Рефераты. Права ребенка в российском и международном праве p> Обязательства государств по защите меньшинств были поставлены под гарантию Лиги Наций. Согласно п. 12 Договора с Польшей (и аналогичными статьями других соглашений) каждый «член Совета Лиги Наций имел право обращать внимание Совета на всякое нарушение какого бы то ни было из этих обязательств… Совет мог предпринимать такие меры и давать такие предписания, какие покажутся для данного случая подходящими и действенными.
В случае расхождения мнений по вопросам права или факта … расхождение это будет рассматриваться как спор, имеющий международный характер», подлежащий передаче «Постоянной палате Международного Суда. Решение Постоянной палаты не будет подлежать апелляции, и оно будет иметь ту же силу и значение, что и решение вынесенное в силу ст. 13 Статуса».

Согласно же ст. 13 Статуса члены Лиги имели право прибегать к войне против тех государств, которые не выполняют «добросовестно вынесенные решения». [42]

Государства – члены Лиги Наций даже не ставили перед собой задачу выработать универсальный международный документ, который содержал бы положение об уважении и соблюдении хотя бы элементарных прав и свобод человека.

В период, предшествующий созданию Организации Объединенных Наций, ограниченным числом государств были заключены первые международные соглашения, в которых в той или иной степени регулировались некоторые вопросы обеспечения прав человека. К их числу относятся договоры им конвенции, содержащие положение о борьбе с рабством и работорговлей, о пресечении торговли женщинами и детьми, о защите религиозных, этнических и языковых меньшинств, а также ряда прав человека в период вооруженных конфликтов. Целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав личности. В соответствии с принципом суверенного равенства права человека в тот период рассматривались международным сообществом как входящие во внутреннюю юрисдикцию государств и подлежащие регулированию национальным законодательством.[43]

В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и итоги показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека – с другой.

Создание ООН и принятие ее Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.[44]

Как известно, ООН возникла как ответ народов на агрессию и преступления против человечности, совершенные фашизмом в годы Второй мировой войны.

Устав ООН, не конкретизируя понятия прав человека, тем не менее содержит несколько ориентиров, в определенной мере этому способствующих.
Так, в Уставе ООН говорится о равноправии народов, равноправии мужчин и женщин, достоинстве и ценности человеческой личности (т.е. праве на жизнь), недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (т.е. свобода совести, убеждения и т.п.).[45]

Можно считать, что преамбула Устава содержит ссылку на основные демократические свободы в той или иной ее части, где говорится о стремлении членов организации «содействовать социальному прогрессу… при большей свободе».

С учетом прежде всего этих положений разрабатывались и разрабатываются соответствующие международные документы. Основная работа такого рода велась и ведется в рамках ООН и ее специализированных учреждениях, прежде всего
МОТ и ЮНЕСКО. Часть упомянутых документов - резолюции международной организации – имеет рекомендательный характер. К ним относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г. и другие документы.

Резолюции имеют важное значение в формировании новых стандартов в области прав человека и уточнении существующих.

В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека.

Проект Декларации прав человека, подготовленный Комиссией был передан через Экономический и Социальный Совет Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря
1948 г. Генеральная Ассамблея ООН в торжественной обстановке приняла
Всеобщую декларацию прав человека. С тех пор эта дата ежегодно отмечается в мире как День прав человека.[46]

Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень прав и свобод человена, как гражданских и политических, так и экономических, социальных и культурных, - стало важных этапом в развитии международных отношений.[47]

Всеобщая Декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи
ОООН, и поэтому она носила лишь рекомендационный характер. Естественно, не являясь международным договором, Декларация не может рассматриваться как юридический обязательный документ. В тоже время при оценке юридической силы ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором в нормотворческом процессе значительную роль играет и обычай, который формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве правовой нормы. Подобным образом права и свободы, провозглашенные во Всеобщей Декларации, рассматриваются в настоящее время государствами в качестве юридически обязательных обычных или договорных норм. При этом следует иметь ввиду, что изложенные в Декларации нормы постепенно развиваются, конкретизируются и уточняются в ходе заключения все новых и новых международных соглашений.[48]

На сегодняшний день принят обширный комплекс международных соглашений, которые содержат систему принципов и норм, касающихся прав человека. Эти документы, по мнению В. А. Карташкина, делятся на следующие группы:

Первая группа: документы, «которые содержат принципы и нормы, касающиеся прав человека в основном в условиях мира» К ним относятся:
Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека и другие акты.

