологической экспертизе» Объекты-проектная документация.

 4.Экологическая сертификация-деятельность по подтверждению соответствия проверя-

емого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям.Объекты-готовая про-

дукция.ФЗ «О защите прав потребителей»

 5.Лицензирование,заключение договоров.ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

 6.Экологический контроль-деятельность уполномоченных субъектов по проверке соб-

людения и исполнения требований экологического законодательства.Виды  контроля:

государственный,ведомственный,производственный,общественный.


   5.Юридическая ответственность за экологические правонарушения.


   Это отношения между органами власти и лицом     (физическим,             должностным,

юридическим), совершившим   экологическое правонарушение по применению к наруши-

телю предусмотренных законодательством взысканий.

   Сущность юридической ответственности-в неблагоприятных последствиях,наступаю-

щих для нарушителей экологических требований.

   Экологическое правонарушение-виновное,противоправное деяние,нарушающее экологическое законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и

здоровью человека.

   Виды юр.отв. за экол. правонарушения:

1)дисциплинарная(Трудовой кодекс РФ)

2)материальная(Трудовой кодекс РФ)

3)административная(Кодекс РФ об административных правонарушениях.Глава 8.Адми-

нистративные правонарушения в области охраны окр. среды и природопользования.

40 статей.Взыскания:штраф(физ.лица до 25 МРОТ,долж.лица до 50,юр.лица до 1000),

лишение спец. прав(до 2 лет через суд),дисквалификация(до 3 лет через суд)

4)уголовная(Уголовный кодекс РФ.Глава 26.Экологические преступления

ст.246.Нарушение правил охраны окр. среды при производстве работ,причинение вреда

здоровью человека,массовая гибель животных:лишение свободы до 5 лет

ст.250.Загрязнение вод:штраф 200-500 МРОТ,лишение свободы до 3 лет

ст.251.Загрязнение атмосферы

ст.254.Порча земли

ст.257.Нарушение правил охраны рыбных запасов

ст.258.Незаконная охота

ст.260.Незаконная порубка деревьев и кустарников

5)гражданско-правовая.Ответственность за экологический вред. Экологический вред-

любое ухудшение состояния окр. среды,произошедшее вследствие нарушения требований

экологического законодательства и связанное с ним любое уменьшение,ухудшение

охраняемого законом материального и нематериального блага(имущества,жизни и здо-

ровья человека и др.)Гражданский кодекс РФ предусматривает 2 способа возмещения

вреда:1-реальный(в натуре) 2-в денежном выражении

ФЗ «О социальной защите граждан,подвергнувшихся воздействию радиации вследствие

катострофы на Чернобыльской АЭС»




 ЛЕКЦИЯ 20.ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИИ


1.Понятие,источники(формы),система административного права РФ


1.1.Административное право (АП) РФ – отрасль права , нормы которой регулируют общественные

      отношения,складывающие в процессе организации и деятельности исполнительной власти РФ.


     Исполнительная власть=административная власть=государственное управление

Администрация-совокупность людских,материальных,информационных и других средств,призванных обеспечить под руководством  политической власти исполнение и применение законов.

  В АП в качестве метода правового регулирования преимущественно используется императивный метод.Этот метод используется для управления.Управление предполагает наличие управляющей и управляемой сторон,их юридическое неравенство.


1.2        Источники(формы) АП РФ

1.3        АП РФ имеет сложный состав форм права.

  а)Акты РФ

-         Конституция РФ;

-         Федеральные конституционные законы( «О Правительстве РФ»);

-         Федеральные законы,кодексы («Об основах государственной службы», «Об организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», «О государственной социальной помощи», «О милиции», «О лицензиро-вании  отдельных видов деятельности», «Кодекс РФ об административных правонарушениях» и другие);

-         Постановления палат Федерального Собрания;

-         Указы,распоряжения Президента РФ;

-         Постановления , распоряжения Правительства РФ;

-         Приказы федеральных органов исполнительной власти(министерств,комитетов и т.п.);

-         нормативные акты органов законодательной и исполнительской власти субъектов РФ;

-         приказы,распоряжения  руководителей государственных предприятий,командиров воинских частей.

б)Акты органов власти СССР;

в)Акты СНГ,принятые с участием РФ;

г)Международные акты.



1.4        АП является одной из самых сложных  и самой большой отраслей права по объему регулируемых общественных отношений.

            Особенностью АП является наличие в рамках отрасли 2-х связанных подотраслей:

-Материального АП;

-Административно-процессуального права.


  Материальное АП состоит из общей и особенных частей. Общая часть включает  следующие основные группы правовых институтов:

-         определяющие основы организации и деятельности исполнительной власти;

-         устанавливающие АП-статус субъектов АП;

-         обеспечивающие законность в сфере управления.

Особенная часть включает  следующие основные группы правовых институтов:

-         регулирующие межотраслевое  административно-правовое управление;

-         регулирующие  административно-правовое управление в административно-политической сфере;

-                                             -«»-                                                      в  экономической сфере;

-                                             -«»-                                                      в социально-культурной сфере.

Административно-процессуальное право включает в себя следующие основные производства:

-         по делам об административных правонарушениях;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.