Рефераты. Местное налогообложение в Украине

     В ближайшее время может произойти количественное увеличение местных налогов и сборов. Комиссиям Верховного Совета Украины 17 июня 1996 года поручено подготовить механизм введения новых местных налогов:

   - за строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

-         за продажу и перепродажу недвижимости;  

-         налог на жителей городов, население которых превышает 300 тысяч человек;

   -  налог с юридических и физических лиц на возрождение культурного достояния народа;

    -    за проезд через мосты;

    -    муниципальный налог;

    - налог с судов под иностранным флагом, находящихся в акватории портов Украины;

    -    туристический сбор;

    -    налог за оформление земельных участков;

    -    налог на соглашения, заключаемые на биржах.

    К введению новых местных налогов необходимо подходить с учетом реальных возможных поступлений за их счет. Например, налог на продажу недвижимости вряд ли обеспечит значительное увеличение средств, поступающих в местные бюджеты. Расчеты за недвижимость осуществляются по безналичному расчету или за наличный расчет через биржи, следовательно, при появлении этого налога расчеты приобретут наличный характер, минуя улавливаемые налогом каналы (дарение, долгосрочная аренда, завещание). Дальнейшее увеличение ставок налога на рекламу только увеличит себестоимость и отразится на потреблении.

   Особую осторожность предполагает и то, что существующая местная налоговая система не стимулирует производственной активности, что отражается на поступлениях. В расчетных показателях в госбюджет на 1994,  1995,  1996 годы поступления от местных налогов и сборов предусматривались в размерах 10, 11, 19 трлн крб, а фактически составили 0,9; 12,5; 8,8 (за 4 месяца 1996 года) трлн крб. Видимо, поэтому более целесообразно не вносить изменения в отдельные, подчас разобщенные, нормативные акты, а подготовить отдельный законопроект о местных налогах и сборах, урегулировав расхождения в действующей нормативной базе.

     Местные органы власти часто не справляются даже с теми полномочиями по введению местных налогов, которые они имеют по существующему законодательству, да и их решения часто противоречат законам. А если учесть, что неправомерное решение может быть отменено только самим местным органом или в судебном порядке по иску прокурора, то ситуация вообще превращается в тупиковую. Плательщикам остается два пути: либо подчиняться незаконному решению, либо избрать теневой путь. В любом случае нарушается управляемость процессами развития как территории, так и общества в целом.

      Видимо, налоговое нормотворчество должно исходить из общего принципа разделения компетенции, при котором устанавливается исчерпывающий перечень местных налогов и сборов с указанием круга плательщиков и налогооблагаемой базы по каждому из них. Органы же местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положения о конкретном налоге и определяют ставку налога в пределах, установленных законодательными актами. При этом, возможно, целесообразно сократить общее число местных налогов и сборов на государственном уровне за счет исключения налогов с одинаковой налогооблагаемой базой.

Структура местной налоговой системы

   Прежде чем создавать местную налоговую систему, необходимо выработать основные принципы выделения налогов и сборов в местную систему:

1.      Конкретные местные налоги и сборы должны быть значимы для данной территории, понятны для плательщиков, в какой-то мере традиционны и логичны (например, курортный сбор).

2.      Развитие местной налоговой системы должно обращать тенденцию увеличения доли местных налогов в доходной части бюджетов на местах.

3.      Отчисления от общегосударственных налогов в местные бюджеты должны устанавливаться фиксированными размерами ставок на относительно длительный период.

     Реализация этих принципов должна в равной мере охватывать все элементы местной системы налогов и сборов. На наш взгляд, в ней можно выделить ТРИ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТА:

   Первый — налоговые поступления от государственных налогов, распределяемых пропорционально между государственным и местными бюджетами. Например, Законом Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украинской ССР» «О бюджетной системе Украинской ССР» от 28 апреля 1995 года разграничиваются части налога на добавленную стоимость между Государственным бюджетом Украины и республиканским бюджетом Автономной Республики Крым (ст. ст. 11, 12); налога на прибыль предприятий — между Государственным бюджетом Украины и местными бюджетами (ст. ст. 11-15).

     Второй — налоговые поступления, закрепленные полностью за местными бюджетами и не имеющие формальных аналогов на уровне государственного бюджета.

     Третий — местные неналоговые доходы.

     Особенностью реализации второго элемента местной системы налогов и сборов является полное зачисление местных налогов исключительно в бюджеты тех территорий, на которых он введен. Налогооблагаемая база местных налогов может быть определена путем установления фиксированного количества налогов; предоставления права местным органам самоуправления введения местных налогов, соответствующих действующему законодательству; закрепления на государственном уровне доли поступлений от местных налогов и сборов.

