Рефераты. Местное налогообложение в Украине

Виды местных налогов и сборов

    Прежде чем перейти к конкретной характеристике отдельных налогов и сборов, мы хотим подчеркнуть, что в основу этого перечня ляжет классификация, основанная на ст. 15 Закона Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украинской ССР «О системе налогообложения» от 2 февраля 1994 года и ст. ст. 2-17 Декрета Министров Украины № 56-93 от 20 мая 1993 года. Дело в том, что ряд общегосударственных налогов, указанных в ст. 14 Закона Украины от 2 февраля 1994 года, также поступает в местные бюджеты (подоходный налог с граждан, плата за землю, налог на промысел), однако компетенция местных органов самоуправления не распространяется на эти налоговые рычаги.

Гостиничный сбор

Взимается с целью финансирования мероприятий по развитию гостиничного хозяйства. Плательщики — лица, проживающие в гостиницах. Объект обложения — суточная стоимость снятого жилья, рассчитываемая без дополнительных услуг. Ставка (предельный размер) — 20 % суточной стоимости. Льготы при начислении данного сбора отсутствуют. Учет плательщиков ведет администрация гостиницы. Оплата и перечисление данного налога осуществляется в порядке, определенном Советами народных депутатов (ст. 19 Декрета № 56-93). Источник оплаты — за счет себестоимости продукции (работ, услуг) или за счет личных средств.

24 ноября 1994 г. вышел Закон города Москвы «О гостиничном сборе», который, несмотря на общность названия, имеет мало общего с украинским налогом. В соответствии с этим Законом плательщиками являются юридические лица, оказывающие гостиничные услуги. Объект обложения — объем реализации гостиничных услуг. Ставка — 1 процент от объема реализации гостиничных услуг.

Сбор за парковку автотранспорта

Плательщики — юридические и физические липа, паркующие автомобили в специально отведенных или оборудованных местах. Объект обложения — один час парковки автотранспорта. Оплачивается водителем на месте парковки. Ставка (предельный размер) - 3 процента минимальной заработной платы в специально оборудованных местах и 1 процент в отдаленных местах. Учет плательщиков определяют органы местного самоуправления. Источник оплаты — себестоимость продукции (работ, услуг) или личные средства. Подобный механизм предусматривает и налоговая система Российской Федерации. На территории Харьковской области подобный сбор взыскивается с 1 июня 1995 года. Харьковский городской Совет определил перечень мест и границ частей города, где взимается плата за парковку транспортных средств. Сбор взыскивается работником контролирующей организации, который выдает билет установленного образца с отметкой года, месяца, дня, места и времени стоянки. Ставка сбора 3 процента необлагаемого минимума доходов за каждый час стоянки. Источник уплаты — себестоимость продукции (для юридических лиц), личные средства (для физических лиц). Контролирующая организация сосредоточивает средства на собственном расчетном счету и не позднее 15 числа последующего месяца перечисляет их на счет городского финуправления. Отношения между ними регулируются договором. Не взыскивается сбор с инвалидов, пользующихся транспортными средствами с ручным управлением.

Рыночный сбор

    Плательщики — юридические и физические лица, которые реализуют сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Объект обложения — торговое место (на рынках, в павильонах, на площадках, с автомашин, повозок). Ставка налога — для физических лиц — 20 % минимальной заработной платы; для юридических лиц — 3 минимальные заработные платы. И в первом, и во втором случае по данной схеме начисляются налоговые отчисления за каждый день торговли. Учет плательщиков ведет администрация рынка. Срок оплаты — до начала реализации продукции, а срок перечисления сбора в бюджет определяется решением местного органа самоуправления. Источник оплаты — себестоимость продукции либо личные средства.

     Применение механизма рыночного сбора на местах породило весьма произвольное нормотворчество, что привело к необходимости определенных корректировок. Так, потребовалось специальное Письмо Министерства юстиции Украины от 18.12.95 г. № 8-5-4001, дополнительно подчеркнувшее необходимость начисления рыночного сбора в соотношении с необлагаемым минимумом доходов, а не минимальной заработной платы.

     Кабинет Министров Украины рекомендовал изменить максимальные ставки местных налогов на предельные (минимальную и максимальную) границы этих ставок. Так, рыночный сбор должен составлять от 10 до 20 % необлагаемого минимума доходов в столице; от 5 до 20 % — в городах; от 3 до 15 % — в других населенных пунктах. Для иностранных юридических лиц соответственно: от 2 до 3 необлагаемых минимумов — в столице; от 1 до 2 — в городах; от 0,5 до 1 -- в других населенных пунктах. Размер рыночного сбора дифференцируется в зависимости от рынка, его местонахождения и вида продукции.

