Рефераты. Международно-правовые стандарты в Украине p> Соответствующую деятельность в обеспечении гарантий прав и свобод осуществляет Кабинет Министров Украины и др. Однако, предусмотренная
Конституцией государственная система, призванная обеспечить гарантии прав человека, отсутствие необходимых механизмов и условий для реализации многих конституционно закрепленных прав и свобод граждан, отсутствие в ряде случаев необходимой законодательной бызы, достигший огромных размеров бюрократизм государственного аппарата, непрофессионализм многих его работников и др.1

Задачи по созданию условий реализации прав и свобод выполняют не только государственные структуры.

В систему такого рода субъектов входят и органы местного самоуправления. Свою роль играют общественные объединения и, прежде всего, профсоюзы, творческие союзы, женские, молодежные, ветеранские организации.
Конституция Украины расширила рамки участия и самого человека в защите своих прав и свобод.

Ст. 62 Конституции Украины гарантируется принцип презумпции невиновности. Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность; все сомнения по делу толкуются в его пользу. Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем.
Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый считаются невиновными, пока их вина не будет доказана в судебном порядке и установлена вступившим в силу судебным приговором. Никто не может быть осужден иначе как по приговору суда. В случае отмены судебного решения как неправосудного государство возмещает материальный или моральный ущерб тем, кому он причинен.

Право на юридическую защиту граждан от незаконных действий должностных лиц и государственных органов

"3. Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется: а) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве; b) обеспечить, чтобы право на правовую защиту любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым други компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты; c) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются" (п. 3 ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах).

"Права і свободі людини і громадянина захищаются судом.

Кожному гарантується право на оскарження в суді рішень, дій чи бедіяльності органів державної влади, органів місцевого самоврядування, посадових і службових осіб"(чч 1, 2 ст. 55 Конституції України).

"Кожен має право після використання всіх національних засобів правового захисту звертатися за захистом своїх прав і свобод до відповідних міжнародних судових установ чи до відповідних органів міжнародних організацій, членом або учасником яких є Україна.

Кожен має право будь-якими не забороненими законом засобами захищати свої права і свободи від порушень і протиправних посягань" (чч. 4, 5 ст. 55
Конституції України).

Среди способов защиты субъективных прав и свобод человека и гражданина особенно ответственная и эффективная роль принадлежит суду. Конституцией предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина защищаются судом.
В зависимости от характера нарушений защита может осуществляться в порядке конституционного, гражданского, уголовного либо административного судопроизводства.

Впервые в законодательстве Украины в Конституции предусмотрено и гарантируется право на обжалование в суде решений, действий либо бездействий органов государственной власти, органов местного самоуправления и служебных лиц. Этим самым создан реальный механизм ответственности государства перед человеком за свою деятельность, осуществление ей обязанности утверждения и обеспечение прав и свобод человека.

Со времени вступления Украины в Совет Европы гражданам Украины стало возможным, после полного использования национальных способов защиты своих субъективных прав и свобод, использовать порядок, который долгое время применялся в странах - членах Совета Европы. Это возможность обращения в
Европейскую комиссию по правам человека и в Европейский суд по правам человека.

Однако право каждого на защиту своих прав и свобод не ограничивается только европейскими наблюдательными институтами. Существуют разные формы защиты и на глобальном международном уровне.

Кроме судебной защиты на национальном и международном уровнях лицо имеет возможность защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств также другими не запрещенными законами способами, в частности, обращение к общественности, используя средства массовой информации.

В положениях новой Конституции Украины проявляется тенденция повысить роль самого человека в обеспечении максимально полного использования прав, усилить его самостоятельность. Это следствие утверждения новых начал взаимоотношений человека и государства, отказа от оценки государства как патрона, направляющего деятельность пассивной личности. Новые ориентиры в этой области направлены на развитие творческого потенциала каждого человека, преодоления иждивенчества, что является важным условием исторического прогресса.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина, естественно, не ограничиваются их конституционным закреплением. Реальное воплощение прав и свобод требует многих условий, в том числе лежащих за рамками права.