Законодательное регулирование системы местных налогов должно быть нацелено на закрепление за местными бюджетами таких доходных источников, которые обеспечивали бы стабильное поступление доходов. Поэтому в местном налогообложении основной упор должен быть сделан на поимущественные и подоходные налоги.

Таким образом, местная налоговая система включает следующие ВИДЫ налоговых доходов местных органов самоуправления:

А. Местные налоги, формируемые и закрепляемые на государственном уровне (налог на землю, подоходный налог). Данный вид налогов формирует основу местных бюджетов, регулирование их должно осуществляться на государственном уровне, и средства за их счет должны полностью поступать в местные бюджеты.

Б. Местные налоги, формируемые на местном уровне (курортный сбор, налог на рекламу, гостиничный сбор и т.д.). Регулирование данными налогами осуществляется на местах в целях управления дефицитами местных бюджетов.

В. Местные налоги, формируемые как отчисления от государственных налогов (доля НДС, доля налога на прибыль, часть акцизного сбора). Данные налоги и их доли регулируются на государственном уровне.

Г. Местные неналоговые доходы (штрафы, пени, лицензионные сборы). Входят в местную налоговую систему и выполняют фискальную функцию.

Иногда на практике возникают вопросы о правомерности начисления сборов в период, когда предприятия, обязанные перечислять их в бюджет, не осуществляли хозяйственной деятельности. В этом случае сборы взимаются независимо от того, осуществляет предприятие в отчетном периоде предпринимательскую деятельность или нет. Если на территории, где находится предприятие, органом местного самоуправления было принято решение об установлении этих сборов на подведомственной ему территории, то предприятие должно уплатить их за все налогооблагаемые периоды, установленные данным решением, с момента его регистрации в качестве юридического лица, соответственно исчислив базу начисления сбора.

   Этот механизм действует и в период, когда предприятие временно не работает и рабочие вынужденно отпущены в отпуска. Определенная специфика характерна, правда, для той разновидности сборов, в основе начисления которых лежит определение фонда оплаты труда. В этом случае, когда предприятие временно не работает, фонд оплаты труда не начисляется и местные налоги и сборы, объектом обложения которых является фонд оплаты труда, не начисляются. При этом следует разграничивать:

—      сборы, связанные с фактическим начислением и вы

платой фонда оплаты труда;

—      различного рода разовые сборы при совершении определенных действий (сбор за выдачу ордера на квартиру).

Конкретный же порядок исчисления и уплаты при введении налогов и сборов, объектом обложения которых является минимальная заработная плата, должен быть изложен в решении органа, устанавливающего конкретные виды местных налогов и сборов.

Практика применения налогового законодательства и специфика местных налогов подводит к классификации местных налогов в зависимости от источника оплаты. Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 года № 56-93 эта проблема не была окончательно урегулирована. В соответствии с подобной классификацией деление местных налогов и сборов осуществляется на ДВЕ ГРУППЫ:

1. Платежи, относимые на финансовые результаты деятельности предприятий (налог на рекламу; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право проведения кино- и телесъемок).

2. Платежи, относимые на прибыль (доход), остающуюся в распоряжении хозяйства (сбор за право торговли; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах и т.д.).

   Относительную определенность в эту ситуацию внесло Письмо Главной государственной налоговой инспекции Украины от 27 июля 1995 года № 11-311/10-3575. В соответствии с пунктом 9.5.12 статьи 9 Закона Украины от 28 декабря 1994 года № 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» налоги, сборы и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).

Поскольку Закон введен в действие с 1 января 1995 года, то местные налоги и сборы, которые уплачивались за счет дохода (прибыли) (сбор за участие в бегах на ипподроме; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за право на проведение местных аукционов, конкурсных распродаж и лотерей; коммунальный налог; сбор за проезд территорией приграничных областей автотранспорта, который направляется за границу; сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли), начиная с 1995 года, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).

Местные налоги за рубежом

Механизм местного налогообложения довольно устойчив и традиционен, хотя и имеет различные формы реализации в экономически развитых государствах. Рассмотрим для примера только несколько из них.

США. Насчитывается 80 тыс. административных единиц (19 тыс. муниципалитетов, 17 тыс. городских самоуправлений, 15 тыс. школьных округов, 29 тыс. специальных районов, 3 тыс. округов).

А. Налог с продаж. Специфическая форма косвенного налога, доля в налоговых поступлениях от которого составляет около 30 %. Плательщиками являются юридические и физические лица. Объект обложения — валовая выручка от реализации на каждой стадии обращения товара, оборот по указанию услуг населению. Ставка -варьируется на уровне 3-4 % (к розничной цене) в зависимости от штата. Максимума ставка налога достигает в штате Вашингтон — 6,5 %. Выборочным налогом с продаж облагаются отдельные товары массового потребления (бензин, табачные изделия,, спиртные напитки), и при этом налог с продаж приобретает характер акциза.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.