     В соответствии с Положением о порядке взимания рыночного сбора с юридических и физических лиц, утвержденным IV сессией XXII созыва Харьковского городского Совета народных депутатов от 19.01.95 (с изменениями и дополнениями от 22.05.96 г.), рыночный сбор — это плата за торговые места на рынках и в павильонах, на крытых и открытых столах, площадках для торговли с автомашин, возков, мотоциклов, ручных возков, взимаемая с юридических и физических лиц, реализующих сельскохозяйственную и промышленную продукцию, другие товары. Не взимается рыночный сбор за торговые места на рынках, занятые торгово-закупочными предприятиями этих рынков. Плательщики сбора (юридические и физические лица) уплачивают его работникам рынка до начала реализации за каждый день торговли. Рынки перечисляют в городской бюджет на счет горфинуправления 50 % собранного рыночного сбора, но не менее среднемесячной индикативной суммы рыночного сбора. Оставшиеся 50 % рыночного сбора и среднемесячный сбор, собранный сверх среднемесячной индикативной суммы, остаются в распоряжении рынка и используются:

30 % — на развитие рынка;

20 % — на покрытие затрат по содержанию рынка. Ставки рыночного сбора дифференцируются в зависимости от характера торговли, количества торговых мест, плательщика, места торговли.

Сбор за выдачу ордера на квартиру

Плательщик — получатель ордера. Объект обложения — услуги, связанные с выдачей ордера. Ставка — 30 % минимальной заработной платы. Учет плательщиков осуществляется органами учета и распределения жилья. Данный сбор оплачивается в бюджет через учреждения банков до получения ордера. Источник оплаты — личные средства получателя ордера. В январе 1995 года Харьковский городской Совет народных депутатов решил изложить пункт 1 решения горисполкома от 12.07.93 г. № 335 в такой редакции: «Установить по городу Харькову сбор за выдачу ордера на квартиру, за услуги, связанные с выдачей документов, дающих право на заселение квартиры, в размере трех минимальных заработных плат, в том числе в случаях получения служебной жилой площади и закрепления освобожденной площади в коммунальной квартире согласно ст. 54 ЖК УССР». Конечно, счастливый обладатель ордера заплатит три, а может и пять размеров минимальной заработной платы, хотя ст.   18 Декрета № 56-93 четко оговаривает, что органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают и определяют порядок уплаты местных налогов и сборов в соответствии с перечнем и в рамках установленных предельных размеров ставок. Предельный же размер, закрепленный Кабинетом Министров, в десять раз ниже установленного Харьковским горсоветом. О каком верховенстве закона можно рассуждать дальше? Несколько отличается российский аналог сбора. Спорным представляется определение объекта обложения — право на заселение отдельной квартиры (для которого сложно подобрать стоимостный эквивалент). Ставка сбора устанавливается в пределах 75 % минимального размера месячной оплаты труда на день получения ордера в зависимости от общей площади и качества жилья.

Сбор с владельцев собак

(Отсутствует в Законе Украины от 2 февраля 1994 года). Плательщики — граждане — владельцы собак, проживающие в домах государственного и общественного жилищного фонда и приватизированных квартирах. Объект обложения — за каждую собаку (кроме служащих) ежегодно. Ставка (предельный размер) — 10 % минимальной заработной платы на момент начисления сбора. Учет плательщиков определяют местные органы самоуправления, которые устанавливают комиссионные отчисления для компенсации расходов по ведению учета плательщиков. Источник оплаты — личные средства плательщиков.

    Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» закрепляет в качестве плательщиков -физических лиц — владельцев собак, проживающих в городах. Объект обложения сбором (фактическое содержание) — владельцы собак в городе. Ставка — в размере, не превышающем 1/7 размера минимальной месячной оплаты труда. Граждане обязаны зарегистрировать собак в органах коммунального хозяйства, которые заводят для этих целей отдельные лицевые счета.

    В соответствии с решением Харьковского городского Совета народных депутатов от  19.04.95 года, утвердившим Временное положение о порядке начисления и уплаты в бюджеты сбора с граждан - владельцев собак, подобный сбор вводится с 1 мая 1995 года.

    Плательщиками его являются граждане — владельцы собак, проживающие в домах государственного и общественного жилого фонда, а также в приватизированных квартирах. В качестве объекта выделяется содержание гражданами собак. Учет подобных граждан осуществляется по спискам, составленным жилищно-эксплуатационными организациями, образованными для управления жилым фондом, которые составляют списки дважды в год и направляют их в исполкомы. Сбор установлен в размере одного необлагаемого минимума доходов на одну собаку. Уплачивается он ежемесячно равными долями по единой расчетной книжке оплаты за квартиру. Средства, поступающие в городской бюджет за счет этого сбора, распределяются поровну: на оплату труда дворников и на благоустройство территорий. Ряд категорий граждан освобожден от сбора (одинокие инвалиды и пенсионеры; слепые; использующие собак как поводырей и т.д.).

Курортный сбор

     Плательщики -- граждане, которые пребывают в курортной местности. Объект обложения — проживание в пределах курортной местности. Ставка — не более 10 % минимальной заработной платы. Учет плательщиков осуществляют администрации гостиниц, квартирно-посреднические организации, органы внутренних дел, контролирующие соблюдение паспортного режима. Удерживается во время регистрации не позднее 3-дневного срока с дня прибытия или при направлении на поселение в частном жилье граждан. Источник оплаты — личные средства плательщиков. Данный вид сбора предусматривает широкий перечень льготных освобождений (ст. 7 Декрета Кабинета Министров № 56-93).

       Российское законодательство подчеркивает, что плательщики — граждане, пребывающие без путевок, курсовок и т.д. Предельная ставка — не более 5 % минимальной месячной оплаты труда, и при перемене места жительства повторно не взимается.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.