Рефераты. Международно-правовые стандарты в Украине p> Эти начала и характеризуются как принципы правового статуса личности.
Под ними понимаются признаваемые и охраняемые правом, государством основные начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.

Принципы правового положения личности имеют универсальное значение. Они определяют основные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права и обязанности, независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы

В последующей характеристике раскрывается их концептуальная сущность, заложенная в нормах Конституции Украины. Однако следует учитывать, что их практическая реализация в настоящее время не обеспечивается в должной мере.
Это объясняется сложностями переходного периода, становления рыночной экономики, политической нестабильностью и другими условиями, препятствующими реализации конституционных норм.

Конституционное выражение получили следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с основными исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуется на основе равноправия

Равенство прав и свобод человека и гражданина

Равенство всех перед законом и судом

"Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства" (ст.ст.2,26,27 Международного пакта о гражданских и политических правах).

"1. Все лица равны перед судами и трибуналами. Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо,- при особых обсотятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия; однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми" (ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах).

"Громадяни мають рiвнi конституцiйнi права i свободи та є рiвними перед законом.

Не може бути привiлеїв чи обмежень за ознаками раси, кольору шкiри, полiтичних, релiгiйних та iнших переконань, статi, етнічного та соцiального походження, майнового стану, мiсця проживання, за мовними або iншими ознаками" (чч. 1, 2 ст. 24 Конституції України).

"Усі люди є вільні і рівні у своїй гідності та правах. Права і свободи людини є невідчужуваними та непорушними" (ст. 21 Конституції України).

Равенство всех перед законом означает, что закон, его предписания в равной мере обязательны для всех, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями, не принимать во внимание не предусмотренные законом особенности лица, обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия.

Обязанность придерживаться закона, его исполнять, право использовать закон в своих интересах, а также юридическая ответственность перед законом за его нарушение является равной для всех граждан.

Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. Конституция фиксирует широкий, причем не закрытый, перечень таких оснований.

Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В зависимости от перечисленных выше и иных личных и социальных признаков человека ему не могут быть оказаны какие-либо привилегии или допущено ущемление в правах по сравнению с другими.

Равноправие мужчины и женщины

Третьи статьи Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах указывают на то, что участвующие в настоящих пактах государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользоваться всеми экономическими, социальными, политическими, гражданскими и культурными правами, предусмотренными в пактах.

“Рiвнiсть прав жiнки i чоловiка забезпечується: наданням жiнкам рiвних з чоловiками можливостей у громадсько-полiтичнiй i культурнiй дiяльностi, у здобуттi освiти i професiйнiй пiдготовцi, у працi та винагородi за неi; спецiальними заходами шодо охорони працi i здоров'я жiнок, встановленням пенсiйних пiльг; створенням умов, якi дають жiнкам можливiсть поєднувати працю з материнством; правовим захистом, матерiальною i моральною пiдтримкою материнства i дитинства, включаючи надання оплачуваних вiдпусток та iнших пiльг вагiтним жiнкам i матерям” (ч. 3 ст. 24 Конституції
України).

Специфика защиты прав женщин на равенство обусловливается рядом факторов. Дело в том, что круг групп населения, которые нуждаются в поддержки со стороны общества, государства и даже международного содружества, достаточно большой. Это, в частности, молодежь и пансионеры, инвалиды и безработные, беженцы, представители национальных меньшинств и др. И здесь особенного внимания требуют женщины, поскольку именно они наравне с мужчинами намного чаще бывают ограничены в использовании своих конституционных прав.

В соответствии с международной Конвенцией "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" 1979 года, стороной которой является
Украина, дискриминация в отношении женщин означает какое-либо различие, исключение либо ограничение по признаку пола, направленное на ослабление или сведения на нет признание, использование либо осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной хозяйственной либо какой-либо другой сферах.

Крайне обостряется этот вопрос в условиях перехода к рыночной экономике, когда положение женщин усложняется. Сейчас уже хорошо известны такие определения, как “феминизация безработицы”, “феминизация бедности”.
Можно указать и на уменьшение количества браков, резкое падение рождаемости, большую детскую и материнскую смертности и т.д. Поэтому в ч.3 ст.24 Конституции перечислено достаточно большое количество требований, условий и льгот, которые по мнению законодателя, могут помочь разрешить крайне сложное положение, в котором оказалась женщина в нашем обществе.

* * *

Равенство прав и свобод человека и гражданина Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо.1

Каждый человек в силу субъективных и объективных причин и обстоятельств по-разному реализует свои возможности, раскрывает свой творческий потенциал, обладает неодинаковыми способностями к инициативной, самостоятельной деятельности, обеспечивающей соответствующий уровень жизни.

Разумеется государство должно использовать правовые средства для сокращения резкого разрыва в доходах граждан. В этих целях применяется дифференциированная система налогов. Важнейшее значение в этом плане имеет эффективная борьба с криминальными источниками доходов, которые имеют широкое распространение в жизни общества на данном этапе. Эта борьба ведется очень слабо, что приводит к неоправданному усилению расслоения населения по доходам и материальному обеспечению.

Законодательство может закреплять особые права для той или иной категории граждан. Государство оказывает преимущественное содействие тем, которые по разным причинам не в состоянии наравне с другими использовать свои права и свободы (дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др.).
Предоставляемые этим слоям и категориям граждан преимущества естественны и ни в какой мере не нарушают принципа равенства прав и свобод человека и гражданина.

2. Гарантированность прав и свобод личности

Этот принцип получает правовое выражение в различных формах - и как общее начало, свойственное реализации всего объема прав и свобод личности, и посредством закрепления конкретных гарантий.

Как общее основание правового статуса указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Ст. 3 Конституции Украины устанавливает в качестве одной из основ конституционного строя обязанность государства по утверждению и обеспечению прав и свобод человека. В ч.2 ст. 22 Конституции
Украины также установлено, что "Конституційні права і свободи гарантуються і не можуть бути скасовані".

Эти общие принципы конкретизированы через конституционное требование невозможности сужения содержания и объема существующих прав и свобод.
Конституция категорически запрещает внесения в нее изменений, нарушающих права и свободы граждан (ст. 157 Конституции Украины). В случае представления в Верховную Раду законопроекта о внесений в Конституцию изменений, касающихся прав и свобод человека и гражданина, Конституционный
Суд Украины налагается обязанность сделать заключение в отношении конституционности такого законопроекта. При отсутствии позитивного заключения Конституционного Суда законопроект отклоняется.

Кроме этих общих норм о гарантиях, закрепление фактически каждого конкретного права и свободы сопровождается указанием на условия, способы его гарантий.1

Субъектом, на которого, прежде всего, возлагаются гарантии прав и свобод, является государство. Она осуществляются через всю систему государственных органов. Часть 2 статьи 102 Конституции Украины закрепляет, что "Президент України є гарантом державного суверенітету, територіальної цілісності України, додержання Конституції України, прав і свобод людини і громадянина"..Верховная Рада Украины осуществляет защиту прав и свобод, закрепление их гарантий посредством законодательной деятельности.

Согласно ч.3 ст.55 Конституции Украины "Кожен має право звертатися за захистом своїх прав до Уповноваженого Верховної Ради України з прав людини". Каждый гражданин Украины или другое лицо, находящееся на законных основаниях в Украине, имеет право обращаться за защитой своих прав к
Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, который осуществляет парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина (см. ст. 101 Конституции Украины).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.