Принято различать социально-экономические, политические, юридические гарантии.

Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие свободное использование прав и свобод.
В числе этих условий - социальная стабильность, развивающаяся экономика, наличие соответствующих производственных мощностей, широкой инфраструктуры
- системы учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества.

Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключение дестабилизации в обществе; должный уровень политической культуры граждан.

Юридические гарантии охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина.

К ним относится прежде всего конституционное закрепление как общего принципа гарантий прав, так и конкретных гарантий каждого права. Во всех отраслях действующего права эти гарантии получают детальное обоснование. В охране правовых предписаний важную роль играют правоохранительные органы, и прежде всего, суд.

Таким образом механизм реализации прав и свобод личности призван охватить все сферы деятельности по закреплению и обеспечению использования прав и свобод и все ее направления, которые включают: юридическое закрепление гарантий прав и свобод; широкую систему охраны и защиты государством прав и свобод как в обеспечении их реального использования, так и в борьбе с различного рода их нарушениями; развитие общественно- политической активности граждан; развитие сознательного отношения к использованию прав и свобод; государственный и общественный контроль, направленный на охрану прав и свобод; повышение уровня знаний каждым своих прав, свобод и обязанностей; развитие общественных организаций, призванных охранять и защищать права и свободы человека и гражданина.

3. Принцип презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их ограничения

Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.

Конституция Украины закрепляет, что "конституційні права і свободи людини і громадянина не можуть бути обмежені, крім випадків, передбачених
Конституцією України" (ч. 1 ст. 64).

Данной статьей подтверждается неотчуждаемость и нерушимость закрепленных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, а также недопустимость их сужения. Однако учитывая возможные объективные обстоятельства, которые могут возникнуть в государстве и обществе,
Конституция Украины допускает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина. Конституция устанавливает жесткие требования о отношении их органичения: они могут вводиться только в условиях чрезвычайного или военного положения временно, на определенный законом срок.1

В соответствии с Законом Украины "О чрезвычайном положении" от 26 июня
1992 г. чрезвычайное положение - это предусмотренный Конституцией особенный правовой режим деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, который временно допускает установленные данным законом ограничения в осуществлении конституционных прав и свобод, а также прав юридических, и возлагает на них дополнительные обязанности. Оно направлено на обеспечение безопасности граждан в случае стихийного бедствия, аварий и катастроф, эпидемий и эптзоотий; за защиту конституционного строя при массовых нарушениях правопорядка, создающие угрозу жизни и здоровья граждан либо при попытке захвата государственной власти путем насилия.

В период чрезвычайного положения могут вводится некоторые меры: особенный режим въезда и выезда: ограничение свободы перемещения по территории, на которой введено чрезвычайное положение: усиленная охрана общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также каких-либо массовых мероприятий; запрещение забастовок; ограничение движения транспортных средств и др.

В случае необходимости также может быть введен комендантский час; ограничение свободы печатных изданий, средств массовой информации путем введения предварительной цензуры и другими способами; приостановка после предварительного предупреждения деятельности политических партий и общественных организаций; проверка документов в некоторых местностях и городах, а в соответствующих условиях - и личный досмотр, обыск вещей и транспортных средств; ограничение либо запрещение распространения отдельных видов товаров, вещей, напитков и др.

Но даже в таких условиях незаконные действия и превышение должностными лицами своих полномочий, включая нарушение гарантий прав граждан, установленных законом, влечет за собой ответственность, предусмотренную законом.

Вторая часть статьи 64 предусматривает невозможность даже в условиях военного или чрезвычайного положения ограничение перечисленных в ней прав.

Речь идет о праве на: равенство граждан перед законом (ст.24); гражданство и его изменение (ст.25); жизнь (ст.27); уважение достоинства человека (ст.28): свободу и неприкосновенность (ст.29); обращение в органы государственнной власти (ст.40); жилище (ст.47); брак (ст.51); равенство детей в их правах (ст.52); защиту прав и свобод (ст.55).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.