Вторая группа: конвенции о защите прав человека в условиях вооруженных конфликтов. Это главным образом положения Гаагских конвенций 1899-1907 гг.
О законах войны.

Третья группа: международные документы, регламентирующие ответственность за преступное нарушение прав человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов.

Это: Нюрнбергский устав, проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

В. А. Карташкин отмечает, что «права человека как отрасль международного права состоит из совокупности принципов и норма, закрепленных во всех трех группах перечисленных международных документов»[49]

В Европе старейшей и влиятельнейшей организацией, занимающейся защитой прав и свобод человека, является Совет Европы. Его цель, согласно ст. 1
Устава, принятого в Лондоне 5 мая 1949 года, - достижение единения членов для сохранения и осуществления идеалов и принципов, которые «являются их общим наследием и способствует усилению их экономического и социального прогресса».

Сегодня Совет Европы является не только одной из старейших и крупнейших организаций мира, но и авторитетнейшей региональной структурой в деле защиты прав человека.

И это не случайно. Ведь как никакая другая организация, он имеет возможность учитывать большую часть особенностей региона, в том числе и европейское традиционное отношение к проблеме прав человека.[50]

Конкретным результатом работы этой организации за годы ее существования служит принятие более 180 конвенции, в том числе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Основными источниками европейской системы являются:

1. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);

2. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.);

3. Европейская социальная хартия (1961 г.);

4. Рамочная Конвенция по защите национальных меньшинств (1995 г.)[51]

В международном плане Всеобщая Декларация послужила источником вдохновения для создания различных международных пактов им договоров о правах человека, в том числе и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Интернационализация прав человека постепенно наметилась по всем европейским странам, несмотря на сдержанность некоторых государств.

Создание Совета Европы представляло собой огромный прорыв в создании международных гарантий прав человека . Это объединение было создано в 50-е годы и явилось результатом идеологического и политического раскола последовавшего за окончанием второй мировой войны и символом которого стала
Европа. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным детищем – Европейской Конвенции о защите прав человека. После бесконечных споров, поправок и согласований торжественное подписание проходило 4 ноября
1950 г. во дворце Барберини под председательством графа Сфорца. На сегодняшний день участниками Европейской Конвенции являются 41 государства.
Канада США и Япония подключились к работе Совета Европы в качестве наблюдателей. Европейская Конвенция оказалась наиболее действенной и эффективной системой из всех существующих ныне международных инструментов обеспечения прав человека. Европейская Конвенция дала импульс целому каскаду правовых изменений, преобразивших современное международное право и международные отношения и оказавших глубокое влияние на конституционное развитие современных государств.

Европейская Конвенция впервые закрепила принципы коллективного обеспечения прав человека.[52]

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

По состоянию на 31 мая 2001 г. 41 государство – член Совета Европы ратифицировало эту Конвенцию (Россия – 1 сентября 1998 г.). Работу в рамках
Конвенции осуществляет Европейский комитет по предупреждению пыток.

В основу Конвенции положены два принципа – сотрудничество и строго конфиденциальный характер работы. Ее цель – помочь государствам усилить защиту задержанных, а не их осуждение.

Неправительственные организации могут принимать активное участие в рамках Конвенции, посылая информацию об условиях содержания людей в местах лишения свободы, что является немаловажным фактором при подготовке визитов в государства – члены Совета Европы.

Европейская социальная хартия была задумана как аналог Европейской конвенции по защите прав человека в социальной сфере. За прошедшие десятилетия действие Хартии (с 1961 года) контрольный механизм обеспечения ее соблюдения договаривающимися государствами претерпел некоторые изменения. Новая редакция Хартии содержит более широкий спектр прав и представляет собой более «продвинутый» документ. Так, в ней вводится система подачи коллективных жалоб на нарушения, имеющие отношения к Хартии.
Новый механизм позволяет европейским, а при необходимости и местным организациям работодателей и трудящихся, а также неправительственным организациям подавать коллективные жалобы в органы, контролирующие исполнение положений Хартии. В настоящее время этот контроль осуществляет
Секретариат Европейской социальной Хартии.[53]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.